Принят
на двадцать девятом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 29-16
от 31 октября 2007 года
)

     

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

     
Об охране почв



Почвы являются одним из важных компонентов природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных, основой осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Настоящий Закон устанавливает основные принципы государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти, юридических и физических лиц в целях рационального и бережного использования почв, сохранения их качества и плодородного слоя, защиты почв от негативных воздействий.

Настоящий Закон принят в развитие земельного и экологического законодательства и направлен на сохранение почв и благоприятной окружающей среды в целом.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

1. Предметом регулирования настоящего Закона являются отношения, возникающие при реализации государственной политики по охране почв, при осуществлении государственного контроля за состоянием почв, соблюдением субъектами хозяйственной и иной деятельности требований по предупреждению загрязнения, деградации почв, сохранению и восстановлению почв и их плодородного слоя.

2. Отношения, возникающие в связи с осуществлением деятельности по охране почв, в части, не урегулированной настоящим Законом, регулируются соответствующими нормами земельного, экологического и природоохранного законодательства.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе


В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

почвы - естественный или измененный в результате хозяйственной и иной деятельности поверхностный слой земли, состоящий из минеральных и органических веществ, воды, воздуха, почвенных организмов и продуктов их жизнедеятельности, обладающий плодородием, структурой и свойствами, необходимыми для существования растений и животных, жизнеобеспечения и деятельности человека;

состояние почв - совокупность показателей, характеризующих состав, строение и свойства почв;

качество почв - совокупность свойств почв, определяющая характер и эффективность участия почв в обеспечении благоприятной среды для обитания человека, растений и животных;

плодородный слой почвы - верхний слой почвы, обладающий благоприятными для роста растений свойствами;

редкие почвы - почвы, сформировавшиеся в уникальных природно-климатических условиях и имеющие особое природоохранное, научное и иное ценное значение;

почвы, находящиеся под угрозой исчезновения, - почвы, необратимо утрачивающие свои свойства или исчезающие как естественные природные объекты;

нормативы качества почвы - показатели, характеризующие состав, строение и свойства почв, при которых они сохраняют способность выполнять свои функции;

нормативы допустимого воздействия на почвы - показатели воздействия хозяйственной и иной деятельности на почвы, при которых соблюдаются нормативы качества почв, которые не приведут к превышению нормативов допустимой антропогенной нагрузки на почвы;

нормативы допустимой антропогенной нагрузки на почвы - показатели комплексного воздействия различных видов хозяйственной и иной деятельности на почвы, при котором обеспечивается способность почв выполнять свои функции;

загрязнение почв - поступление в почвы и накопление в них вредных химических, радиоактивных веществ, микроорганизмов, которые ухудшают качество почв, негативно воздействуют на другие компоненты природной среды и окружающую среду в целом;

деградация почв - ухудшение структуры и свойств почв, характеризующееся снижением плодородия и разрушением почв, вследствие загрязнения, подтопления, заболачивания, засоления или иных негативных изменений в почвах;

истощение почв - изменение структуры и свойств почв, характеризующееся уменьшением содержания питательных веществ, приводящим к снижению их плодородия;

нарушение почв - частичное или полное разрушение, физическое (механическое) уничтожение почв;

охрана почв - комплекс правовых, организационных, экономических и иных мер, направленных на рациональное использование и сохранение почв, предупреждение их деградации, защиту от воздействий природного и техногенного характера;

восстановление почв - мероприятия, направленные на восстановление структуры и качества почв, их свойств и плодородия.

Статья 3. Применение международных договоров


Если международным договором установлены иные правила в области охраны почв, чем предусмотренные законодательством государства, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Международное сотрудничество в области охраны почв

1. Международное сотрудничество в области охраны почв осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами и законодательством государства.

2. Основными направлениями международного сотрудничества в области охраны почв являются:

- участие в международных договорах, программах и проектах в области охраны почв;

- гармонизация стандартов и нормативов государства в области охраны почв с международными стандартами и нормативами;

- обмен научно-технической и иной информацией в области охраны почв.

Глава 2. Основы государственного регулирования деятельности по охране почв

Статья 5. Основные принципы государственной политики в области охраны почв


В соответствии с законодательством государства основными принципами государственной политики в области охраны почв являются:

- обеспечение рационального использования и сохранения почв как важнейшего компонента природной среды;

- обеспечение применения почвозащитных технологий и других мер по предотвращению загрязнения, деградации почв при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- своевременное проведение почвенных обследований и выявление негативных изменений состояния почв;

- обязательность проведения мероприятий по повышению плодородия почв и восстановлению деградированных почв;

- научная обоснованность мер по охране почв;

- гласность, полнота и достоверность информации о состоянии почв и проводимых мероприятиях по охране почв;

- участие общественности при принятии решений в области охраны почв;

- неотвратимость ответственности за вред, причиненный почвам.

Статья 6. Компетенция высшего представительного (законодательного) органа
государственной власти


Если иное не установлено законодательством государства, к ведению высшего представительного (законодательного) органа государственной власти относится принятие законов в области охраны почв, комплексных и целевых государственных программ по охране почв, сохранению и повышению их плодородия.

Статья 7. Компетенция высшего исполнительного органа государственной власти


Если иное не установлено законодательством государства, к ведению высшего исполнительного органа государственной власти относятся:

- определение единой государственной политики в области охраны почв;

- разработка и финансирование комплексных и целевых государственных программ по охране почв;

- установление нормативов качества почв и нормативов допустимого воздействия на почвы,

- организация и осуществление государственного мониторинга состояния и качества почв, определение порядка проведения производственного мониторинга;

- установление порядка отнесения почв к редким и находящимся под угрозой исчезновения;

- установление порядка ведения Красной книги почв;

- установление порядка организации и осуществления государственного контроля по охране почв;

- заключение межправительственных соглашений и организация мероприятий по исполнению международных договоров по охране почв, участником которых является государство;

- иные полномочия в области охраны почв.

Статья 8. Программы по охране почв

1. В целях сохранения разнообразия почв, предотвращения их загрязнения и деградации принимаются государственные комплексные и целевые программы.

2. Государственные и региональные целевые программы повышения плодородия почв должны предусматривать мероприятия, направленные на сохранение, восстановление и повышение плодородия почв для создания условий роста производства сельскохозяйственной продукции.

3. В программы социально-экономического развития территорий должны включаться мероприятия по сохранению и восстановлению нарушенных почв.

Статья 9. Государственные стандарты, технические регламенты

1. Государственные стандарты, технические регламенты и иные правила в области охраны почв устанавливают требования к работам (услугам) в области охраны почв, к технике, технологии, материалам, веществам и продукции, которые могут оказать негативное воздействие на почвы, а также к средствам и методам контроля в области охраны почв.

2. Новые и ввозимые из-за рубежа техника, технологии, оборудование, материалы, вещества и иная продукция, которые оказывают негативное воздействие на почвы, подлежат сертификации на соответствие их требованиям государственных стандартов, технических регламентов в области охраны почв в порядке, установленном законодательством о сертификации.

Статья 10. Нормирование в области охраны почв

1. В целях охраны почв, обеспечения выполнения ими экологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных функций устанавливаются государственные нормативы качества почв, нормативы допустимых воздействий на почвы и иные нормативы в области охраны почв.

2. Нормативы качества почв включают показатели предельно допустимых концентраций химических, радиоактивных, биологических веществ и микроорганизмов в почве и допустимых изменений состава, строения и свойств почв, обеспечивающих выполнение почвами своих функций, и устанавливаются с учетом типа почв и целевого назначения земель.

3. Нормативы качества почв для земель сельскохозяйственного назначения должны включать также нормативы плодородия почв и обеспечивать получение растениеводческой и иной сельскохозяйственной продукции, безопасной для жизни и здоровья человека.

4. Нормативы допустимых воздействий на почвы включают нормативы допустимого конкретного вида воздействия хозяйственной и иной деятельности на почвы для конкретного источника воздействия и нормативы допустимой антропогенной нагрузки на почвы.

5. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на почвы устанавливаются по каждому виду воздействия на почвы и совокупному воздействию на почвы всех источников воздействия, находящихся на конкретной территории, исходя из особенностей почвообразования в различных природно-климатических зонах, способности почв к самовосстановлению и целевого назначения земель.

6. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на почвы земель сельскохозяйственного назначения должны обеспечивать сохранение плодородия почв.

7. Нормативы в области охраны почв устанавливаются уполномоченным государственным органом в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти.

Статья 11. Мониторинг почв

1. Мониторинг почв представляет собой систематические наблюдения за состоянием почв в целях выявления изменений их структуры и качества и включает почвенные обследования, оценку и прогноз изменения состояния почв.

2. Государственный мониторинг состояния почв осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти в рамках государственного экологического мониторинга и (или) мониторинга земель в соответствии с законодательством государства.

3. Государственный мониторинг состояния почв проводится за счет средств государственного бюджета.

4. Лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на почвы, обязаны осуществлять производственный мониторинг состояния почв.

5. Перечень видов хозяйственной и иной деятельности, при осуществлении которых проводится производственный мониторинг, определяется высшим исполнительным органом государственной власти, если иное не предусмотрено законодательством государства.

6. Производственный мониторинг состояния почв проводится за счет средств лиц, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на почвы.

Статья 12. Почвенные обследования

1. В целях определения состояния почв, разработки мер по сохранению, восстановлению и улучшению состояния почв проводятся почвенные обследования.

2. Почвенные обследования проводятся на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти либо по инициативе собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей, арендаторов земельных участков, а также по решению суда.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»