Действующий

Инструкция по содержанию земляного полотна железнодорожного пути

2. Конструкции земляного полотна

17. Земляное полотно строят по типовым поперечным профилям (приложение 8 к настоящей Инструкции) или по индивидуальным проектам. Перечень объектов земляного полотна, подлежащих индивидуальному проектированию, приведен в Строительно-технических нормах Министерства путей сообщения Российской Федерации. Железные дороги колеи 1520 мм (далее - СТН Ц-01-95).

18. В течение длительного срока службы земляное полотно претерпевает различные видоизменения, которые приводят к превращению типовых поперечных профилей в эксплуатационные (типичные). Наиболее характерные эксплуатационные (типичные) поперечные профили земляного полотна приведены в приложении 9 к настоящей Инструкции.

19. Главный элемент земляного полотна - основная площадка, воспринимает наибольшие воздействия от обращающегося подвижного состава и подвержена влиянию погодно-климатических факторов.

Строительные нормы ширины основной площадки (ширины земляного полотна поверху), очертание поперечных профилей основной площадки, зависящие от категорий железнодорожных линий и числа путей, ширина обочин приведены в СТН Ц-01-95.

На длительно эксплуатируемых линиях за основную площадку принимается условная граница, проходящая по подошве балластной призмы типовых размеров.

Наиболее распространенные конструкции эксплуатируемого земляного полотна в зоне основной площадки с указанием построечной (строительной) и новой (эксплуатационной) основной площадки приведены в приложении 10 к настоящей Инструкции.

20. Земляное полотно и его сооружения должны обеспечивать безопасность движения поездов с заданными нагрузками, скоростями движения при установленной грузонапряженности. Земляное полотно, его отдельные элементы и сооружения должны отвечать требованиям прочности, устойчивости на весь период службы при соблюдении периодичности ремонта (приложение 3, таблица 2 к настоящей Инструкции).

21. Устройства для отведения поверхностных и грунтовых вод должны обеспечивать водоотведение от земляного полотна во все сезоны года.

Поперечное сечение кюветов и канав должно обеспечивать пропуск паводковых и ливневых вод. Не допускается засорение кюветов и канав. Бровка канавы (лотка) должна возвышаться не менее чем на 0,2 м над уровнем воды в периоды ливневых дождей и паводков.

Откосы и дно водоотводных устройств не должны иметь трещин, промоин.

Опоры контактной сети не должны стеснять живого сечения водоотводных сооружений (кюветов, лотков, дренажей). В случаях, когда опоры контактной сети установлены с нарушением указанного требования, при производстве ремонтных работ по верхнему строению пути и земляному полотну, должны осуществляться мероприятия по обеспечению беспрепятственного пропуска воды в путевых водоотводных сооружениях.

22. Обочина земляного полотна должна располагаться не ниже 60 см от верха балластной призмы.

Ширина обочины должна быть не менее 0,40 м на путях 4-7 категорий и не менее 0,50 м на путях 1-3 категорий и скоростных линиях.

Крутизна откосов земляного полотна (балластных шлейфов) должна соответствовать нормативным значениям, приведенным в СТН Ц-01-95 и типовым поперечным профилям (приложение 8 к настоящей Инструкции).

При соответствии геометрических параметров земляного полотна типовым поперечным профилям, расчетный коэффициент устойчивости откосов земляного полотна должен быть не менее 1,2. В случае, если крутизна откосов насыпи выше норм СТН Ц-01-95, но не превышает 1:1,35, должны быть проведены расчеты устойчивости откосов и балластных шлейфов, в том числе с предположением прохождения возможной поверхности смещения по контакту глинистого грунта тела земляного полотна и балластного шлейфа. Коэффициент устойчивости должен быть не менее 1,5.

Выполнение расчетов устойчивости шлейфов осуществляется силами инженерно-геологических баз, путеобследовательских станций по земляному полотну с привлечением, в необходимых случаях, проектных и научно-исследовательских организаций.