Министерство образования и науки Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
 И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ПИСЬМО

от 27 июня 2007 года N 03-1430

[О направлении Рекомендаций по формированию государственного
 заказа на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов,
 в том числе из числа инвалидов и лиц с ограниченными
 возможностями здоровья]


Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России письмом от 27.06.2007 № 03-1430 направил органам управления образованием субъектов РФ, образовательным учреждениям начального профессионального и среднего профессионального образования для практического применения Рекомендации по формированию государственного заказа на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов, в том числе из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

     

РЕКОМЕНДАЦИИ
по формированию государственного заказа на подготовку
 квалифицированных рабочих и специалистов, в том числе из числа
 инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

1. Общие положения

Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации, Комплексом межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на период до 2010 года определены стратегические цели развития профессионального образования, включая формирование эффективных механизмов трансляции государственного (социального) заказа системе профессионального образования.

В современных условиях формирование государственного задания (контрольных цифр приема) на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов рассматривается как важная составная часть маркетинговой информации, необходимой для разработки мероприятий по регулированию и контролю за изменениями рынка образовательных услуг, по стратегическому планированию системы подготовки и переподготовки кадров, ориентированной на спрос. Горизонт прогнозирования кадровых потребностей социально-экономического развития территорий должен составлять не менее пяти-семи лет. Более длительные горизонты прогнозирования невозможны в связи с высокой рыночной динамикой, характерной для современной России.

Разработка механизмов прогнозирования потребностей региональных рынков труда в рабочих и специалистах даст возможность работодателям эффективно решать проблемы комплектования предприятий и организаций квалифицированной рабочей силой, что будет способствовать реализации программ социально-экономического и инвестиционного развития различных территорий Российской Федерации.

     

     

2. Мероприятия, осуществляемые органами управления образованием
 и образовательными учреждениями при формировании
государственного заказа на подготовку кадров

Формирование государственного заказа на подготовку специалистов и квалифицированных рабочих может осуществляться как на уровне органа управления образованием, так и конкретного образовательного учреждения путем реализации следующих этапов работы:

- оценка рынка труда;

- оценка демографической ситуации в регионе с целью выявления возможных потребителей профессиональных образовательных услуг, включая подростков, молодежь, взрослое население, инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, мигрантов, беженцев и другие категории населения;

- оценка потенциальных возможностей учреждений профессионального образования по оказанию профессиональных образовательных услуг.

Оценка рынка труда, включающая его анализ и прогноз, является основой для определения объемов и профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих кадров и специалистов и предполагает оценку экономической ситуации региона; оценку состояния занятости населения и дефицита рабочей силы; отбор предприятий, функционирующих на территории конкретного региона, для изучения их кадровой политики.

Оценка рынка труда проводится органами управления образованием при содействии органов по труду и занятости населения, органов статистики, миграционных служб, объединений работодателей, профсоюзов и других заинтересованных ведомств.

Кроме того, при оценке рынка труда необходимо использовать различные источники информации, в том числе информацию, которую можно получить силами педагогических и ученических коллективов учреждений или специально подготовленными лицами на основе опросов предприятий, используя простейшие социологические приемы и методы анкетирования, интервьюирования.

Содержание интервью, как правило, включает сведения о респонденте; сведения о предприятии, которое он представляет; вопросы, относящиеся к кадровой политике, развитию квалификации персонала; оценки профессионального уровня выпускников образовательных учреждений; вопросы о путях возможного взаимовыгодного сотрудничества.

При этом собирать информацию целесообразно у крупных и средних предприятий, которые оказывают влияние на ситуацию на рынке труда региона или могут быть экономикообразующими или градообразующими в малых и средних городах или сельской местности. Рекомендуется также опираться на программы социально-экономического развития региона, содействия занятости населения и др.

Сбор, систематизацию и анализ информации рекомендуется осуществлять по следующим основным показателям:

- занятость населения в целом по региону, по отраслям экономики;

- предложение рабочей силы, включая не имеющих работы; впервые вступающих в трудовую жизнь; возобновляющих трудовую деятельность после перерыва;

- спрос на рабочую силу, определяющийся на основе данных о количестве дополнительных рабочих мест, предполагаемых к вводу; о количестве вакантных мест, возникших по причинам текучести кадров, естественной убыли и др.;

- численность граждан трудоспособного возраста, прибывающих из других регионов.

