ЭЖ-юрист, N 18, 2008 год         

О.Лютова,

преподаватель кафедры государственно-правовых

дисциплин ПФ ГОУ ВПО РАП

Конституционные основания для списания


Вопросы списания безнадежной ко взысканию недоимки являются весьма актуальными в теории налогового права, а также в практической деятельности государственных органов, в частности в лице налоговых инспекций различных уровней.

Уточнения от Правительства РФ


В действующем российском законодательстве вопросам списания недоимки посвящена ст.59 НК РФ, согласно которой в качестве оснований списания законодатель выделяет причины экономического, социального или юридического характера. Очевидно, что для применения данной нормы на практике необходимо четко представлять себе, что законодатель подразумевал под каждым из этих оснований. Однако сформулирована норма бланкетно, что предполагает ее дальнейшее уточнение и детализацию.

В Постановлении Правительства РФ от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам" указаны следующие основания для списания:

ликвидация организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

признание банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" - в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;

смерть или объявление судом умершим физического лица - по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства государству.

Кроме того, существует большое количество нормативных правовых актов муниципальных образований субъектов РФ, в которых устанавливаются основания и порядок списания региональных и местных налогов и сборов. Причем, как показывает анализ этого законодательного массива, основания устанавливаются двумя способами:

положения нормативного акта муниципалитета в части оснований полностью дублируют Постановление N 100 и устанавливают только саму процедуру списания, которая будет применяться на территории данного муниципалитета;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs