Новая бухгалтерия, N 12, 2007 год                                     

Л.Тюрина,
АКДИ “Экономика и жизнь”



О статусе писем Минфина России



Нередко в деятельности налогоплательщиков возникают вопросы, на которые ни Налоговый кодекс РФ, ни иные акты законодательства о налогах и сборах не дают ответов, что становится причиной для обращения налогоплательщиков за разъяснениями в главное финансовое ведомство страны. О том, как относиться к разъяснительным письмам Минфина России, и о последствиях их применения субъектами налоговых отношений пойдет речь в этой статье.

В августе 2007 года было обнародовано письмо Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 (далее - письмо от 07.08.2007), в котором изложена позиция финансового ведомства о ненормативном характере собственных писем. ФНС России письмом от 14.09.2007 N ШС-6-18/716@ довела эту позицию до сведения нижестоящих налоговых органов.

Чем же так примечательно письмо N 03-02-07/2-138? Оно содержит несколько интересных выводов.

Во-первых, разъяснения Минфина в виде писем, адресованных налогоплательщикам по их запросу, не являются нормативными правовыми актами), их появление в правовых базах и публикация в СМИ осуществляются в неофициальном порядке, поэтому следовать им ни налоговые органы, ни налогоплательщики не обязаны.

Во-вторых, налоговые органы должны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России только в случае, если они направлены непосредственно в адрес налоговых органов. К таким разъяснениям, по мнению Минфина, не относятся письма, адресованные налогоплательщикам по их запросам.

В-третьих, разъяснение, содержащееся в письме Минфина России, может стать обстоятельством, освобождающим от ответственности за налоговое правонарушение согласно подп.3 п.1 ст.111 НК РФ, только для налогоплательщика, которому оно адресовано. Другие лица не вправе ссылаться на позицию Минфина, изложенную в письме по чужому частному запросу, как на обстоятельство, исключающее вину в совершении налогового правонарушения.

Приведенные выводы финансистов небесспорные и требуют критического осмысления, тем более что по вопросу наличия в письмах Минфина признаков нормативного правового акта имеется судебное решение Президиума ВАС РФ (Постановление ВАС РФ от 06.03.2007 N 15182/06), в котором озвучена позиция, противоположная той, на которую ссылался Минфин в своем письме от 07.08.2007.

Разъяснение налогового законодательства - право или обязанность Минфина России?

Минфин наделен полномочием давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах (п.1 ст.34.2 НК РФ).

Воспользоваться данными разъяснениями могут только поименованные в них лица, а именно налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты (далее совместно - налогоплательщики).

Полномочие Минфина России давать письменные разъяснения налогового законодательства одновременно является его обязанностью.

Это следует из положений п.3 ст.34.2 НК РФ, которыми установлен двухмесячный срок, в течение которого финансовое ведомство обязано подготовить разъяснение на поступивший от налогоплательщика запрос.

Налоговым кодексом РФ не установлена обязанность Минфина давать письменные разъяснения в адрес налоговых органов. В отличие от самих налоговых органов, которые должны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах (подп.5 п.1 ст.32 НК РФ).

Эта обязанность была установлена НК РФ с целью прекратить практику, имевшуюся до 2007 года, когда ФНС России издавала разъясняющие письма по вопросам налогообложения, противоречившие позиции Минфина. Таким образом, получено ли разъяснение по запросу налогового органа или же разъяснительный акт издан Минфином по собственной инициативе, не меняет правовых последствий акта финансового ведомства для налоговиков.

Для того чтобы определиться со статусом писем, издаваемых Минфином России, следует понимать структуру правовых актов, принимаемых в сфере налогов и сборов.

Структура правовых актов


Правовые акты, регулирующие определенную сферу деятельности, состоят из нормативных правовых и индивидуально-правовых актов, не содержащих нормы права.

Нормативные правовые акты


Согласно Разъяснениям о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации* нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Под правовой нормой понимается общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение**.

__________________

* Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации утверждены Приказом Минюста России от 04.05.2007 N 88 (зарегистрирован в Минюсте России 14.05.2007 N 9449).

** Пункты 3 и 15 указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (в редакции от 24.09.2007) (далее - Указ N 314).


Можно выделить ряд признаков, наличие которых в совокупности позволяет определить характер документа, изданного органом власти. Правовой акт признается нормативным правовым, если:

- издан официально, т.е. в рамках предоставленной соответствующему органу компетенции;

- направлен на установление, изменение или отмену правовых норм, т.е. имеет общеобязательное предписание, рассчитанное на многократное применение;

- распространяется на неопределенный круг лиц.

Нормативные правовые акты в сфере налогов и сборов

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs