Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 5 апреля 2007 года N 23-р

Об утверждении Методических рекомендаций по применению классификации запасов и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 1 ноября 2005 года N 298

(с изменениями на 4 февраля 2009 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в свзи с отменой с 30 марта 2012 года
приказа Министерства природных ресурсов России
 от 1 ноября 2005 года N 298
, утверждающего
 Классификацию запасов и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов,
на основании приказа Минприроды России от 20 декабря 2011 года N 958
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Минприроды России от 4 февраля 2009 года N 6-р.

____________________________________________________________________

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст.834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст.823; 1999, N 7, ст.879; 2000, N 2, ст.141; 2001, N 21, ст.2061; 2001, N 33, ст.3429; 2002, N 22, ст.2026; 2003, N 23, ст.2174; 2004, N 27, ст.2711; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 17 (ч.I), ст.1778; 2006, N 44, ст.4538), Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 года N 370 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст.3260; 2004, N 32, ст.3347; 2005, N 52 (ч.III), ст.5759; 2006, N 52 (ч.III), ст. 5597), Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 293 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 26, ст.2669; 2006, N 25, ст.2723), Классификацией запасов и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 1 ноября 2005 года N 298 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2005 года, регистрационный N 7296):

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по применению Классификации запасов и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 1 ноября 2005 года N 298.

2. Федеральному агентству по недропользованию, его территориальным органам и подведомственным организациям руководствоваться настоящими Методическими рекомендациями с 1 января 2012 года (пункт в редакции распоряжения Минприроды России от 4 февраля 2009 года N 6-р - см. предыдущую редакцию).



Министр
Ю.П.Трутнев

     

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением МПР России
от 5 апреля 2007 года N 23-р

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по применению классификации запасов и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 1 ноября 2005 года N 298

     

     

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации по применению Классификации запасов и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов, утвержденной приказом МПР России от 1 ноября 2005 года N 298 (далее - Методические рекомендации), разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст.834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст.823; 1999, N 7, ст.879; 2000, N 2, ст.141; 2001, N 21, ст.2061; 2001, N 33, ст.3429; 2002, N 22, ст.2026; 2003, N 23, ст.2174; 2004, N 27, ст.2711; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 17 (ч.I), ст.1778; 2006, N 44, ст.4538), Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 года N 370 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст.3260; 2004, N 32, ст.3347; 2005, N 52 (ч.III), ст.5759; 2006, N 52 (ч.III), ст.5597), Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 293 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 26, ст.2669; 2006, N 25, ст.2723), Классификацией запасов и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 1 ноября 2005 года N 298 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2005 года, регистрационный N 7296), и содержат рекомендации по применению Классификации запасов и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов (далее - Классификация).

2. Методические рекомендации направлены на оказание практической помощи Федеральному агентству по недропользованию, его территориальным органам и организациям, находящимся в ведении Федерального агентства по недропользованию.

3. В соответствии с Классификацией подразделение запасов и ресурсов нефти и горючих газов осуществляется по:

а) экономической эффективности;

б) геологической изученности и степени промышленного освоения.

4. В соответствии с Классификацией подразделение месторождений (залежей) осуществляется по:

а) фазовому состоянию;

б) величине извлекаемых запасов;

в) сложности геологического строения.

5. При применении Классификации рекомендуется руководствоваться следующим:

а) категории запасов и ресурсов нефти и газа выделяются в пределах отдельной залежи, промышленная продуктивность которой доказана;

б) залежь с доказанной промышленной продуктивностью должна разрабатываться на основании проектного документа, подготовленного и согласованного в установленном порядке;

в) по данным интерпретации геолого-геофизических и инженерных данных должно быть обосновано - геологическое строение, подсчетные параметры и степень неоднородности пласта;

г) на основании экономических расчетов должна быть доказана экономическая рентабельность извлечения запасов;

д) обоснование геолого-промысловых характеристик, подсчетных параметров и экономических показателей следует осуществлять на основании достоверных данных, полученных на дату подсчета.

6. Объектами подсчета и выделения групп и категорий запасов при применении Классификации могут являться:

а) залежи, по которым установлен факт открытия;

б) разведываемые залежи (части залежей), на которых в результате дополнительных геолого-геофизических работ, геолого-промысловых исследований и экономических расчетов установлено изменение величины, группы и категории запасов;

в) разрабатываемые залежи, на которых в результате промышленного освоения произошло изменение величины, группы и категории запасов.

7. Объектом оценки и выделения групп и категорий ресурсов обычно являются прогнозируемые скопления нефти, газа в нефтегазоносных и нефтегазоперспективных комплексах, горизонтах, пластах и ловушках, не вскрытых бурением, наличие которых в недрах прогнозируется по результатам геологических, геофизических и геохимических исследований.

