МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     
ПРИКАЗ

     
от 10 октября 2007 года N 101

     

Об утверждении методических рекомендаций по разработке
производственных программ организаций коммунального комплекса



В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (Собрание законодательства Российской Федерации, 03.01.2005, N 1 (1 ч.), ст.36; 26.12.2005, N 52 (1 ч.), ст.5597; 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст.21) в целях методического обеспечения органов местного самоуправления по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса (далее - Методические рекомендации).

2. Установить, что разъяснения по применению Методических рекомендаций дает Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития Российской Федерации.

Министр
Д.Н.Козак

     

     

Приложение
к приказу Министерства
регионального развития
Российской Федерации
от 10 октября 2007 года N 101

     

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса

     

     

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса (далее - Методические рекомендации) подготовлены на основании Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (Собрание законодательства Российской Федерации, 03.01.2005, N 1 (1 ч.), ст.36; 26.12.2005, N 52 (1 ч.), ст.5597; 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст.21) в целях:

- формирования инструментария по реализации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления своих полномочий при регулировании тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (далее - органы регулирования);

- создания единого методологического подхода по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса.

2. В настоящих Методических рекомендациях рассматриваются вопросы, касающиеся порядка разработки производственных программ организаций коммунального комплекса по обеспечению производства ими товаров (оказания услуг) в сферах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

3. Целями разработки производственных программ организаций коммунального комплекса (далее - производственные программы) являются:

3.1. Обоснование обеспечения прогнозируемого объема и качества производимых организаций коммунального комплекса товаров (оказываемых услуг).

3.2. Планирование мероприятий по повышению эффективности деятельности организаций коммунального комплекса.

3.3. Формирование финансовых потребностей, необходимых для реализации производственных программ.

3.4. Расчет тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

4. Производственные программы в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ разрабатываются организациями коммунального комплекса на период действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (регулируемый период).

5. Период действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса определяется устанавливающим их органом регулирования и не может быть менее одного года с учетом положений частей 2, 3 статьи 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ.

6. При разработке производственных программ на период более 1 года планирование показателей производственной деятельности организаций коммунального комплекса рекомендуется осуществлять на основании прогноза развития соответствующего(-их) муниципального(-ых) образования(-ий) и динамики потребления товаров и услуг организаций коммунального комплекса. При этом для повышения эффективности реализации мероприятий целесообразно разрабатывать среднесрочные (период до трех лет) и долгосрочные (более трех лет) производственные программы.

7. Производственная программа в соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ включает:

7.1. Обоснование обеспечения прогнозируемого объема и качества производимых организацией коммунального комплекса товаров (оказываемых услуг) в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами, с экологическими нормативами и имеющимися производственными возможностями организаций коммунального комплекса;

7.2. План мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающий улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры.

II. Производственные программы организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод


Обоснование прогнозируемого объема и качества производимых организациями коммунального комплекса товаров (оказываемых услуг) рекомендуется производить с использованием показателей их производственной деятельности, определяемых на регулируемый период.

7.3. В качестве вышеуказанных показателей могут быть использованы:

7.3.1. В сфере водоснабжения:

- объем производства товаров и услуг (объем выработки воды);

- объем воды, используемой на собственные нужды;

- объем пропущенной воды через очистные сооружения;

- объем отпуска в сеть;

- объем потерь;

- объем реализации товаров и услуг, в том числе по группам потребителей (объем реализации воды).

7.3.2. В сфере водоотведения и очистки сточных вод:

- объем производства товаров и услуг (объем отведенных стоков);

- объем отведенных стоков, пропущенный через очистные сооружения;

- объем реализации товаров и услуг, в том числе по группам потребителей (объем отведенных стоков).

8. Объем производства товаров и услуг рекомендуется определять:

8.1. В сфере водоснабжения - как сумма объемов: реализации воды, потерь, воды, используемой на собственные нужды.

8.2. В сфере водоотведения и очистки сточных вод - как сумма объемов отведенных стоков.

9. Для определения объема воды, используемой на собственные нужды, а также объема потерь органам регулирования рекомендуется устанавливать соответствующие нормативы.

10. Объем воды (отведенных стоков), пропущенных через очистные сооружения, рекомендуется определять:

- при наличии приборов учета на очистных сооружениях - исходя из их показаний, с учетом фактически сложившихся объемов воды (отведенных стоков), пропущенных через очистные сооружения, за 3 года, предшествующих периоду регулирования;

- при отсутствии приборов учета на очистных сооружениях - исходя из установленной мощности соответствующего оборудования. В случае отклонения установленной мощности очистных сооружений от фактической более 20% - по фактической.

