ЭЖ-юрист, N 12, 2008 год
Н.Колоколов ,

судья ВС РФ в отставке,

д.ю.н.,

профессор Российской Академии правосудия

Генпрокурор восполняет пробелы

    Существенное изменение роли прокурора в уголовном процессе не оставило равнодушной Генеральную прокуратуру РФ. Обратив внимание на то, что новые законодательные правила не только не отличаются полнотой, но и весьма противоречивы, Генеральный прокурор РФ издал несколько приказов, с помощью которых не только уточнил, но и существенно дополнил положения действующего закона.

Большое практическое значение имеют приказы Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 N 136 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования", от 06.09.2007 N 137 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания", от 10.09.2007 N 140 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия", от 20.11.2007 N 185 "Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного процесса", от 21.11.2007 N 187 "Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах", от 26.11.2007 N 188 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи", от 27.11.2007 N 189 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве", от 28.11.2007 N 190 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности", а также Приказ заместителя Генерального прокурора - председателя СК при прокуратуре РФ от 18.12.2007 N 43 "Об установлении объема и пределов процессуальных полномочий руководителей следственных органов (следственных подразделений) системы СК при прокуратуре РФ".

Преступления на учет


Борьба с укрытием преступлений от учета всегда была приоритетным направлением деятельности прокуратуры. Ежегодные отчеты традиционно были переполнены массой фактов: о незаконных отказах в приеме заявлений о преступлениях, необоснованных отказах в возбуждении уголовных дел. Выявив такие случаи, прокуроры активно ставили преступления на учет, возбуждали уголовные дела, чем безнадежно "портили" результаты раскрываемости, правоохранительной деятельности в целом. Сведений о том, что анализируемый вид прокурорской деятельности не был основан на реальных фактах, в юридической литературе нет. Данное обстоятельство убедительно свидетельствует об исключительной эффективности этой формы борьбы с преступностью, ибо очевидно - прежде чем с преступностью бороться, следует как можно скорее и более точно определить ее формы и размеры.

Законодатель, посчитав недопустимым совмещение в одних руках функций надзора и уголовного преследования, лишил прокурора права на возбуждение уголовных дел, а равно и права на отмену постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел, вынесенных следователями.

Генеральный прокурор РФ в вышеперечисленных приказах потребовал от подчиненных ему прокуроров обеспечение постоянного и действенного надзора за неукоснительным исполнением органами дознания и предварительного следствия требований УПК РФ, иных федеральных законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях.

Так как процедура принятия и регистрации заявлений о преступлениях в УПК РФ урегулирована фрагментарно, а подробный ее регламент содержится в ведомственных и межведомственных нормативных актах, которые после регистрации в Министерстве юстиции РФ приобретают силу обязательных на всей территории России, прокурорам в процессе надзора предписывается исходить в том числе и из содержащихся в них указаний.

Особое внимание Генеральный прокурор РФ уделяет проверке:

сообщений СМИ о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно, что УПК РФ прямо не предусмотрено;

сроков регистрации сообщений о преступлениях и их проверок, порядка продления сроков; достоверности документов и результатов проверки сообщений;

правильности применения норм материального и процессуального права;

а также:

уведомлению заявителя о результатах рассмотрения его сообщения (см. п.1.2 Приказа Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 N 136);

разъяснению ему права на обжалование принятого решения и порядка такого обжалования.

Метод прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела - сплошной: прокуроры не вправе ограничиваться проверкой одних только итоговых документов, в каждом конкретном случае они обязаны изучить все документы, содержащиеся в материале проверки, отказном материале (п.1.2 Приказа N 136). В качестве приоритетных направлений надзора обозначены законность и обоснованность фактов отказа в возбуждении уголовных дел в отношении "экстремистов" (п.3.3 Приказа N 190), лиц, совершивших противоправные действия в отношении детей (п.11.3 Приказа N 188).

Особое внимание прокуроры должны уделять фактам изменения заявителями, иными лицами своих первоначальных заявлений, объяснений. Генеральный прокурор РФ предписывает в каждом таком случае проверять, не применялись ли к заявителю, изменившему свое первичное обращение или объяснение, незаконные методы воздействия. Данная рекомендация носит далеко не случайный характер, поскольку правоохранительные органы, обнаружив "бесперспективность" расследования, зачастую различными способами заставляют заявителей менять объяснения.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs