ЭЖ-юрист, N 17, 2008 год      

И.Кривых,

директор по правовым вопросам группы компаний

"Морские и нефтегазовые проекты" (ООО)

          

Обжалованию не подлежит?

[О возможности обжалования в судебном порядке писем
 разъяснительного характера финансовых органов]

Согласно ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов госвласти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В отношении обжалования нормативных и ненормативных актов органов исполнительной власти сегодня существует обширная судебная практика. Но до сих пор дискуссионным остается вопрос о возможности обжалования в судебном порядке писем разъяснительного характера финансовых органов. Это связано с тем, что нет единого мнения по поводу нормативного (ненормативного) характера разъяснений.

Что такое нормативный акт


Пленум ВС РФ определил существенные признаки нормативного правового акта следующим образом: "Издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений" (Постановление Пленума ВС РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").

В одних случаях письменные разъяснения финансовых органов признаются судом нормативно-правовым актом, в других - нет.

Определение ВАС РФ от 29.06.2007 N7526/07 указывает: Письмо Минфина России "содержит разъяснения налогового законодательства, которые никого ни к чему не обязывают. Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков соблюдения содержащихся в оспариваемом письме разъяснений. Кроме того, Министерство финансов РФ исходит из того, что данное письмо не является обязательным даже для налоговых органов. Направление Федеральной налоговой службой оспариваемого письма своим территориальным органам, образующим единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, не является основанием для изменения юридического статуса данного документа и его правовой квалификации в качестве нормативного правового акта" (Определение ВАС РФ от 29.06.2007 N7526/07).

Проанализировав оспариваемое положение Письма Минфина России, Президиум ВАС РФ справедливо пришел к выводу о том, что "данными положениями устанавливаются обязательные правила формирования налоговой базы при выполнении налогоплательщиком строительно-монтажных работ для собственного потребления. Направление названного Письма Федеральной налоговой службой сопроводительным письмом от 25.01.2006 NММ-6-03/63@ нижестоящим налоговым органам для использования в работе не исключает возможности многократного применения содержащегося в нем предписания и порождает правовые последствия для неопределенного круга лиц" (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.10.2007 N7526/07).

Интересная позиция изложена ВАС РФ в решении от 17.10.2007 по делу N 8464/07, в которой он допускает нормативно-правовой характер разъяснений Минфина России, если они даны во исполнение функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.