11. Объем отпуска в сеть рекомендуется определять:

- при наличии приборов учета на вводах в сеть - исходя из их показаний, с учетом фактически сложившихся объемов воды (отведенных стоков), пропущенных через очистные сооружения, за 3 года, предшествующих периоду регулирования;

- при отсутствии приборов учета на вводах в сеть - как сумма объемов реализации воды и потерь.

12. Объем реализации товаров и услуг определяется:

12.1. В сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод - по группам потребителей:

- для населения, проживающего в многоквартирных домах, на основании заключенных договоров с управляющими организациями (товариществами собственников жилья или либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, с каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени);

- для прочих потребителей (населения, проживающего в индивидуальных жилых домах; юридических лиц и физических лиц (кроме населения, проживающего в многоквартирных домах)), дома (помещения) которых не оборудованы приборами учета воды, на основании заключенных договоров;

- для прочих потребителей (населения, проживающего в индивидуальных жилых домах; юридических лиц и физических лиц (кроме населения, проживающего в многоквартирных домах)), дома (помещения) которых оборудованы приборами учета воды, с учетом фактически сложившегося водопотребления за 3 года, предшествующих периоду регулирования.

13. План мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса рекомендуется разрабатывать в целях повышения качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) на основании анализа состояния систем коммунальной инфраструктуры.

14. В план мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса рекомендуется включать:

14.1. Перечень мероприятий по реконструкции и капитальному ремонту системы коммунальной инфраструктуры.

К мероприятиям по реконструкции системы коммунальной инфраструктуры рекомендуется относить комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (протяженность эксплуатируемых сетей, пропускной способности сетей) в целях улучшения условий производства и увеличения объема товаров и оказания услуг.

К мероприятиям по капитальному ремонту системы коммунальной инфраструктуры рекомендуется относить комплекс работ, обеспечивающих восстановление исправности, полного или близкого к полному восстановлению ресурса производственных мощностей (сетей и (или) оборудования (включая замену или восстановление базовых элементов)).

Кроме того, в план рекомендуется включать иные мероприятия, направленные на повышение рационального использования ресурсов (материальных, финансовых, трудовых), сокращения потерь, совершенствование организации производства и управления организацией коммунального комплекса и т.п.

14.2. Срок реализации мероприятий рекомендуется определять таким образом, чтобы он соответствовал сроку реализации производственной программы.

14.3. Финансовые потребности на реализацию мероприятий рекомендуется определять исходя из экономически обоснованных расходов и прибыли.

Ожидаемый эффект от реализации мероприятий рекомендуется определять в количественном (стоимостном) и качественном показателях.

14.3.1. Количественный (стоимостный) показатель ожидаемого эффекта рекомендуется определять как разницу между результатом реализации мероприятий, выраженным в экономии расходов на производство товаров (оказание услуг), и величиной финансовых потребностей на реализацию указанных мероприятий.

14.3.2. Качественный показатель ожидаемого эффекта рекомендуется определять как соотношение величин показателей, характеризующих надежность снабжения потребителей товарами (услугами), доступность товаров и услуг для потребителей предоставления товаров и услуг организации коммунального комплекса, рациональность использования ресурсов (материальных, финансовых, трудовых), совершенствование организации производства и управления организацией коммунального комплекса.

15. К показателям, характеризующим надежность снабжения потребителей товарами (услугами), рекомендуется относить:

15.1. В сфере водоснабжения:

- уровень потерь в сетях;

- износ систем водоснабжения;

- аварийность систем водоснабжения;

- протяженность сетей, нуждающихся в замене.

15.2. В сфере водоотведения и очистки сточных вод:

- уровень потерь в сетях;

- износ систем водоотведения и очистки сточных вод;

- аварийности систем водоотведения;

- протяженность сетей, нуждающихся в замене.

16. К показателям, характеризующим доступность для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, рекомендуется относить:

- численность населения, получающего услуги организации коммунального комплекса;

- годовое количество часов предоставления услуг.

17. К показателям, характеризующим рациональность использования ресурсов (материальных, финансовых, трудовых), рекомендуется относить:

- удельное ресурсопотребление;

- охват абонентов приборами учета воды.

18. К показателям, характеризующим совершенствование организации производства и управления организацией коммунального комплекса, рекомендуется относить:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»