МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 25 июня 2007 года N 342

     
О Концепции развития аграрной науки и научного
обеспечения АПК России до 2025 года



В целях дальнейшего развития аграрной науки, углубления фундаментальных и приоритетных прикладных научных исследований для разработки конкурентоспособной научно-технической продукции, определения инновационного механизма участия науки в процессе освоения в производстве научных разработок, обеспечивающих эффективное развитие агропромышленного комплекса Российской Федерации,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития аграрной науки и научного обеспечения агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Концепция).

2. Департаментам Министерства при осуществлении функций в установленной сфере деятельности руководствоваться положениями Концепции.

3. Рекомендовать научным организациям и высшим учебным заведениям, подведомственным Минсельхозу России, при осуществлении функций в установленной сфере деятельности руководствоваться положениями Концепции.

4. Рекомендовать Россельхозакадемии при осуществлении функций в установленной сфере деятельности руководствоваться положениями Концепции.

5. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя Министра С.Г.Митина.


Министр
А.В.Гордеев

     

УТВЕРЖДЕНА
приказом Минсельхоза России
от 25 июня 2007 года N 342

     
КОНЦЕПЦИЯ
развития аграрной науки и научного
обеспечения агропромышленного комплекса
Российской Федерации на период до 2025 года

Введение


Целью настоящей Концепции является дальнейшее развитие аграрной науки путем совершенствования системы управления и сети научно-исследовательских учреждений, углубления фундаментальных и приоритетных прикладных исследований для разработки конкурентоспособной научно-технической продукции, усиления инновационного процесса участия науки в освоении научных разработок в производстве, обеспечивающих эффективное развитие агропромышленного комплекса Российской Федерации.

За последние 15 лет системный кризис сельского хозяйства привел к значительному снижению производственного потенциала продовольственного сектора АПК, к ухудшению фитосанитарного состояния и экологическим стрессам на десятках миллионов гектаров сельскохозяйственных посевов и насаждений. Более 70% земель подвергнуты ветровой и водной эрозии, 20% почв переувлажнено и заболочено, 8% - засолено, 44% - имеют повышенную кислотность, 95 млн.га характеризуются низким содержанием гумуса.

Вместе с тем начавшийся XXI век становится веком высоких технологий и стандартов качества жизни. Целенаправленно формируется единая общемировая экономическая и информационная система. Набирающие силу процессы глобализации сельскохозяйственного производства и продовольственного рынка, при сложившемся состоянии агропромышленного производства нашей страны, могут поставить ее в зависимость от транснациональных корпораций. Включение российского агропродовольственного рынка в мировую рыночную систему, после вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), обусловит необходимость руководствоваться стремлением максимально расширить рынок для экспорта и улучшить условия для проникновения отечественных товаров на этот рынок, а также значительно поднять конкурентоспособность товаров на внутреннем рынке.

Одним из аспектов решения ряда проблем, стоящих перед сельским хозяйством России, является комплекс изложенных в Концепции вопросов, связанных с формированием соответствующих научной, научно-образовательной и научно-производственной сфер, которые, в условиях объективно признанной аграрной приоритетности и формирующихся рыночных отношений, могли бы стать реальным действенным фактором научного обеспечения эффективного развития агропромышленного производства, способного включиться в мировые процессы сельскохозяйственного производства и продовольственного рынка.

При подготовке Концепции использовались положения Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 202-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" и Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации", указов Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 884 "О доктрине развития российской науки", от 30 января 1992 года N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук", "Основных направлений агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы", одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 27 июля 2000 года, Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, одобренных решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации, Президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям от 20 марта 2002 года и утвержденных Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 года N Пр-576, Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций до 2015 года Минобрнауки Российской Федерации 2006 года, Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, утвержденных Президентом Российской Федерации 21 мая 2006 года N Пр-843, а также приоритетного национального проекта "Развитие АПК".

2. Агропромышленный комплекс Российской Федерации
и роль науки в его эффективном развитии


В России, как и во всем мире, аграрное производство является крупнейшей жизнеобеспечивающей сферой народнохозяйственного комплекса. Его состояние и экономическая эффективность функционирования оказывают решающее влияние на уровень продовольственного обеспечения и благосостояния народа.

Агропромышленный комплекс в значительной мере определяет состояние всей экономики страны, поскольку он тесно взаимодействует экономически, ресурсно и производственно с другими отраслями народного хозяйства. В сельской местности проживает свыше 38 млн.человек, или 27% жителей России. Это огромный кадровый потенциал, способный при научно обоснованной организации сельскохозяйственного производства вывести наше сельское хозяйство на передовые позиции в мире. Однако в 2005 году доля сельского хозяйства в ВВП страны составила лишь 5%, а доля продовольственных товаров в объеме розничного товарооборота 46%.

Проводимые в стране, с начала 1990-х годов, без предварительной научной проработки аграрные преобразования, сводимые, в основном, к нерегулируемой либерализации рынка, повлекли за собой развал материально-технической базы АПК и системных технологий ведения производства, их примитивизацию, поставили под угрозу существование основного, невозобновляемого средства производства - земли, без чего функционирование этой отрасли вообще невозможно. Производство продукции агропромышленного комплекса сократилось почти вдвое, а в структурообразующей отрасли - сельском хозяйстве - на 40%, что ограничило возможности страны обеспечить население продовольствием собственного производства. Кризис в полной мере коснулся рыбохозяйственного комплекса. Период с 1991 по 2005 годы характеризовался общим снижением добычи рыбы и морепродуктов с 6,93 млн.тонн до 3,29 млн.тонн. Существенно сократилось потребление рыбной продукции на душу населения, которое в 2005 году составило 6,8 кг при медицинской норме 23,7 кг. Объем продукции пищевой и перерабатывающей промышленности уменьшился с 1990 года на 33%.

В силу низкой рентабельности в сельском хозяйстве, в большей мере, чем в других отраслях, произошло сокращение производственно-технического потенциала. Отсутствие необходимых денежных поступлений привело к многократному уменьшению закупок новой техники и оборудования, физическому и моральному износу большей части основных средств сельхозпредприятий. Поэтому даже при расширении спроса на отечественную продукцию рост ее производства сдерживался ресурсными ограничениями.

Острой проблемой стал межотраслевой диспаритет цен и доходов. В условиях либерализации экономики сельское хозяйство оказалось особо незащищенным перед монополизированными отраслями промышленности. Ценовой пресс со стороны массы посредников и перекупщиков привел к многократному снижению доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в розничной цене конечного продукта.

Нормальному функционированию агропромышленного комплекса стали препятствовать слабая инфраструктура рынков, отсутствие эффективных систем их регулирования, наличие межрегиональных торговых барьеров, искусственное сдерживание цен администрациями регионов. В силу неразвитости рыночной инфраструктуры до сих пор не обеспечивается нормальная связь между производителями продовольствия, ограничивается возможность сбыта продуктов отечественными сельхозтоваропроизводителями по приемлемым ценам. Негативное влияние на развитие рынка продовольствия оказывают межрегиональные торговые барьеры, затрудняющие доступ на него товаропроизводителям. Ограничения на вывоз снизили уровень конкуренции, привели к падению цен на рынках регионов нетто-экспортеров продовольствия и соответствующему росту цен в регионах нетто-импортерах, что привело к сокращению спроса.

Проблемы развития сельской местности стали не только социальными, но и оказали негативное воздействие на экономику аграрного производства. Преодолению этих проблем препятствуют и острые проблемы демографического и кадрового потенциала, нехватка специалистов и руководителей, низкая оплата их труда, недостаточный уровень менеджмента, организационной и консультационной работы по формированию и функционированию новых рыночных структур.

