Стимул к саморегулированию
Спустя шесть с лишним лет после возникновения идеи разработки специального закона о саморегулировании Президентом РФ подписан Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях". Он посвящен отношениям, возникающим в связи с созданием, осуществлением и прекращением деятельности саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности.
Саморегулирование - экономический институт, одна из альтернатив госрегулирования рынка. Оно предполагает установление группой экономических агентов правил ведения ими хозяйственной деятельности, осуществление контроля за соблюдением установленных правил и применение санкций к нарушителям, а также обеспечение внесудебного разрешения споров.
Традиционно различают две основные формы саморегулирования - добровольное и делегированное. Первое предполагает самостоятельное установление и обеспечение выполнения требований группой экономических агентов, второе связано с осознанной передачей государством ряда функций по регулированию рынка саморегулируемым организациям.
С принятием в 2001 году курса на сокращение избыточного госрегулирования хозяйственной деятельности был подготовлен пакет законопроектов по снижению административного давления на экономику. В него вошли:
- законы "первой волны" дебюрократизации N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", N 129-Ф3 "О государственной регистрации юридических лиц", N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)";
- проект закона, реформирующего систему стандартизации и сертификации, который, существенно выйдя за границы первоначальной концепции, был принят в декабре 2002 году как Федеральный закон N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
- проект закона "О саморегулируемых организациях".
Трудности, возникшие на пути реформирования системы госрегулирования предпринимательской деятельности, были вызваны не только отдельными недостатками принятых законов, их несогласованностью во времени и наличием отсылочных норм, фактически откладывающих начало реформ до принятия подзаконной нормативной базы.
Основные проблемы оказались связаны с сопротивлением со стороны сильных групп специальных интересов, заинтересованных в извлечении административной ренты и, стало быть, в сохранении статус-кво, а также со ставшей очевидной невозможностью устранения системных недостатков государственного регулирования одним лишь принятием "процедурных" законов. Это привело к трансформации политики дебюрократизации в общее дерегулирование экономики, осуществляемое в рамках реализации административной реформы.
Оптимизация госрегулирования проистекает исходя из обязательной, максимально полной и эффективной реализации действительно необходимых его функций с параллельным сокращением вмешательства в сферы, где несовершенства рыночного механизма минимальны или существующие провалы могут быть более эффективно преодолены усилиями самоорганизованного бизнеса.