В итоге определяется соотношение спроса и предложения рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе, включающего качественный состав рабочей силы, оказавшейся на рынке труда; объемы и структуру подготовки новой рабочей силы, а также переподготовки незанятого населения.

При оценке демографической ситуации в регионе предполагается наличие информации о качественном и количественном составе различных категорий населения, планирующих получить образовательные услуги в учреждениях профессионального образования.

К их числу относятся выпускники общеобразовательных учреждений; безработные граждане, стоящие на учете в органах по труду и занятости населения, включая молодежь и взрослое население; лица, нуждающиеся в социальной защите средствами профессионального образования или профессиональной подготовки - инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья, мигранты, беженцы и т.д.

Анализирование выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательных школ рекомендуется рассматривать на основе разработанного баланса их распределения по каналам дальнейшей учебы и занятости.

Необходимую информацию можно получить в органах управления образованием, по труду и занятости населения, социальной защиты, а также в процессе использования различных социологических методов (анкетирование, беседы, встречи на ярмарках вакансий, анализ карточек персонального учета гражданина, ищущего работу, и т.п.).

С целью выявления мотивации молодежи на получение профессионального образования целесообразно привлекать специалистов центров профориентации и психологической поддержки, которым отводится ведущая роль в формировании у населения готовности к обоснованному выбору рабочей профессии или специальности.

Оценка возможностей учреждений профессионального образования по оказанию профессиональных образовательных услуг осуществляется как на муниципальном, так и на региональном уровне.

На муниципальном уровне оцениваются возможности конкретного образовательного учреждения в части наличия свободных ученических мест, материально-технической базы (помещения, оборудование), кадрового потенциала, нормативно-правовой основы и т.д. для подготовки кадров определенной профессионально-квалификационной структуры.

На региональном уровне - аналогичным образом через инвентаризацию функционирующих образовательных учреждений определяются возможности региональной системы профессионального образования в оказании населению образовательных услуг.

Для выявления и оценки возможностей образовательных учреждений по предоставлению образовательных услуг различным категориям населения может использоваться сводная информация органов управления образованием о:

- профессиях и специальностях, которыми можно овладеть в учреждениях профессионального образования;

- профессиях и специальностях, которые пользуются повышенным спросом у населения;

- видах дополнительных образовательных услуг, которые могут предоставить образовательные учреждения и которые пользуются спросом у населения;

- видах образовательных услуг, которые могут оказать образовательные учреждения, исходя из ресурсного и кадрового потенциала.

Таким образом, в результате сравнительного анализа всей совокупности полученных данных уточняется прогноз на подготовку трудовых ресурсов в учреждениях профессионального образования.

     

     

3. Порядок организации работы по формированию государственного
 заказа на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов
 в образовательных учреждениях профессионального образования

Весь комплекс работ по оценке рынка труда и демографии региона, оценке образовательных потребностей населения и возможностей образовательных учреждений профессионального образования по оказанию образовательных услуг обеспечивает следующий примерный порядок организации формирования государственного заказа на подготовку специалистов и квалифицированных рабочих.

На муниципальном уровне - взаимодействие через систему прямых договоров образовательных учреждений, работодателей (их объединений), районных (городских) органов по труду и занятости населения по определению объемов и профилей подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, согласованных с администрацией района (города), а в частности:

- руководители учреждений профессионального образования на основе данных статистического наблюдения и научного анализа, прогнозных данных, содержащихся в программах социально-экономического развития соответствующего субъекта РФ, информации от предприятий и организаций различных форм собственности, объединений работодателей об их потребностях в трудовых ресурсах, договоров на подготовку кадров, сведений от органов труда и занятости населения, центров профориентации и психологической поддержки населения о востребованности профессий и специальностей на рынке труда, а также о профессиях, востребованных различными категориями населения, составляют совместно с местными органами по труду и занятости населения, районной администрацией проект государственного задания (проект контрольных цифр приема) на подготовку рабочих кадров и специалистов;

- проект государственного задания (проект контрольных цифр приема) на подготовку кадров, согласованный с руководством местных органов по труду и занятости населения, направляется в областной орган управления образованием.

Составной частью этого плана может быть рекомендуемая для заполнения таблица 1.

Таблица 1

     
Планируемые объемы и профили подготовки кадров в учреждениях
 профессионального образования на муниципальном уровне


N
п/п

Наименование
профессии
(специальности)

Код по
классификатору

Уровень
квалификации

Объемы
подготовки (чел.)

Источник
финансирования

1

2

3

4

5

6



Уровень субъекта РФ предусматривает взаимодействие органов управления образованием, органов по труду и занятости населения, работодателей, их объединений (в том числе на основе соответствующих соглашений), администрации субъекта РФ при формировании и согласовании объемов и профилей с учетом региональных особенностей рынка труда и планируемых показателей приема в учреждения профессионального образования, утвержденные администрацией районов (городов).

При этом:

- органы управления образованием обобщают проекты государственного задания по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, корректируют их с учетом рекомендаций территориальных органов по труду и занятости населения, объединений работодателей, профсоюзов;

- согласованные проекты государственного задания по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования утверждаются на уровне администрации субъекта РФ в виде социального заказа.

Составной частью этого плана может быть рекомендуемая для заполнения таблица 2.

Таблица 2

     
Планируемые объемы и профили подготовки кадров
в учреждениях начального и среднего профессионального
 образования на региональном уровне

N
п/п

Наименование
профессии (специальности)

Наименование
образовательного
учреждения

Код по
класси-
фикатору

Уровень
квалифика-
ции

Объемы
подготовки
(чел.)

Источник
финанси-
рования

1

2

3

4

5

6

7



После утверждения главой администрации субъекта РФ органы управления образованием субъекта РФ передают государственное задание на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов в территориальные органы по труду и занятости населения, экономического развития и финансовые структуры.

4. Мероприятия по подготовке трудовых ресурсов из числа
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья


Формирование государственного задания на подготовку кадров с учетом потребностей в профессиональном образовании или профессиональной подготовке детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предполагает:

- создание в субъектах РФ системы учреждений профессионального образования или программ обучения (профессиональной подготовки), в которых сможет обучаться данная категория населения с учетом специфики заболеваний и медицинских показаний к обучению и труду;

- обеспечение права на внеконкурсное поступление на места с бюджетным финансированием профессиональной подготовки и профессионального образования детей-инвалидов;

- обеспечение образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья адекватными материально-техническими, дидактическими и методическими средствами обучения.

При подборе профессий и специальностей для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья следует учитывать следующие основные требования:

- профессии и специальности должны быть безвредными и безопасными для потенциальных обучающихся и по возможности способствовать восстановлению или компенсации у них нарушенных функций;

- профессии и специальности должны отвечать наклонностям и желаниям потенциальных обучающихся учиться;

- рекомендуемые профессии и специальности должны соответствовать уровню их общеобразовательной или профессиональной подготовки, профессиональному опыту и знаниям, а также быть перспективными для их квалификационного или карьерного роста и, главное, их трудоустройства.

При подборе профессий и специальностей для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья учитываются следующие варианты их трудового прогноза:

- может выполнять работу по основной (выбранной) профессии или специальности в полном объеме;

- может выполнять работу по основной (выбранной) профессии или специальности с учетом ограничений, предусмотренных в заключении бюро медико-социальной экспертизы;

- может выполнять работу по основной (выбранной) профессии или специальности с уменьшением общего объема работ;

- работа в основной (выбранной) профессии или специальности противопоказана, но может продолжать работу в других профессиях в полном объеме;

- работа в основной (выбранной) профессии или специальности противопоказана, но может продолжать работу в других профессиях с ограничениями в обычных производственных условиях;

- работа в обычных производственных условиях противопоказана, но может продолжать работу в специально созданных производственных условиях или на дому;

- противопоказана любая трудовая деятельность и в любых условиях.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Официальные документы в образовании.
Бюллетень нормативных правовых актов,
N 34, декабрь, 2007 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»