8. Величина запасов, границы категорий и групп, как правило, уточняются по мере получения дополнительной геолого-промысловой информации, при применении дополнительных методов увеличения нефтеотдачи (МУН), изменении налоговых и экономических условий.

9. При применении Классификации под элементарным участком для выделения категорий запасов рекомендуется понимать квадрат со стороной, равной расстоянию между скважинами эксплуатационной сетки, и ориентированный по линии север - юг (запад - восток). Размер эксплуатационной сетки определяется проектным документом на разработку, а при его отсутствии принимается по аналогии с залежами, имеющими сходные геолого-промысловые характеристики по близлежащим разрабатываемым месторождениям полезных ископаемых или экспертно.

10. Совокупность элементарных участков одинаковых категорий определяет границы запасов разных категорий.

11. В однородных пластах, распространение которых подтверждено данными трехмерной сейсморазведки, размеры элементарных участков могут быть увеличены до удвоенного расстояния между скважинами эксплуатационной сети. В случае если гидродинамическими исследованиями подтверждена сообщаемость между скважинами, в элементарный участок рекомендуется включать всю дренированную зону залежи. В однородных пластах элементарные участки могут объединяться, если расстояния между границами участков меньше чем расстояние между эксплуатационными скважинами.

12. На залежах, разбуренных горизонтальными скважинами, размеры элементарного участка рекомендуется принимать равными размеру зоны дренирования залежи горизонтальным стволом.

13. При применении Классификации под элементарным участком для выделения категорий ресурсов D1 рекомендуется понимать локальную ловушку нефти и газа, подготовленную для поискового бурения, или выявленную ловушку, на которой планируется проведение детальных сейсморазведочных работ.

14. При применении Классификации под элементарным участком для выделения категорий ресурсов D2 и D3 рекомендуется понимать единицу нефтегазогеологического районирования. Для категории D2 - зоны, район, область или их части, для категории D3 - район, область, провинция (бассейн) или их части.

15. Рекомендуемые минимальные промышленные концентрации попутных компонентов установлены в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

16. Рекомендуемые показатели по установлению плотности и вязкости нефти установлены в приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

II. Выделение групп запасов и ресурсов нефти и газа по экономической эффективности

17. Выделение групп запасов нефти и газа по экономической эффективности рекомендуется осуществлять методом дисконтированных денежных потоков. В качестве экономического критерия оценки рекомендуется принимать чистый дисконтированный доход (ЧДД) - накопленный за расчетный период чистый денежный поток, приведенный к текущему моменту времени. Как вспомогательный показатель рекомендуется использовать внутреннюю норму доходности (ВНД).

18. При подсчете и учете запасов нефти и газа сырья выделяют две группы запасов по степени экономической эффективности: промышленно значимые и непромышленные.

19. К промышленно значимым запасам относят извлекаемые запасы месторождений (залежей), вовлечение которых в освоение экономически целесообразно и технически и технологически возможно с соблюдением требований по рациональному использованию недр и охране окружающей среды на момент оценки, а также извлекаемые запасы месторождений (залежей), вовлечение которых в освоение может быть экономически целесообразным в краткосрочной перспективе при определенных условиях.

20. Промышленно-значимые запасы подразделяют на нормально-рентабельные и условно-рентабельные.

21. К нормально-рентабельным относят извлекаемые запасы месторождений (залежей), вовлечение которых в разработку на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам экономически эффективно при текущих экономических условиях и действующей налоговой системе при использовании техники и технологии добычи сырья, обеспечивающих соблюдение требований по рациональному использованию недр и охране окружающей среды.

22. К условно-рентабельным относят извлекаемые запасы месторождений (залежей), вовлечение которых в разработку на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам не обеспечивает приемлемую эффективность при текущих экономических условиях и действующей налоговой системе из-за низких технико-экономических показателей (отрицательное значение ЧДД), но освоение которых становится экономически возможным при изменении цен на нефть и газ, строительстве транспортных магистралей или появлении новых рынков сбыта и новых технологий разработки.

23. К непромышленным запасам относятся запасы месторождений (залежей), вовлечение которых в разработку на момент оценки экономически нецелесообразно либо технически или технологически невозможно. В данную группу входят запасы нефти и горючих газов месторождений (залежей), которые экономически нерентабельны для освоения на современном этапе, а также законсервированные месторождения, месторождения, расположенные в пределах водоохранных зон, населенных пунктов, сооружений, сельскохозяйственных объектов, заповедников, памятников природы, истории и культуры, и месторождения, значительно удаленные от транспортных путей и территорий с развитой инфраструктурой нефтедобычи. На месторождениях и залежах с непромышленными запасами подсчитываются и учитываются геологические запасы.

24. Экономическая эффективность освоения запасов рассчитывается на базе технологически извлекаемых запасов - части геологических запасов объекта, извлечение которых из недр возможно при рациональном использовании современных технических средств и технологии добычи с учетом соблюдения требований по охране недр и окружающей среды. Технологически извлекаемые запасы принимаются:

а) для разрабатываемых месторождений (залежей) по материалам утвержденных проектных технологических документов;

б) для разведанных, но не разрабатываемых месторождений (залежей) по данным отчета по подсчету запасов и технико-экономического обоснования коэффициента извлечения нефти (ТЭО КИН), актуализированным на момент оценки;

в) для разведываемых месторождений (залежей) в соответствии с утвержденными нормативно-методическими документами.

25. На месторождениях (залежах) с промышленными запасами на основе технологических и экономических расчетов подсчитываются извлекаемые запасы.

26. К извлекаемым запасам относится часть геологических запасов, извлечение которых из недр при принятых в их подсчете и экономической оценке параметрах экономически эффективно. Эти запасы соответствуют прогнозному объему добычи нефти и газа за рентабельный срок эксплуатации объекта оценки.

27. Под рентабельным сроком понимается период времени до момента, начиная с которого текущий чистый доход принимает только отрицательные значения.

28. Оценку экономической эффективности освоения объекта рекомендуется проводить на основании следующих цен:

а) для объектов распределенного фонда недр - средних фактических цен реализации недропользователем углеводородного сырья на момент оценки, подтвержденных соответствующими документами;

б) для объектов нераспределенного фонда недр - базовой цены на нефть, установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации, и текущих оптовых цен на газ, установленных Федеральной службой по тарифам.

29. Затраты на геологоразведочные работы, бурение, обустройство и эксплуатацию рекомендуется принимать:

а) для разрабатываемых объектов - согласно утвержденным проектным документам на разработку или ТЭО КИН данных объектов и фактическим данным деятельности недропользователя;

б) для не разрабатываемых, но имеющих утвержденные проектные документы на разработку или ТЭО КИН объектов - согласно утвержденным проектным документам на разработку или ТЭО КИН данных объектов, или фактических данных деятельности недропользователей;

в) при отсутствии проработок технико-экономических показателей для неразрабатываемого объекта - по аналогии с разрабатываемыми залежами (их частями) месторождения, близкими по геолого-промысловым характеристикам к данному объекту (глубина, свойства коллектора и флюида). В случае отсутствия аналогий в пределах месторождения нормативы затрат принимаются по аналогии с близлежащими месторождениями с аналогичными или близкими условиями освоения (глубины, удаленность от транспортных коммуникаций и технология добычи).

30. Технико-экономические расчеты для выделения и обоснования групп запасов рекомендуется проводить индивидуально по каждому объекту с учетом того, на какой стадии освоения он находится.

31. При оценке нескольких близкорасположенных объектов в расчетах рекомендуется учитывать влияние работ на одних объектах на изучение и освоение запасов других объектов, а также возможность объединения групп залежей в объекты разработки. Близкорасположенным объектом может быть залежь другого пласта многопластового месторождения или ближайшее месторождение в целом. В первом случае в расчетах рекомендуется учитывать единую для объектов месторождения внутрипромысловую инфраструктуру, во втором - возможность создания совместной внешней инфраструктуры (системы внешнего транспорта углеводородного сырья).

32. При определении условно-рентабельных запасов возможность появления благоприятных изменений в ценах реализации продукции, рынках сбыта и технологий рекомендуется оценивать в рамках периода 5 лет от текущего момента времени. Благоприятные изменения цен реализации продукции обычно обосновывают коммерческими контрактами либо прогнозами специализированных агентств. Отнесение запасов к группе условно рентабельных возможно, если имеются утвержденные графики строительства магистральных транспортных систем или обязательства компаний по развитию соответствующей инфраструктуры для добычи, подготовки и транспортировки углеводородного сырья. К условно-рентабельным относятся запасы объекта, который при автономном освоении является непромышленным, а оценка совместного освоения с близкорасположенными объектами позволяет получить положительный доход. В противном случае запасы относят к группе непромышленных.

33. Выделение группы непромышленных запасов по условиям недоступности (природоохранные зоны, промышленные объекты, населенные пункты и др.) и отсутствия реальных технологий разработки месторождений (месторождения арктического шельфа с глубинами, недоступными для современных технологических средств, в условиях сплошного ледяного покрова и дрейфующих льдов и др.) рекомендуется осуществлять на основе качественной характеристики невозможности освоения без количественной оценки экономических критериев.

34. К промышленно-значимым относятся месторождения, на которых имеется хотя бы один объект с промышленно значимыми запасами. Если на месторождении нет объектов с промышленно значимыми запасами, месторождение относится к непромышленным.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»