С 2000 года агропромышленное производство демонстрирует положительную динамику развития. Однако темпы роста производства в отрасли являются недостаточными для ее ускоренного развития и сильно отстают от общего уровня роста экономики страны.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации совместно с учеными Россельхозакадемии предпринимает достаточно эффективные усилия для преодоления кризисных явлений и вывода агропромышленного комплекса на устойчивое развитие. Последовательно проводится политика субсидирования процентных ставок по кредитам, компенсации части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, приобретения средств химизации, поддержки племенного животноводства и элитного семеноводства, лизинга техники и племенного скота. В 2006 году впервые из федерального бюджета были выделены денежные средства в размере 7,5 млрд.руб. на компенсацию сельхозпроизводителям части затрат на нефтепродукты. Принят Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства". Эти меры повышают конкурентоспособность сельскохозяйственного производства и частично, хотя и далеко не полностью, нивелируют последствия диспаритета цен.

Разработка и внедрение элементов новой политики таможенно-тарифного регулирования создали стабильные и предсказуемые условия для участников агропродовольственного рынка. В 2003 году определен режим регулирования импорта мяса на ближайшие четыре года. С января 2004 года действует режим переменной импортной пошлины на сахар-сырец. Увеличены таможенные пошлины на жиры и масла. Утверждена ставка ввозной таможенной пошлины в отношении риса и мукомольно-крупяной продукции из него.

На реализацию федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" в 2003-2005 годах было привлечено 46 млрд.руб. Объем инвестиций в основной капитал агропромышленного комплекса России в 2006 году достиг 265,9 млрд.рублей.

Чрезвычайно важным моментом, обозначившим свершившийся перелом в отношении государственной власти к проблемам агропромышленного комплекса, представляется принятие приоритетного национального проекта "Развитие АПК". Признание развития агропромышленного комплекса важнейшим приоритетом государственной политики имеет не только экономическое, но и важнейшее социально-политическое значение. Приоритетный национальный проект "Развитие АПК" включает в себя три направления: "Ускоренное развитие животноводства", "Стимулирование развития малых форм хозяйствования" и "Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе". Над выполнением проекта успешно работает Межведомственная рабочая группа с участием ведущих ученых-аграрников страны.

Переход нашей страны к постиндустриальному укладу и инновационному способу производства ставит перед аграрной наукой новые задачи. В развитых странах инновационные факторы обуславливают 80-85% экономического роста. В частности, интеллектуальная собственность составляет около 70% совокупной рыночной стоимости корпораций и по экспертным оценкам превышает 20 трлн.долл. США.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что наука, наукоемкие технологии, активная инновационная деятельность являются исходной движущей силой всей хозяйственной жизни, и преимущественный прирост сельскохозяйственного производства обеспечивается за счет реализации научно-технических достижений.

Поэтому стабилизация и дальнейшее ускоренное развитие АПК невозможно без воспроизводства новых знаний, тиражирования достижений аграрной науки, их апробации и освоения в производстве, участия науки в разработке и экспертизе принимаемых федеральных и региональных нормативно-правовых актов.

Сегодня прогресс в аграрном секторе неразрывно связан с развитием перспективных наукоемких отраслей. Учеными Россельхозакадемии разработаны современные технологии производства сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов для всех основных природно-экономических зон страны, освоение которых в производстве уже привело к увеличению производства некоторых видов продукции (зерно, мясо птицы, яйцо), ассортименту и качеству пищевых продуктов. Дальнейшее широкое их освоение обеспечит успешную реализацию национального проекта "Развитие АПК".

В целях дальнейшей эффективной реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" ведется разработка технологий нового поколения, в основу которых заложены высокое качество получаемой продукции, ресурсосбережение, экологическая безопасность, конкурентоспособность на мировом рынке. Индустриальные технологии обуславливают выпуск принципиально новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих машин и оборудования, создание высокопродуктивных пород, типов, линий и кроссов животных и птицы.

Особое внимание обращается на исследования в области экономики развития отраслей сельского хозяйства. Учеными уже разрабатываются направления научно-технической и инновационной политики в области растениеводства, животноводства, перерабатывающей промышленности, предусматривающие переход к новым технологиям, современным техническим средствам, системе адаптивной интенсификации сельского хозяйства, прогрессивным формам социально-экономических отношений. В области растениеводства и животноводства научно-техническая и инновационная политика включают в себя разработку перспективных технологий, методов селекции, генной инженерии, молекулярной генетики, микробиологии применительно к конкретным сельскохозяйственным культурам, видам животных.

