ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 29 декабря 2007 года N 922


Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке осуществления надзора и контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах


Приказываю:

Утвердить и ввести в действие с 15 февраля 2008 года прилагаемую Инструкцию о порядке осуществления надзора и контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах (РД-14-06-2007).

Руководитель
К.Б.Пуликовский

     

     

УТВЕРЖДЕНА
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 29 декабря 2007 года N 922

     

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке осуществления надзора и контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при изготовлении
 технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах

     
Руководящие документы
РД-14-06-2007

     

Введена в действие
с 15 февраля 2008 года

     

     

I. Общие положения

1. Инструкция о порядке осуществления надзора и контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 N 116-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588); Правилами применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.98 N 1540 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 N 49); Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348).

2. Требования Инструкции являются обязательными для работников структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), на которых возлагаются организация и проведение государственного надзора и контроля за соблюдением в организациях (независимо от их организационно-правовой формы) требований промышленной безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, в том числе при транспортировании опасных веществ.

3. Надзору подлежит проектная и конструкторская документация, а также изготавливаемая для подконтрольных Службе отраслей промышленности: промышленная продукция, оборудование (технические устройства), которое входит (или может входить) в состав технологических комплексов поднадзорных Службе взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производств и объектов, и которое в процессе эксплуатации или непосредственно находится в контакте с взрывоопасной, токсичной или агрессивной технологической средой и при этом обладает элементами, являющимися потенциальными источниками разгерметизации (фланцевые и сварные соединения, уплотнения подвижных соединений и др.), или находится в опасной (взрывоопасной) зоне и может послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации, или, находясь вне опасной зоны (вне зоны воздействия опасных и вредных факторов), является неотъемлемым элементом системы обеспечения безопасности и стабильности технологического процесса.

4. В перечень поднадзорной Службе продукции входят технологическое, транспортное и вспомогательное оборудование, приборная техника и средства контроля, измерения и регулирования технологических процессов, программно-технические комплексы и системы управления технологическими процессами, системы и устройства сигнализации, противоаварийной защиты и их элементы (устройства взрывозащиты и взрывопредупреждения, быстродействующие устройства, средства локализации взрыва), для взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производств и объектов.

5. Основной задачей Службы в области надзора за конструированием и изготовлением технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах является предотвращение изготовления технических устройств, не отвечающих требованиям действующих в Российской Федерации норм, правил, руководящих документов по промышленной безопасности.

6. Исходя из основных задач и возложенных на нее функций Служба определяет требования к оформлению технической документации и осуществляет оценку соответствия требованиям промышленной безопасности оборудования на основании результатов обследования организаций на отдельных этапах разработки и изготовления технических устройств и их применения на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах.

II. Основные принципы государственного надзора и контроля за безопасностью при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах

7. В основу организации осуществляемого Службой государственного надзора и контроля (далее - надзор) за обеспечением безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах положены следующие принципы:

- независимость Службы при выполнении ею своих функций от других государственных органов, а также от организаций, деятельность которых связана с изготовлением технических устройств и их применением на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах;

- разграничение ответственности сторон, осуществляющих деятельность по изготовлению технических устройств и их применению на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, и надзор за обеспечением безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах (ответственность за обеспечение безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах несут организации, изготавливающие технические устройства, а также организации, применяющие их на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, а ответственность за полное и качественное осуществление надзора несет специально уполномоченный орган в области промышленной безопасности в лице Службы). Организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги для организаций, изготавливающих технические устройства и применяющих их на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, несут ответственность за качество выполненных работ и предоставленных услуг;

- открытость информации о надзоре за обеспечением безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах (обеспечение доступности информации о состоянии промышленной безопасности и о надзоре за обеспечением безопасности, если эта информация не содержит сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну);

- дифференцированный подход к выбору объемов и форм надзора за обеспечением безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах в зависимости от потенциальной опасности и достигнутого уровня безопасности объектов, состояния их сооружений, систем и элементов.

Осуществление надзора за обеспечением безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах не должно необоснованно ограничивать деятельность организаций, изготавливающих технические устройства и их применяющих на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах.

III. Структурное обеспечение надзора

8. Организация надзора и контроля за обеспечением безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, а также методическое руководство деятельностью территориальных органов Службы по осуществлению соответствующего надзора и контроля возлагается на Управление, уполномоченное в области надзора за специальными и химически опасными производствами и объектами центрального аппарата Службы*.

________________

* Далее слова "центрального аппарата Службы" не упоминаются.

9. Полномочия Управления, уполномоченного в области надзора за специальными и химически опасными производствами и объектами устанавливаются в Положении об Управлении.

10. Деятельность Управления, уполномоченного в области надзора за специальными и химически опасными производствами и объектами организуется во взаимодействии с территориальными органами Службы и организациями, связанными с обеспечением промышленной безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, включая научно-исследовательские, проектные и экспертные организации, а также с управлениями и отделами центрального аппарата Службы.

11. Для организации и осуществления надзора за обеспечением безопасности объектов, на которых изготавливаются технические устройства для взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производств и объектов на которых они применяются, в зависимости от количества и расположения поднадзорных объектов, номенклатуры, объемов производства технических устройств, характера и степени сложности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах в территориальных органах Службы могут быть образованы специализированные инспекции (отделы), группы инспекторов для надзора за изготовлением технических устройств и их применением на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах либо назначены главные государственные инспекторы (государственные инспекторы) по надзору за изготовлением технических устройств и их применением на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах.

12. Решение об образовании инспекции (отдела), специализирующейся на надзоре при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах в составе конкретного территориального органа, принимается руководителем территориального органа Службы (далее - территориальный орган) и утверждается руководителем Службы.

Положение о вышеуказанной инспекции (отделе) утверждает руководитель территориального органа.

Местонахождение инспекции (отдела), перечень организаций и объектов, на которые распространяется ее деятельность, определяет руководитель территориального органа.

Начальник инспекции (отдела) подчиняется руководителю территориального органа, в состав которого входит инспекция. Руководители специализированной группы или главные государственные инспекторы, специализирующиеся на надзоре за изготовлением технических устройств и их применением на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, подчиняются начальнику того подразделения, в штате которого они состоят.

Методическое руководство работой специализированных инспекций (отделов), групп государственных инспекторов и главных государственных инспекторов в составе территориального органа, специализирующихся на надзоре при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, возлагается на Управление по надзору за специальными и химически опасными производствами и объектами.

Специализирующиеся на надзоре за обеспечением безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах главные государственные инспекторы (государственные инспекторы) выполняют свои обязанности в соответствии с должностными регламентами, утвержденными руководителями соответствующих территориальных органов.

При разработке должностных регламентов необходимо иметь в виду, что на указанных работников возлагается ряд дополнительных специальных обязанностей в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.

13. При отсутствии в территориальном органе поднадзорных объектов, связанных с изготовлением технических устройств, обязанности по надзору за их применением на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах могут быть возложены на государственных инспекторов химического надзора территориального органа, совмещающих надзор за обеспечением безопасности на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах с другими видами надзора.

IV. Планирование работы

14. Мероприятия по надзору за обеспечением безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах отражаются в планах работы территориальных органов, разработанных согласно требованиям Положения о планировании в Федеральной службе по экологическому технологическому и атомному надзору (РД-03-11-2004).

15. В годовые планы работы территориальных органов в части, касающейся изготовления технических устройств и их применения на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, в числе прочих пунктов целесообразно включать в раздел "Осуществление надзора и контроля в установленной сфере деятельности Службы":

- мероприятия, предусмотренные планом работы Службы по вопросам промышленной безопасности;

- меры по проверке выполнения приказов и постановлений Службы по вопросам промышленной безопасности, в т.ч. касающихся деятельности конкретного территориального органа;

- решение вопросов надзорной деятельности в области промышленной безопасности с участием руководителей или аппарата управления территориального органа, а также работы, по которым предусмотрено обобщение материалов;

- проведение в организациях комплексных проверок состояния промышленной безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, комиссиями возглавляемыми руководителями территориальных органов (заместителями руководителя территориальных органов).

