Заполнение платежного поручения бюджетными учреждениями
Бюджетные учреждения вправе осуществлять безналичные расчеты, оплачивая приобретение материальных ценностей, работ, услуг, перечисляя заработную плату, возвращая кредиты и уплачивая проценты по ним, а также перечисляя в бюджеты разных уровней налоги, сборы и иные платежи. С учетом того, что практически все бюджетные учреждения перешли на казначейскую систему облуживания, подразделения Банка России и иные кредитные организации осуществляют расчетно-кассовое обслуживание не бюджетных учреждений, а территориальных органов Федерального казначейства, в которых для учреждений открыты лицевые счета. Расчетное обслуживание по безналичным платежам осуществляется в случае предъявления платежного поручения - одного из видов расчетных документов. Рассмотрим правила его заполнения, а также последствия выявленных в нем ошибок.
Расчеты платежными поручениями регулируются гражданским законодательством РФ. Так, в соответствии со ст.863 ГК РФ при расчетах платежным поручением банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или в ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если в иных случаях не предусмотрен более короткий срок. Можно сделать вывод, что под платежным поручением подразумевается документально оформленное распоряжение плательщика перевести денежные средства на счет получателя.
Основным нормативным документом, в котором представлены общий порядок заполнения, отзыва, возврата платежного поручения, а также его формы является Положение о безналичных расчетах в РФ, утвержденное ЦБ РФ от 03.10.2002 N 2-П (далее - Положение). В то же время порядок заполнения платежных поручений, плательщиками или получателями по которым являются бюджетополучатели, чьи лицевые счета открыты в органах Федерального казначейства или в финансовых органах, лицевые счета которых также открыты в органах Федерального казначейства, представлены в Положении об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства, утвержденного Минфином РФ, ЦБ РФ 13.12.2006 N 173н, 298-П (далее - Положение о расчетно-кассовом обслуживании). При этом они заполняются в соответствии с установленными Положением требованиями с учетом ряда особенностей, которые будут рассмотрены ниже.
Как известно, платежное поручение является одной из форм осуществления безналичных расчетов. Вместе с тем для их проведения должны соблюдаться следующие условия: расчетный документ (платежное поручение) должен быть составлен в соответствии с Положением, а также на счете, с которого производится списание, должны иметься денежные средства. При соблюдении всех условий, как указано в ст.865 ГК РФ, банк, принявший платежное поручение плательщика, обязан перечислить соответствующую денежную сумму банку получателя средств для зачисления ее на счет лица, указанного в поручении. Вместе с тем на банк возлагается ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение платежного поручения (ст.866 ГК РФ). В случае нарушения обязательств по перечислению платежа к банку применяются меры ответственности, предусмотренные гл. 25 ГК РФ.
Платежное поручение может оформляться на бумажном носителе: на бланках документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 299 (далее - ОКУД). В соответствии с ним бланк платежного поручения имеет форму по ОКУД ОК 011-93, класс "Унифицированная система банковской документации", N 0401060. Кроме того, в отдельных случаях поручение можно составлять в виде электронного платежного документа.
Также Положением предусмотрены обязательные реквизиты платежного поручения (п.2.10 Положения):
- наименование документа и код формы по ОКУД ОК 011-93;
- номер платежного поручения, число, месяц и год его выписки;
- вид платежа;
- наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
- наименование получателя средств, номер его счета, ИНН;
- наименование и местонахождение банка получателя, его БИК, номер корреспондентского счета или субсчета;
- назначение платежа;
- сумма платежа, обозначенная прописью и цифрами;
- очередность платежа;
- вид операции в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Банке России и кредитных организациях, расположенных на территории РФ;
- подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях).
При заполнении платежного поручения на перечисление налогов или иных сборов в бюджетную систему РФ следует руководствоваться Приказом Минфина РФ N 106н*, которым утверждены правила указания информации в полях расчетных документов. Одно из основных условий перечисления налога (сбора) - по каждому из налогов составляется отдельное платежное поручение (п.1 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, утвержденных Приказом Минфина РФ N 106н). Данное обстоятельство связано с тем, что в платежном поручении не допускается указывать более одного кода дохода бюджетной классификации, и, соответственно, основания платежа.
__________________
Еще одним условием при его составлении является заполнение полей 104, 105 (п.3, 4 Правил указания информации, идентифицирующей платеж):
- в поле 104 указывается код доходов бюджетной классификации;
- в поле 105 отражается значение кода ОКАТО муниципального образования, на территории которого мобилизуются денежные средства, полученные от уплаты налога в бюджетные системы РФ.
В отношении заполнения оставшихся полей 106 - 110 строгие правила не установлены, если плательщик не может определить назначение платежа, то в них проставляется ноль. В таком случае, как указано в п.5, 9 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, обязанность идентифицировать поступившие денежные средства возлагается на налоговые органы. Если и они не могут этого сделать, то указанные денежные средства относят к платежам в соответствии с налоговым законодательством РФ.
При перечислении юридическими лицами, в том числе бюджетными учреждениями, в бюджетную систему РФ иных платежей:
- за использование имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- при покупке материальных и нематериальных активов, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
- за услуги, оказанные органами государственной власти, местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в их ведении;
- административных платежей и сборов, в том числе в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной и иной ответственности, предусмотренной законодательством РФ;