Стабилизация и развитие АПК требует перехода от фрагментарного аграрного законодательства к его комплексному и системному подходу. Важным направлением совершенствования законодательства в сфере АПК является его адаптация к нормам и правилам Соглашения ВТО по сельскому хозяйству. Ученые считают, что корректировка аграрного законодательства должна предусматривать принятие обязательств по доступности к мировому рынку, экспортному субсидированию и государственной поддержке сельского хозяйства.

Наличие имеющегося потенциала аграрной науки при эффективной государственной его поддержке и разработанные комплексные меры по восстановлению и развитию АПК позволят улучшить положение российского крестьянства и обеспечить достаточный уровень питания всех слоев населения России. Роль науки в сложившихся условиях заключается в выявлении и выработке мер по устранению негативных тенденций в функционировании отрасли, выработке государственной стратегии развития агропромышленного комплекса и мер по активизации аграрной политики государства, разработке конкурентоспособной научно-технической продукции в соответствии с потребностями агропромышленного производства, инновационной деятельности на основе научно-технических достижений.

3. Современное состояние потенциала аграрной науки


Научное обеспечение развития агропромышленного комплекса Российской Федерации осуществляют свыше 400 научных учреждений и 110 вузов Россельхозакадемии, Минсельхоза России, Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования и других министерств и ведомств Российской Федерации, независимо от их ведомственной подчиненности и принимающих участие в решении ряда проблем сельскохозяйственного производства. Указом Президента Российской Федерации от 30 января 1992 года N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук" на Россельхозакадемию возложена координация научно-исследовательских работ в области АПК, где сосредоточена основная часть научного потенциала как высшего научного центра страны в области сельского хозяйства.

В состав Россельхозакадемии входит 206 научных учреждений, в том числе 196 институтов и Центральная научная сельскохозяйственная библиотека с документным фондом около 3,5 млн.единиц хранения. В структуре институтов работает 53 селекционных центра, в том числе 42 - по растениеводству, 8 - по животноводству и 3 - биотехнологического направления.

Научно-исследовательские учреждения Академии размещены во всех субъектах Российской Федерации, что связано с огромным разнообразием природно-климатических и почвенных условий, сравнительно низким биоклиматическим потенциалом в большинстве регионов России. Это позволяет вести фундаментальные и приоритетные прикладные исследования с учетом разнообразия почвенных и природно-климатических условий, а также совместно с местными сельскохозяйственными органами осуществлять научное обеспечение их агропромышленных комплексов. Разнообразие почвенно-климатических условий обусловило формирование структур и системы управления аграрной наукой по научно-отраслевому и территориальному принципам. Разработку конкретных мероприятий по развитию в регионах страны агропромышленного производства, научное и научно-методическое обеспечение на местах осуществляют: 1 региональное отделение (Сибирское) и 3 научно-методических центра - Северо-Западный, Северо-Восточный и Дальневосточный. При Президиуме Академии работают 9 отраслевых отделений, являющихся основными научными и научно-организационными формированиями, объединяющими одну или несколько смежных специальностей и осуществляющих свою деятельность в тесном взаимодействии с региональным отделением, научно-методическими центрами, непосредственно с институтами, селекционными, технологическими и биотехнологическими центрами. Отделения занимаются разработкой и реализацией научных программ, подготовкой кадров, развитием зарубежных связей, координацией научно-исследовательских работ, деятельностью подведомственных структур, расходованием средств по выполнению исследований и эффективности их использования.

В состав Россельхозакадемии входит 317 организаций научного обслуживания, в том числе 293 опытно-производственных хозяйства и 24 экспериментально-промышленных предприятия. В их задачу входит проведение необходимых опытных работ, производственная проверка и внедрение научно-технических разработок, производство семян высших репродукций всех сельскохозяйственных культур, племенных животных, птицы, яиц, других видов продукции и услуг для товаропроизводителей независимо от формы собственности и специализации. Они же являются репродукторами информационного обеспечения освоения в сельскохозяйственном производстве научно-технических разработок.

