Портал docs.cntd.ru скоро обновится, чтобы стать еще лучше и удобнее.
Попробовать новую версию
  • Текст документа
  • Статус
Неактуальный

Финансы и бизнес, N 1, 2008 год
Я.Д.Ширяева,

канд.экон. наук, ведущий специалист сектора
аналитическо-правового обеспечения юридического
управления аппарата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга



Современное состояние малого бизнеса в России и общепризнанная во всем мире необходимость его поощрения со стороны государства диктуют важность рассмотрения как места малого предпринимательства в национальной экономике, так и его правового регулирования. В данной статье обращается внимание на статистику субъектов малого предпринимательства и на относящиеся к ним нормативно-правовые акты.

В России к субъектам малого предпринимательства относятся как малые предприятия, т.е. юридические лица, так и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Индивидуальные предприниматели по своей сути являются некоторым соединением юридического и физического лица. По нашему мнению, с точки зрения организационно-правовой формы наиболее "неприятным" отличием малого предприятия от индивидуального предпринимателя является то, что по своим долгам малое предприятие отвечает в пределах своего уставного капитала, а индивидуальный предприниматель - всем своим имуществом. Учитывая постоянный рост доначислений по итогам выездных налоговых проверок - в 2007 году суммы доначислений на одну проверку организаций увеличились в два раза (Шевцова, 2007), - указанное отличие при прочих равных условиях может объяснить стремление регистрировать свою деятельность именно в качестве юридического лица, а не индивидуального предпринимателя, хотя на сегодняшний день в России количество индивидуальных предпринимателей больше, чем малых предприятий.

Для начала обратимся к истории статистических сопоставлений российского малого бизнеса с 1992 года. До 1 января 2008 года в России субъектами малого предпринимательства признаются коммерческие организации, которые отвечают требованиям п.1 ст.3 Федерального закона РФ N 88-ФЗ от 14.06.95 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", в отношении уставного капитала и в отношении средней численности работников за отчетный период. Последняя не должна превышать: 30 человек в розничной торговле и бытовом обслуживании населения; 60 человек в сельском хозяйстве и в научно-технической сфере; 100 человек в промышленности, строительстве, на транспорте; 50 человек в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности. Кроме того, для признания субъектом малого предпринимательства коммерческой организации необходимо было выполнить и условие по структуре своего уставного капитала*.
________________
* В уставном капитале субъектов малого предпринимательства доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25% (п.1 ст.3 Закона N 88-ФЗ от 14.06.95).


Ранее, до 20 июня 1995 года, в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года N 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР" к малым предприятиям относились предприятия всех организационно-правовых форм, со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек (в том числе в промышленности и строительстве - до 200 человек; в науке и научном обслуживании - до 100; в других отраслях производственной сферы - до 50; в отраслях непроизводственной сферы, розничной торговле и общественном питании - до 15 человек).

С учетом этого именно в 1992 году удельный вес малых предприятий в общем их количестве был максимальным и составил 92%. В абсолютном выражении число малых предприятий выросло с 31 декабря 1995 года по 31 декабря 2006 года с 877,3 тыс. до 1032,8 тыс. (табл.1). Если в абсолютном выражении количество малых предприятий в 1995-2006 годах возрастало, то в относительном - уменьшилось с 39,0% в 1995 году до 22,9% в 2006 году.

Для того чтобы выяснить тенденции развития малого бизнеса в России, обратимся к динамическому ряду численности экономических агентов (табл.1). По состоянию на 1 января 2007 года в России зарегистрировано 1032,8 тыс. субъектов малого предпринимательства (Россия в цифрах, 2007, с.177).

Таблица 1. Количество крупных, средних и малых предприятий России в 1992-2006 годах (по состоянию на конец года), тыс.единиц

Таблица 1

Год

Все предприятия, тыс.единиц

Из них

крупные и средние

малые

тыс.единиц

%

тыс.единиц

%

1992

609,0

49,0

8,0

560,0

92,0

1993

1244,9

379,9

30,5

865,0

69,5

1994

1946,3

1049,4

53,9

896,9

46,1

1995

2249,5

1372,2

61,0

877,3

39,0

1996

2504,5

1662,8

66,4

841,7

33,6

1997

2727,1

1866,0

68,4

861,1

31,6

1998

2901,2

2033,2

70,1

868,0

29,9

1999

3106,4

2215,8

71,3

890,6

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

Примеры

аналогичных документов, доступных с полным текстом:

Малый бизнес в России: статистика и законодательство

Название документа: Малый бизнес в России: статистика и законодательство

Вид документа: Комментарий, разъяснение, статья

Статус: Неактуальный

Опубликован: Финансы и бизнес, N 1, 2008 год
Дата принятия: 15 марта 2008

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах