РЕКОМЕНДАЦИЯ
о международной стандартизации статистики в области радио и телевидения


Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, девятнадцатая сессия которой проходила в Найроби с 26 октября по 30 ноября 1976 года,

принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 4 статьи IV Устава Организация разрабатывает и принимает документы, регламентирующие в международном плане вопросы, относящиеся к ее компетенции,

принимая во внимание, что статья VIII Устава Организации предусматривает, среди прочего, что "каждое государство-член представляет Организации в те сроки и в той форме, которые определяет Генеральная конференция, доклады, содержащие сведения о... статистических данных, касающихся его учреждений и его деятельности в области образования, науки и культуры...",

убежденная в том, что для улучшения международной сопоставимости таких статистических данных было бы весьма желательно, чтобы национальные учреждения, ведающие сбором и передачей статистических данных, касающихся радио и телевидения, руководствовались определенными нормами в вопросах определений, классификации и форм представления,

рассмотрев, в качестве пункта 30 повестки дня сессии, предложения о международной стандартизации статистики радио и телевидения,

постановив на своей восемнадцатой сессии, что этот вопрос должен быть предметом международной регламентации в форме рекомендации государствам-членам в соответствии со смыслом пункта 4 статьи IV Устава,

принимает сего 22 дня ноября 1976 года настоящую Рекомендацию.

Генеральная конференция рекомендует государствам-членам применять следующие положения, касающиеся международной стандартизации статистики радио и телевидения, путем принятия любых законодательных или иных мер, которые могут потребоваться в соответствии с конституционной практикой каждого государства, в целях соблюдения на их соответствующих территориях норм и принципов, изложенных в настоящей Рекомендации.

Генеральная конференция рекомендует государствам-членам довести настоящую Рекомендацию до сведения властей и органов, ведающих сбором и передачей статистических данных, касающихся радио и телевидения.

Генеральная конференция рекомендует государствам-членам представлять ей, в соответствии с установленными ею сроками и формой, доклады о принятых ими мерах по осуществлению настоящей Рекомендации.

I. Сфера применения и определения


Сфера применения

1. Статистические данные, являющиеся предметом настоящей Рекомендации, предназначены обеспечивать в отношении каждого государства-члена информацию по стандартной основе о:

a) внутреннем вещании;

b) внешнем вещании.

Определения

2. При сборе статистических данных, охватываемых настоящей Рекомендацией, следует использовать следующие определения:

a) Вещательное учреждение: организация, юридически уполномоченная осуществлять вещание.

b) Вещательная служба: служба радиосвязи, передачи которой предназначены для непосредственного приема широкой общественностью. Такая служба может осуществлять звуковые, телевизионные или другие виды передач.

c) Радиосвязь: вид дальней связи, осуществляемый с помощью электромагнитных волн с частотой ниже 3000 гигагерц (GHZ), распространяемых в пространстве без искусственного волновода.

d) Дальняя связь: любая передача, эмиссия или прием знаков, сигналов, подписей, изображений или звуков или другой информации с помощью проводной связи, радио, визуальных или других электромагнитных систем.

e) Внутреннее вещание: служба внутреннего вещания, предназначенная главным образом для общего приема в стране, в которой разрешено действовать вещательному учреждению.

i) Внешнее вещание: служба вещания, предназначенная главным образом для приема вне пределов страны, в которой разрешено действовать вещательному учреждению.

g) Звуковое вещание (радио): вещание лишь с помощью звуковых сигналов.

h) Телевидение: вещание с помощью меняющихся изображений фиксированных или движущихся объектов в звуковом сопровождении или без него.

i) Передатчик: аппарат, производящий радиочастотную энергию в целях передачи радио или телевизионных программ.

j) Мощность вещательного передатчика: радиочастотная мощность, которую передатчик обычно передает в антенную систему, являющаяся немодулированной мощностью, несущей частоты звукового передатчика, и пиковой мощностью модуляционного пакета для телевизионного передатчика.

k) Максимальная эффективная излучаемая мощность (максимальная ЭИМ): произведение мощности, поступающей в антенную систему, и коэффициента усиления антенны применительно к полуволновому диполю в направлении максимального излучения.

l) Вещательный частотный диапазон: непрерывная группа частот, выделенных для вещания в соответствии с международными правилами.

m) Программа: самостоятельная единица, либо имеющая название, либо обозначенная другим образом, передаваемая в течение заранее объявленного периода времени.

n) Вещательное время: время, в течение которого программы передаются одним или несколькими передатчиками.

о) Программная служба: последовательный ряд радио или телевизионных программ, передаваемых регулярно одним или несколькими передатчиками и образующих самостоятельный раздел в рамках вещательной службы или же в вещательном учреждении.

р) Звуковой вещательный (радио) приемник: приемник, подключенный к антенной системе или же другому источнику радиосигнала, для того чтобы воспроизвести в звуковой форме элементы данной звуковой программы, передаваемой с помощью подобных сигналов.

q) Телевизионный приемник: приемник, подключенный к антенной системе или другому источнику радиосигналов, для того чтобы воспроизвести в звуковой и визуальной форме элементы данной телевизионной передачи, предлагаемой зрителям.

r) Лицензия на право приема: разрешение или контракт, обычно за плату, необходимый для того, чтобы пользоваться вещательными (радио) и/или телевизионными приемниками.