В учреждениях Академии работает свыше 30 тыс.человек, из которых 13 тыс.исследователей, в том числе около 1,5 тыс.докторов и более 5 тыс.кандидатов наук. В системе агропромышленного комплекса России работают 160 действительных членов (академиков), 142 члена-корреспондента Россельхозакадемии и около 200 иностранных членов.

Для подготовки молодых научных кадров в системе Россельхозакадемии в 111 научно-исследовательских институтах работает аспирантура, в 26 - докторантура, в 58 институтах функционируют советы по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук и в 14 НИИ на соискание ученой степени кандидата наук.

Большая работа в этом направлении проводится в интеграции с вузами Минсельхоза России и других министерств и ведомств Российской Федерации. Ученые Академии участвуют в учебном процессе подготовки студентов, аспирантов и докторантов, осуществляемых как в учебных заведениях, так и научно-исследовательских учреждениях. Ученые и преподаватели вузов работают в тесном контакте с научно-исследовательскими институтами как системы Россельхозакадемии, так и других министерств и ведомств Российской Федерации при проведении научных исследований и освоении их в агропромышленном комплексе страны.

Система управления аграрной наукой представляет собой: руководящий высший орган Россельхозакадемии - Общее собрание действительных членов (академиков) и членов-корреспондентов Президиум Академии, обеспечивающий выполнение решений Общего собрания, а в период между собраниями руководит деятельностью Академии - региональное отделение и научно-методические центры, осуществляющие научное обеспечение развития АПК в соответствующем природно-климатическом регионе научно-исследовательские учреждения, выполняющие исследования и осуществляющие научное обеспечение и практическую помощь агропромышленному производству организации научного обслуживания (опытно-производственные хозяйства и экспериментально-промышленные предприятия), выполняющие функции оказания услуг и научного обслуживания при проведении научно-исследовательских работ, производстве семян сельскохозяйственных культур высших репродукций, племенных животных и птицы, рыб и полезных насекомых, опытных образцов техники, ветбиопрепаратов, продуктов питания, они также являются базой проведения исследований, производственной проверки научных разработок, пропаганды и освоения их в производстве.

В рамках Межведомственной координационной программы фундаментальных и приоритетных прикладных исследований по научному обеспечению развития АПК Российской Федерации научные учреждения Академии решают ряд научных проблем в комплексе с научными учреждениями, вузами Минсельхоза России, РАН, РАМН, РАО, других министерств и ведомств Российской Федерации, участвующих в аграрной сфере науки и производства.

В рамках международного научно-технического сотрудничества научные учреждения Академии на основе соглашений, договоров, протоколов и меморандумов выполняют научную работу с научно-исследовательскими учреждениями, университетами, фирмами 69 стран мира.

Работа кадрового и материально-технического потенциала аграрной науки по реализации Программы фундаментальных и приоритетных прикладных исследований по научному обеспечению развития АПК Российской Федерации, Межведомственной координационной программы, договоров, контрактов и соглашений по заказам Минсельхоза России позволила только за 2001-2006 годы разработать свыше 10 тыс.наименований научной продукции, большинство из которых защищено патентами и авторскими свидетельствами, в том числе в Госреестр включено около 1700 сортов и гибридов сельскохозяйственных культур отечественной селекции; создано 58 породных групп, типов, линий и кроссов сельскохозяйственных животных, птиц, рыб и полезных насекомых; разработано 660 новых образцов машин, оборудования и приборов; 260 вакцин, диагностикумов, препаратов и дезинфицирующих средств; 277 препаратов защиты растений; разработано и передано промышленности 780 прогрессивных технологий, 4650 новых продуктов питания повышенной пищевой и биологической ценности; получено 3260 патентов и авторских свидетельств. Ученым Россельхозакадемии за этот период присуждено 8 Государственных и 10 Правительственных премий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»