Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 2 октября 2007 года N 528/143


Об утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии судоходных гидротехнических сооружений

____________________________________________________________________
Отменен на основании
совместного приказа МЧС России и Минтранса России
от 28 февраля 2023 года N 176/59

____________________________________________________________________



В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 года N 876 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст.4979)

приказываем:

Утвердить прилагаемую Методику определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии судоходных гидротехнических сооружений.

Министр Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий
стихийных бедствий
С.К.Шойгу

Министр транспорта
Российской Федерации
И.Е.Левитин

     

     

МЕТОДИКА
определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии СГТС

Аннотация


Ключевые слова: судоходное гидротехническое сооружение (СГТС), авария, гражданская ответственность, определение вероятного вреда.

Настоящая Методика предназначена для определения величины вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц и окружающей природной среде в результате аварии судоходных гидротехнических сооружений (СГТС), для органов надзора и экспертных центров по экспертизе деклараций безопасности СГТС.

Методика разработана ООО "Фирма "ВНИР" с привлечением специалистов Минтранса России и ОАО "Гипроречтранс", а также наработок и опыта по этому вопросу МНР России и Минэнерго России.

Введение


"Методика выполнения расчета вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии судоходных гидротехнических сооружений" (далее - Методика), разработана в соответствии с Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ и "Правилами определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения" от 18 декабря 2001 года N 876 в целях решения ряда вопросов обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений (далее - СГТС), поднадзорных Минтрансу России. Методика предназначена для ориентировочного определения размера вероятного вреда собственниками СГТС или эксплуатирующими организациями (далее - владельцы СГТС), а также специализированными организациями и экспертными центрами определенными Минтрансом России и привлекаемыми владельцами СГТС. Методика подлежит применению органами надзора за безопасностью СГТС при определении (назначении) величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни и здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии СГТС, в целях проверки правильности определения владельцами СГТС размера вероятного вреда, в том числе и при рассмотрении ими деклараций безопасности СГТС.

Настоящая Методика базируется на материалах действующих документов других ведомств, в частности, "Временной методике оценки ущерба, возможного вследствие аварии гидротехнического сооружения" (Минэнерго России РД 153-34.2-002-01, Москва, 2001 год). Концептуальным отличием настоящей Методики от РД 153-34.2-002-01 является то, что рассматриваются методы определения размера вероятного вреда не только от гидродинамических аварий плотин, но и от аварий других типов СГТС, влекущих гражданскую ответственность их владельцев.

Принципиальными отличиями СГТС объектов, поднадзорных Минтрансу России являются:

- подавляющее количество относительно некрупных по своему размеру сооружений, последствия аварий на которых могут носить локальный или местный характер;

- наличие объектов, аварии СГТС которых могут приводить к затоплению нижнего бьефа с образованием волны прорыва, потере водоисточника, как источника водоснабжения, загрязнению водных объектов и прилегающих территорий и грунтовых вод и т.п.

Методика выполнения расчета вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения, основана на принятых в Российской Федерации принципах защиты гражданских прав, в том числе обязанности полного возмещения виновной стороной причиненного вреда.

Выполнение расчета вероятного вреда должно основываться на положениях действующего законодательства Российской Федерации (Гражданский, Земельный, Водный, Лесной кодексы, федеральные законы) и действующей нормативно-методической документации.

При разработке Методики использованы: Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений", действующие строительные нормы и правила (СНиП), "Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 года N 876, "Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.98 N 1303, "Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования" Госстрой России, Минфин России, Госкомпром России, М., 1994 год и др.

1. Термины и определения


В настоящей Методике используются общепринятые термины и определения в области проектирования, строительства и эксплуатации СГТС, обеспечения безопасности СГТС, а также дополнительно по затрагиваемым вопросам следующие термины и определения:

владелец СГТС - собственник СГТС или эксплуатирующая организация;

орган надзора - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственный надзор за безопасностью СГТС;

финансовое обеспечение ответственности - финансовое обеспечение гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии СГТС;

вероятный вред - максимальный вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии СГТС;

авария СГТС - повреждение СГТС, сопровождающееся потерей эксплуатирующим персоналом контроля и управления над этим сооружением, которое может привести к возникновению чрезвычайной ситуации;

наиболее тяжелая авария СГТС - авария СГТС, сопровождающаяся причинением наибольшего вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц;

наиболее вероятная авария СГТС - авария СГТС, характеризующаяся наибольшим значением среднегодового вероятного вреда, определяемого как произведение среднегодовой частоты возникновения подобной аварии на величину вероятного вреда;

социальный ущерб - вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, в размере прогнозной оценки количества погибших и пострадавших людей от последствий аварии СГТС.

убытки, причиненные аварией СГТС, - вред, который может быть причинен имуществу физических и юридических лиц, в размере реального ущерба и упущенной выгоды, которые могут понести физические и юридические лица в результате аварии СГТС;

реальный ущерб - стоимостное выражение полной или частичной потери основных и оборотных фондов, готовой продукции предприятий, жилищного и коммунального хозяйств, затрат на поддержание жизнедеятельности в зоне чрезвычайной ситуации, вызванной аварией СГТС, затрат на восстановление разрушенной инфраструктуры, утраты плодородия почв и погибшей сельхозпродукции, ущерба, причиненного лесному и рыбному хозяйствам, и т.п., а также стоимостное выражение потерь из-за ухудшения свойств земель, загрязнения водных объектов и т.п.;

упущенная выгода - стоимостное выражение убытков, вызванных остановкой производства и неисполнением договорных обязательств лицами, пострадавшими от аварии СГТС;

зона катастрофического затопления - территория, в пределах которой происходит затопление потоком воды, образующимся в результате гидродинамической аварии, и ограниченная сверху створом гидроузла, а снизу -створом с отметкой затопления, соответствующей паводку обеспеченностью 5%;

бьеф (верхний или нижний) - часть водотока, примыкающая к водоподпорному СГТС соответственно выше (верхний бьеф (ВБ)) или ниже (нижний бьеф (НБ)) его по течению.

В Методике использованы следующие обозначения:

И

Общий реальный ущерб;

И

Ущерб основным производственным фондам;

И

Ущерб оборотным производственным фондам;

И

Ущерб готовой продукции предприятий;

И

Ущерб элементам транспорта и связи;

И

Ущерб жилому фонду и имуществу граждан;

И

Расходы на ликвидацию последствий аварии;

И

Ущерб сельскохозяйственному производству;

И

Ущерб лесному хозяйству;

И

Ущерб от потери леса, как сырья;

И

Экологический ущерб от затопления лесов;

И

Ущерб окружающей среде от сброса опасных веществ в окружающую среду;

И

Ущерб, вызванный нарушением водоснабжения из-за аварии водозаборных сооружений;

И

Прочие виды реального ущерба.

     

     

2. Общие положения

2.1. Назначение и условия применения.

2.1.1. Методика предназначена для определения величины вероятного вреда в целях определения величины финансового обеспечения ответственности владельцев СГТС при декларировании безопасности СГТС и (или) подаче заявки на включение СГТС в Российский Регистр гидротехнических сооружений.

2.1.2. Методика предназначена для определения максимального и наиболее вероятного размеров вреда, возможных при заданных сценариях аварий СГТС.

2.1.3. Методикой, в зависимости от размера объекта, в состав которого входит СГТС, прогнозируемых аварий СГТС и последствий предлагается использование следующим методов определения вероятного вреда:

- метод детальной оценки, предназначенный для аварий СГТС, порождающих локальные последствия, и использующий данные экспедиционных исследований территории возможной чрезвычайной ситуации, вызванной аварией СГТС;

- планшетный метод оценки, предназначенный для аварий СГТС, порождающих местные чрезвычайные ситуации, и использующий информацию об отдельных объектах, содержащуюся в геоинформационных базах данных и системах (ГИС);

- метод укрупненных показателей, предназначенный для аварий СГТС, порождающих чрезвычайные ситуации в масштабах региона и более, и использующий статистические данные экономического развития регионов и плотности расселения населения в этих регионах.

2.1.4. Методика может быть применена как для оценки размера вероятного вреда в целом, так и для определения отдельных составляющих этого вреда.

На основании настоящей Методики определяются в составе вероятного вреда социальный ущерб и реальный ущерб. Методика не предназначена для определения упущенной выгоды.

2.2. В Методике приведены рекомендации по выбору сценариев возникновения и развития аварии СГТС, определению негативных воздействий, вызванных этой аварией, в том числе параметров волны прорыва, необходимых для оценки ущерба от гидродинамической аварии, а также справочные макроэкономические данные по регионам России, необходимые для определения вероятного вреда методом укрупненных показателей.

3. Исходные данные, необходимые для проведения расчета вероятного вреда

3.1. Затопление территории в нижнем бьефе, включая гидродинамическую аварию (волна прорыва), подтопление и заболачивание в верхнем бьефе.

3.1.1. Для определения вероятного вреда от затопления территории в нижнем бьефе СГТС в результате прохождения волны прорыва в общем случае необходимо оценить зону затопления и гидродинамические параметры потока:

- максимальные значения глубины и скорости потока в зоне катастрофического затопления,

- время от начала аварии до прихода в данную точку местности прорывной волны,

- продолжительность затопления,

- границы зоны катастрофического затопления,

- гидрографы излива и график падения уровня верхнего бьефа.

Расчет прорывного паводка является технической задачей речной гидравлики и осуществляется одним из методов таких расчетов, в частности, методами математического моделирования с использованием одномерных [1] или двумерных [2] уравнений Сен-Венана.

3.1.2. Сценарий аварии СГТС с образованием волны прорыва предполагают как исходный для всех классов СГТС. При этом для СГТС 1 и 2 классов расчет проводится для всех вариантов разрушения напорного фронта, для сооружений 3 и 4 классов принимается вариант, как правило, прорыва земляной плотины, а для сооружений 4 класса с малой емкостью водного объекта и небольшой высотой плотины - одиночный проран с размерами 1/3 h и 1/5 b (где h и b соответственно, высота и длина плотины).

3.1.3. Для оценки гидрографа излива необходимо провести расчет уровенного режима верхнего бьефа. Расчет, как правило, проводится: при укрупненной оценке - при помощи балансовой (0-мерной) модели верхнего бьефа или одномерных уравнений Сен-Венана, при детальной оценке ущерба - при помощи двумерных уравнений Сен-Венана.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»