II. Классификация данных

3. В отношении различных аспектов внутреннего вещания, охватываемых настоящей Рекомендацией, следует использовать следующую классификацию:

Вещательные учреждения

4. Вещательные учреждения следует классифицировать:

a) в зависимости от их организационного статуса:

(i) Правительственное вещательное учреждение: вещательное учреждение, руководство которым во всех отношениях осуществляется правительством (центральным или федеральным, правительством штата, провинциальным, местным и т.д.), прямо или через созданное им отдельное учреждение;

(ii) Государственное вещательное учреждение: вещательное учреждение, созданное или получившее разрешение на основании законодательного акта или постановления (центрального или федерального правительства, правительства штата, провинции, местных органов управления и т.д.) и являющееся автономным органом;

(iii) Коммерческое вещательное учреждение: вещательное учреждение, принадлежащее корпорации или частному лицу и действующее главным образом в целях получения прибыли;

b) в зависимости от их географического охвата:

(i) Национальное вещательное учреждение: вещательное учреждение, которое осуществляет вещание, предназначенное охватывать страну в целом;

(ii) Региональное вещательное учреждение: вещательное учреждение, которое осуществляет региональное вещание внутри какой-либо страны;

(iii) Местное вещательное учреждение: вещательное учреждение, которое осуществляет местное вещание.

5. Источники дохода вещательных учреждений следует классифицировать в зависимости от их происхождения по следующим категориям:

a) Правительственные фонды: прямые или косвенные поступления из обычных правительственных фондов (центральных или федеральных, фондов правительства штата, провинции, местных органов управления и т.д.).

b) Поступления от лицензий: доход от продажи потребителям лицензий на право приема передач.

c) Частные пожертвования: частные фонды, предоставляемые вещательному учреждению для его нужд.

d) Реклама: доход, получаемый в обмен на право рекламодателя привлекать внимание аудитории рекламой своих товаров или услуг.

e) Прочие доходы: поступления из источников, помимо тех, которые определены выше, в пунктах а-d.

6. Текущие расходы вещательных учреждений следует классифицировать по следующим категориям:

a) Расходы по программе

Все реальные расходы, непосредственно связанные с планированием, производством и приобретением программ, включая расходы по персоналу, но исключая установленные расходы по эксплуатации оборудования:

(i) Расходы вещательного учреждения, связанные с собственным производством;

(ii) Расходы, связанные с закупкой программ, совместным производством и обменом программами между вещательными учреждениями.

b) Расходы на производственное, передающее и прочее оборудование

Все реальные расходы, непосредственно не связанные с программами:

(i) Расходы, связанные с содержанием производственного оборудования;

(ii) Оперативные расходы на передачу;

(iii) Расходы на персонал, управление и администрацию.

7. Постоянный персонал вещательных учреждений следует подразделять на:

a) Программный персонал и журналистов:

(i) Программный персонал: плановики, литературные работники и составители программ, за исключением журналистов;

(ii) Журналисты: сотрудники, занятые подготовкой сводок новостей и т.д.

b) Технический персонал:

(i) Технический производственный персонал: сотрудники, занятые эксплуатацией и уходом за техническим оборудованием, необходимым для производства программ;

(ii) Технический персонал по обеспечению передач: сотрудники, занятые эксплуатацией и уходом за передатчиками и обеспечением связи между производственными центрами и передатчиками;

(iii) Другой технический персонал: сотрудники, занятые проектированием и установкой технического оборудования или зданий; научно-исследовательский персонал и т.д.

c) Административный персонал: сотрудники, занятые в сфере управления или организации работы вещательного учреждения и обеспечивающие основное обслуживание.

d) Прочий персонал: другие сотрудники, не упомянутые выше в пунктах а-с.

Передающие устройства

8. Статистику передающих устройств следует подразделять на статистику звуковых вещательных передатчиков и статистику телевизионных передатчиков.

a) Звуковые вещательные передатчики следует классифицировать в зависимости от полосы частот:

НЧ (низкие частоты) или длинноволновый диапазон;

СЧ (средние частоты) или средневолновый диапазон;

ВЧ (высокие частоты) или коротковолновый диапазон;

ОВЧ (очень высокие частоты);

СВЧ (сверхвысокие частоты);

Мощность передатчика следует определять по мощности несущей на НЧ, СЧ и ВЧ и максимальной ЭИМ на ОВЧ и СВЧ.

b) Телевизионные передатчики следует классифицировать по полосам частот:

ОВЧ (очень высокие частоты) 1, 2 и 3 диапазоны;

УВЧ (ультравысокие частоты) 4 и 5 диапазоны;

СВЧ (сверхвысокие частоты).

Следует определять максимальную ЭИМ и проводить различие между черно-белыми и цветными передатчиками.

Программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»