Кроме того, планирование деятельности территориального органа по вопросам надзора за безопасностью при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах необходимо осуществлять с учетом ежегодных анализов состояния промышленной безопасности в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты.

16. Основой при выполнении вышеуказанных анализов являются: предписания, отчеты о контрольной и надзорной работе главных государственных инспекторов, государственных инспекторов; результаты оперативных, целевых и комплексных проверок; сведения о ходе выполнения мероприятий по обеспечению промышленной безопасности; акты расследований причин аварий и несчастных случаев при эксплуатации технических устройств; наличие рекламаций; соответствующие анализы, ежегодно выполняемые Службой.

17. Анализ состояния промышленной безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах проводится с целью выявления и устранения недостатков в организации и осуществлении надзора в области промышленной безопасности, а также устранения причин, способствующих возникновению аварий и травм. На основании результатов анализов в территориальном органе и Управлении, уполномоченного в области надзора за специальными и химически опасными производствами и объектами определяются задачи, подлежащие решению, а также включению их в план работы.

18. В планах работы территориальных органов конкретизируются мероприятия по осуществлению надзора за обеспечением безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах и уточняются сроки их выполнения, намеченные годовым планом работ, а также вносятся изменения или дополнения с учетом указаний и заданий Службы, анализа аварийности и травматизма за предыдущий период.

19. Главные государственные и государственные инспекторы, специализирующиеся на надзоре за обеспечением безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, на основании утвержденных планов работ должны составлять для себя месячные планы работы с указанием даты проведения проверок на отдельных опасных производственных объектах. При составлении планов необходимо учитывать установленные территориальным органом нормативы обследований подконтрольных объектов, а также предусматривать резерв рабочего времени (по усмотрению утверждающего план) для проведения экстренных внеочередных проверок

V. Организация и проведение проверок деятельности организаций по выполнению касающихся изготовления технических
устройств и их применения на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах положений
законодательных, иных нормативных правовых актов и требований промышленной безопасности

V.I. Виды проверок. Их периодичность и продолжительность

20. Проверки выполнения касающихся изготовления технических устройств и их применения на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производственных объектах положений законодательных, иных нормативных правовых актов и требований промышленной безопасности в организациях при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах по объему проверяемых вопросов подразделяются на оперативные, целевые и комплексные.

21. Под оперативной проверкой следует понимать проверку выполнения требований, правил, НТД, выявление недостатков и нарушений при изготовлении и применении конкретного вида оборудования или приборной техники в одном из подразделений (цехов, производств, участков) предприятия положений законодательных, иных нормативных правовых актов и требований промышленной безопасности применительно к отдельным элементам опасного производственного объекта (цехам, участкам, площадкам и иным производствам).

22. Под целевой проверкой следует понимать тематическую проверку с детальным анализом одного из вопросов, связанных с соблюдением выполнения касающихся изготовления технических устройств и их применения на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах положений законодательных, иных нормативных правовых актов и требований промышленной безопасности в организации по одному из связанных с указанными материалами направлений ее деятельности (соблюдение технологического процесса, эксплуатация оборудования, разработка организационно-распорядительных и нормативно-технических документов, обучение и аттестация персонала и др.).

23. Под комплексной проверкой следует понимать детальную проверку выполнения касающихся изготовления технических устройств и их применения на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах положений законодательных, иных нормативных правовых актов и требований промышленной безопасности в организации по всем направлениям ее деятельности связанной с указанными материалами.

24. Указанные в п.20 настоящей Инструкции проверки могут проводиться в плановом и внеплановом порядке.

Плановые проверки проводятся в соответствии с годовым планом работы территориального органа, а внеплановые - по решению руководителя территориального органа, принимаемому, как правило, в связи с резким ростом в той или иной организации количества нарушений требований промышленной безопасности, учащением в ней аварий и случаев травматизма персонала и др.

О плановой проверке соответствующая организация уведомляется в порядке установленном п.37 настоящей Инструкции.

О внеплановой проверке соответствующая организация не уведомляется.

25. Решение о проведении оперативной или целевой проверки принимается начальником соответствующей инспекции (отдела) территориального органа и оформляется его письменным распоряжением, в котором определяются:

а) основание для проведения проверки;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»