Экономико-правовой бюллетень, N 3, 2008 год                                                  

В.В.Егоров

              

Больничные и другие социальные пособия в 2008 году. Пособие по временной нетрудоспособности,
по беременности и родам

     

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 02.03.2006 N 16-О указал, что зависимость размера пособия по временной нетрудоспособности от продолжительности непрерывного трудового, а не страхового стажа ко дню наступления нетрудоспособности не согласуется с принципами обязательного страхования работающих граждан на случай временной нетрудоспособности, его предназначением, поскольку страховое обеспечение, призванное возместить работнику временно утраченный заработок, по существу, ставится в зависимость от наличия и длительности перерывов в работе, что приводит к наделению обязательного социального страхования не свойственными ему функциями.

В этой связи Конституционный Суд РФ определил, что федеральному законодателю надлежит урегулировать порядок и условия реализации конституционного права каждого гражданина на социальное обеспечение в случае болезни и обеспечить введение нового правового регулирования в срок не позднее 1 января 2007 года.

В соответствии с данным определением был принят Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ), который вступил в силу с 1 января 2007 года.

С этого дня иные законодательные акты РФ, предусматривающие условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, применяются в части, не противоречащей Закону N 255-ФЗ.

На территории Российской Федерации не применяются в целом следующие нормативные акты, принятые органами власти Союза ССР:

- Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 N 191;

- Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденное Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6;

- Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 13.04.1973 N 252).

Обратите внимание! Закон N 255-ФЗ не распространяется на отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, за исключением положений, касающихся сроков обращения за пособиями, порядка их назначения , выплаты и исчисления, а также сроков назначения и выплаты (статьи 12, 13, 14 и 15 Закона N 255-ФЗ, применяемые в части, не противоречащей Федеральному закону от 24.07. 1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").

Лица, имеющие право на пособия по временной нетрудоспособности,
по беременности и родам


В соответствии со ст.2. Закона N 255-ФЗ право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - застрахованные лица), при соблюдении условий, предусмотренных Законом N 255-ФЗ и иными федеральными законами.

Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

1) работающие по трудовым договорам.

Работающими по трудовым договорам признаются лица:

- заключившие трудовой договор (со дня, с которого они должны были приступить к работе);

- не заключившие договор, но фактически допущенные

к работе в соответствии с трудовым законодательством;

2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;

3) адвокаты, индивидуальные предприниматели, в том числе члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, члены родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и осуществляющие за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования РФ (далее - ФСС России, Фонд) в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (далее - Закон N 190-ФЗ);

4) иные категории лиц, которые подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с иными федеральными законами, при условии уплаты ими или за них налогов и (или) страховых взносов в ФСС России.

Обратите внимание! В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин должен иметь вид на жительство.

Временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, получившее разрешение на временное проживание (форма разрешения утверждена Приказом МВД России от 14.04.2003 N 250).

Однако имеется значительное число иностранных граждан, которые прибыли в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получили миграционную карту, но не имеют вида на жительство или разрешения на временное проживание. Эти иностранцы имеют статус лиц, временно пребывающих в Российской Федерации.

Лица, временно пребывающие в Российской Федерации, в соответствии с Законом N 255-ФЗ не имеют права на получение пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам даже при наличии у них разрешения на трудоустройство.

Отдельно остановимся на положениях, касающихся граждан Республики Беларусь.

В соответствии со ст.4 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения, одобренного Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2351-р, граждане Белоруссии, проживающие на территории Российской Федерации, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам Российской Федерации в отношении государственного социального обеспечения, обязательного (государственного) социального страхования и обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе по пособиям по временной нетрудоспособности и материнству.

Как видим, в Договоре идет речь только о проживающих на территории Российской Федерации гражданах Республики Беларусь, а не о лицах, временно пребывающих в РФ.

Проживающие должны иметь регистрацию по месту пребывания на территории России.

Возникает резонный вопрос: кто должен определять статус иностранного гражданина и решать, кому положено пособие?

Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности (приложение к Приказу Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 N 514) (далее - Порядок выдачи листков нетрудоспособности) установил, что листки

нетрудоспособности выдаются постоянно или временно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Листки нетрудоспособности выдаются при предъявлении паспорта или документа, его заменяющего (п.4 Порядка выдачи листков нетрудоспособности).

Следовательно, статус иностранного гражданина должен быть определен еще на стадии выдачи больничного в медицинском учреждении.

Однако, как показывает практика, нередки случаи, когда медицинские работники порядок выдачи листков нетрудоспособности нарушают.

В таких случаях пострадавшей стороной все равно оказывается организация.

     Арбитраж


Предприятие оплатило сотруднику листок нетрудоспособности. Однако отделение ФСС России установило, что он был выдан с превышением полномочий медицинского работника. На этом основании предприятию было отказано в зачете произведенной выплаты.

Арбитражный суд, в который предприятие обратилось с жалобой, установил, что в силу п.18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

Из этого следует, что обязанность проверки правильности оформления листка нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации организации, которая выплачивает своему работнику пособие по временной нетрудоспособности. Только при исполнении указанной обязанности, а также при полном соответствии выдачи больничного листа установленному порядку у организации возникает право на возмещение средств за счет ФСС России.

Суд решил, что Фонд правомерно отказал предприятию в принятии к зачету расходов на выплату пособия.

ФАС оставил это решение без изменений. (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.07.2007 N А26-7482/2006-210)     

Кроме того, с выплатой пособий иностранным гражданам у организаций появилась еще одна проблема.

Федеральным законом от 18.07.2005 N 90-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" был внесен ряд поправок в Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Министерство экономического развития и торговли РФ и Федеральная таможенная служба совместным письмом от 27.12.2005 N 01-06/46464 направили для использования в практической деятельности Методические рекомендации по квалификации административных правонарушений, предусмотренных ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) (далее - Методические рекомендации).

В Методических рекомендациях сказано, что в результате анализа специалистами МЭРТ России и ФТС России новой редакции Закона N 173-ФЗ определено, что запрещенными на территории России являются такие операции, как выплаты юридическими лицами - резидентами заработной платы физическим лицам - нерезидентам наличными рублями или иностранной валютой, осуществляемые на территории Российской Федерации. В полной мере это относится и к выплате пособий по временной нетрудоспособности.

Это означает, что все выплаты работникам-иностранцам следует производить только безналичным порядком путем перечисления средств на счет работника в банке, уполномоченном совершать валютные операции.

Ответственность за данное нарушение валютного законодательства предусмотрена частью первой ст.15.25 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Давность привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования в соответствии с частью первой ст.4.5 КоАП РФ составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Знайте: административная ответственность грозит и организациям, где работают граждане Республики Беларусь.

В соответствии со ст.7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь "О равных правах граждан" (подписан 25.12.1998, ратифицирован Федеральным законом от 01.05.1999 N 89-ФЗ) гражданам России и Беларуси предоставляются равные права на трудоустройство, оплату труда и другие социальные гарантии. Однако на валютное законодательство равные права пока не распространяются.

Ведь согласно п.6 ст.14 Договора "О создании Союзного государства" от 08.12.1999 (ратифицирован Федеральным законом от 02.01.2000 N 25-ФЗ) граждане Республики Беларусь являются гражданами Союзного государства, а не РФ и соответственно их правовое положение регулируется национальными законодательными актами государств-участников.

Функции органов валютного контроля Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 возложены на Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, которая, судя по арбитражной практике, взялась за борьбу с этим нарушением основательно.

Арбитраж   

Управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора выявило у ООО выдачу заработной платы иностранным гражданам рублями из кассы ООО в сумме 2 110 286 руб.

За это ООО было оштрафовано по ст.15.25 КоАП РФ на 1 582 714, 5 руб.

ООО обжаловало это решение в арбитражном суде.

Суд первой инстанции удовлетворил заявление ООО.

Апелляционная инстанция это решение отменила.

ФАС установил, что в соответствии с п."б" части девятой ст.1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) к валютным операциям относится в том числе отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты РФ.

Такие расчеты производятся через банковские счета в уполномоченных банках (ч. 2 ст.14 Закона N 173-ФЗ).

В этом же пункте перечислены валютные операции, которые резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов.

Выплата заработной платы нерезидентам в наличной валюте РФ не отнесена к операциям, которые юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

ФАС оставил жалобу ООО без удовлетворения. (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.07.2007 N А78-5027/06-С2-28/245-Ф02-4396/07)

* * *


ООО было оштрафовано Управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора за выдачу работникам - гражданам Украины и КНДР, являющимся в силу п.7 части первой ст.1 Закона N 173-ФЗ нерезидентами, заработной платы наличными рублями.

ООО обжаловало это решение в арбитражном суде.

Суд установил, что в соответствии со ст.6 Закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 названного Закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами не относятся к числу запрещенных. Статья 14 Закона N 173-ФЗ определяет права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций, а не законность таких операций. Пунктом 2 ст.5 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что если органами валютного регулирования порядок осуществления валютных операций не установлен, то валютные операции осуществляются без ограничений.

Валютное законодательство прямо не обязывает нерезидентов обращаться в уполномоченные банки и открывать на территории РФ банковские счета в валюте РФ, в том числе в целях получения заработной платы.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs