Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 21 ноября 2007 года N 1661-р

[Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года"]

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года".

2. Определить Минрегион России государственным заказчиком федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года" (далее - Программа).

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы на 2009-2015 годы за счет средств федерального бюджета составляет 4500 млн. рублей в ценах соответствующих лет.

4. Минрегиону России разработать проект Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Зубков

     

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 21 ноября 2007 года
N 1661-р


КОНЦЕПЦИЯ
федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года"

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

Настоящая Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации о защите прав коренных малочисленных народов, федеральных законов "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".

Цели и задачи настоящей Концепции соответствуют принципам Концепции государственной национальной политики Российской Федерации и определяют пути и порядок оказания государственной поддержки социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (далее - коренные малочисленные народы).

Коренные малочисленные народы, каждый из которых насчитывает менее 50 тыс. человек, проживают на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняют традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, осознают себя самостоятельными этническими общностями.

В Российской Федерации в настоящее время проживает 40 коренных малочисленных народов общей численностью около 270 тыс. человек.

Комплексное решение проблем развития социально-экономического, этнокультурного и духовного потенциала этих народов требует государственной поддержки.

Мероприятия федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года" (далее - Программа) направлены на улучшение материального положения, культурного и духовного развития коренных малочисленных народов.

II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Действующая в настоящее время федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2001 г. N 564, включает расширенный круг мероприятий по созданию производственной базы. Основные итоги реализации мероприятий указанной программы за 2002-2006 годы состоят в следующем.

Для организации перерабатывающих производств приобретено и установлено оборудование в Республике Алтай и Республике Тыва, Кемеровской, Мурманской, Томской и Магаданской областях, в Ненецком автономном округе и Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, в том числе 5 комплектов холодильного оборудования, 10 комплектов оборудования для переработки продукции традиционных отраслей, оборудование и снаряжение для рыбного и охотничьего промыслов, мини-пекарни. Построены 7 оленеводческих баз и убойных пунктов в Иркутской области, Республике Саха (Якутия) и в других регионах, база по переработке рыбы в Корякском автономном округе.

Создано 16 объектов энергообеспечения в Республике Тыва, в Тюменской, Читинской и Кемеровской областях, в Корякском и Ямало-Ненецком автономных округах, в том числе приобретено 12 электростанций и дизельных генераторов, 3 локальные установки. Введены линии электропередачи протяженностью 37 км. Организованы 3 фактории с комплексом бытовых услуг. В Республике Саха (Якутия) построен этнокультурный центр коренных малочисленных народов Севера - Дом народов Севера.

Построено и введено в эксплуатацию жилье общей площадью 12 682,1 кв. метров, завершено строительство 17 школ и школ-интернатов на 4109 мест в Иркутской, Амурской и Магаданской областях, в Республике Саха (Якутия) и Республике Хакасия, в Хабаровском крае и в Чукотском автономном округе.

Проблемы восстановления природно-ресурсного потенциала и системы регулирования его использования, проблемы хозяйственного развития территорий проживания коренных малочисленных народов, проблемы занятости и социального развития в сочетании с традиционным укладом составляют единый взаимоувязанный комплекс задач, которые успешно могут быть решены только на основе принципов программно-целевого метода, использование которого позволит:

обосновать приоритетность мероприятий Программы, а также необходимый объем их финансирования;

учесть многофакторность и взаимосвязь проблем и наметить оптимальные способы их комплексного решения;

предложить эффективные механизмы реализации Программы;

обеспечить методическое единство подходов и на этой основе концентрацию и наиболее рациональное использование бюджетных и привлеченных средств.

Подготовка Программы вызвана необходимостью решения более широкого спектра вопросов социально-экономического, этнокультурного и духовного развития коренных малочисленных народов, проживающих не только в районах Севера, но также в Сибири и на Дальнем Востоке.

III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

К важнейшим проблемам, требующим безотлагательного решения, относится развитие экономической базы традиционного жизнеобеспечения коренных малочисленных народов. С развитием промышленного производства в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока связано отторжение значительных земельных участков под промышленные объекты, нарушение растительного покрова, создание техногенных барьеров на путях сезонных миграций животных, нарушение естественных водотоков, разрушение мест нереста и нагула рыбы и т.д. В результате промышленного освоения нарушился экологический баланс районов проживания коренных малочисленных народов. Непоправимый урон окружающей среде наносит загрязнение выбросами и отходами нефтяных и газовых промыслов. Положение усугубляется тем, что практически прекращены работы по изучению состояния природных и земельных ресурсов. Например, в большинстве районов оленеводство, ранее одна из наиболее доходных отраслей традиционного хозяйства, стало убыточным. Практически уничтожено племенное ядро оленьего стада, поголовье оленей по сравнению с 1990 годом сократилось более чем в 2 раза. В кризисной ситуации находится морской зверобойный промысел.

Объемы добычи рыбы в районах проживания коренных малочисленных народов также сократились почти в 2 раза, что связано отчасти с несоблюдением требований рыболовства, но в большей степени с недоступностью рынка сбыта свежей рыбы и рыбной продукции. В местах массового промышленного вылова в настоящее время отсутствуют производства по переработке рыбы. Однако зарубежный опыт и отдельные проекты в России показывают, что это направление традиционного хозяйствования при современном технологическом оснащении и правильно построенной системе государственной поддержки может быть высокорентабельным.

Снижается промысел полевой пушнины из-за истощения ресурсов угодий, несовершенства организации промысла (ухудшения экономических условий, снижения материальной заинтересованности охотников и других факторов). Кризис клеточного звероводства связан с нехваткой и резким подорожанием кормов и падением мировых цен на продукцию звероводства.

Острота социальных проблем коренных малочисленных народов более всего ощущается в сельской местности. В последнее десятилетие наблюдается резкое снижение занятости коренных малочисленных народов и, как следствие, падение уровня их жизни. Реальные подушевые доходы в семьях оленеводов и охотников в 3 и более раза ниже соответствующих показателей для других групп населения, например, работников, занятых в промышленности и строительстве.

Существующая сеть общеобразовательных учреждений не обеспечивает полной потребности коренных малочисленных народов в образовании. Начальное и неполное среднее образование имеют 90 процентов этих народов.

Существует необходимость дальнейшей реализации проектов по развитию сектора социальных услуг, в том числе образования.

Практически во всех районах проживания этих народов дневные общеобразовательные школы находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, что ведет к снижению числа данных образовательных учреждений. Школы испытывают недостаток педагогических кадров, не укомплектованы учебной и учебно-методической литературой, пособиями для внеклассного чтения, особенно на языках коренных малочисленных народов, слабо оснащены современными техническими средствами обучения. Особой проблемой является обучение родному языку, который в школах изучают не более 50 процентов учащихся.

В ряде районов проживания коренных малочисленных народов отсутствуют средние специальные учебные заведения с ориентацией на подготовку специалистов для традиционных отраслей хозяйствования и промыслов.

Продолжается разрушение национальной культуры, традиций, обычаев и других важнейших составляющих культурного и духовного развития коренных малочисленных народов. Около 30 процентов клубных учреждений и 13,5 процента библиотек требуют капитального ремонта, в том числе 2,6 процента библиотек находятся в аварийном состоянии.

Происходит неуклонное ухудшение состояния здоровья населения в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов. До пенсионного возраста доживает только 8,5 процента этих народов. При этом сокращается число больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов, не хватает женских и детских консультаций. Значительная часть учреждений медицинского обслуживания требует капитального ремонта, обеспечения лекарственными препаратами, оснащения современным медицинским оборудованием.

Ухудшаются жилищные и социально-бытовые условия жизни коренных малочисленных народов. Жилищный фонд большинства сел в традиционных местах проживания ветхий и, как правило, без водоснабжения, канализации и инженерных сетей. Состояние жилищного фонда, недостаточные темпы его ремонта и строительства нового жилья в местах традиционного проживания не позволяют прогнозировать существенное улучшение жизни коренных малочисленных народов.

Обостряющиеся проблемы коренных малочисленных народов показывают, что назрела необходимость реформирования и адаптации механизма их государственной поддержки к изменяющимся экономическим условиям, определения новых подходов и приоритетов в решении этих проблем.

В современных условиях перспективы эффективного развития традиционных видов деятельности основаны на том, что, во-первых, мировая и отечественная практика выработала достаточно эффективные технологии и компактные технологические линии для внедрения в традиционные сферы хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и они сегодня вполне доступны для использования. Во-вторых, имеется широкий выбор средств вездеходного транспорта, связи и коммуникаций для использования в производственных процессах, повышающих их эффективность. В-третьих, экологическая чистота и высокие питательные качества натуральных продуктов традиционных промыслов коренных малочисленных народов становятся все более востребованными и все более высоко оцениваемыми. При определенной государственной поддержке технического оснащения этих производств и создании механизмов поддержки промысловой деятельности рынок сбыта продукции существенно расширится.

Развитие сферы образования, самобытной культуры и медицинского обслуживания на базе технологических инноваций и информационных технологий при современном уровне знаний и имеющихся технических решениях представляется вполне реальным направлением Программы и даст ощутимый бюджетный эффект, а также позволит повысить уровень образовательных и медицинских услуг.

Улучшение жилищных условий и модернизация системы жилищно-коммунального хозяйства и энергетики являются важными направлениями обеспечения благоприятных условий жизни коренных малочисленных народов, которые достаточно успешно могут быть реализованы с использованием современных технологий домостроения, эффективных материалов, автономных источников тепло- и электрообеспечения, систем инженерной инфраструктуры.

Комплексное совершенствование нормативно-правовой базы регулирования социальных, природоохранных и экономических отношений диктуется тем, что коренные малочисленные народы с трудом адаптируются к изменившимся социально-экономическим условиям, утрачивают самобытную культуру, свои этнические традиции и язык. Значительно сократились биологические ресурсы, необходимые для жизнеобеспечения этих народов. Острый характер приобретает ситуация в социальной и экономической сфере. В этих условиях нужна развитая система законов и нормативных документов, которые обеспечат правовую защиту жизнедеятельности коренных малочисленных народов.

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

Единственно приемлемым вариантом решения рассматриваемой проблемы является использование программно-целевого метода.

Главные особенности Программы обусловлены существующей системой расселения и жизненным укладом коренных малочисленных народов, которые являются естественной, наиболее приемлемой формой и основой традиционного хозяйствования, кочевого и полукочевого образа жизни и трудовой деятельности. В отличие от неудачного советского опыта решения проблемы путем перевода коренных малочисленных народов на оседлый образ жизни настоящая Концепция исходит из обратной идеи - приближение средств цивилизации, новых технологий, техники к местам проживания и трудовой деятельности коренных малочисленных народов с целью создания благоприятной среды для устойчивого развития базовых отраслей экономики и нормальных условий для жизни и развития человека.

В рамках правового поля, регулирующего вопросы социально-экономического развития коренных малочисленных народов, имеется еще несколько возможных вариантов, к числу которых относятся ведомственно-отраслевой, ведомственно-целевой, автономно-территориальный и инвестиционно-коммерческий варианты.

Каждый из этих вариантов характеризуется большим количеством рисков при реализации в силу их узкого (ведомственного, территориально-автономного, коммерческого) подхода. Уровень рисков (политические, административно-правовые, финансово-экономические, организационно-управленческие, производственно-технологические, экологические) и вероятность их реализации могут не позволить рассчитывать на успешное решение проблемы в целом.

С точки зрения управления можно рассматривать 2 основных способа решения проблем - централизованный, осуществляемый в рамках единого координирующего органа и единого плана мероприятий, и децентрализованный, предполагающий осуществление множества эффективных, но слабо взаимоувязанных друг с другом мероприятий.

Децентрализованный вариант характерен большим количеством исполнителей, отсутствием единой структуры и механизма, координирующего действия всех участников процесса. Риск децентрализованного решения проблемы состоит в утрате целостности взгляда на проблему и систему мероприятий, в неспособности оперативно сконцентрировать финансовые ресурсы на нескольких приоритетных направлениях развития, радикально решить вопросы улучшения образовательного процесса, повысить качество медицинского обслуживания. Распыление ключевых мероприятий по многим федеральным министерствам и агентствам неизбежно приводит к утрате оперативности и неспособности реагировать на вопросы, которые возникают в связи с радикальной трансформацией всего уклада жизни, традиционного хозяйства и самобытной культуры коренных малочисленных народов.

Настоящая Концепция строится на принципах централизованного варианта управления процессом реализации Программы и согласовании с региональными программами, реализуемыми в субъектах Российской Федерации на этом направлении.

Этот вариант подвержен рискам, среди которых главными являются:

возможность существенного превышения расходов, необходимых для осуществления мероприятий Программы, по сравнению с прогнозными расходами, заявленными в настоящей Концепции;

неполное финансирование со стороны федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, нарушение графика финансирования;

невыполнение или задержка выполнения обязательств поставщиками и подрядчиками работ по реализации мероприятий Программы.

Основной риск централизованного управления реализацией Программы связан с возможностью появления излишних посредников, ее обюрокрачивание и заорганизованность. Мобилизация ресурсов государственных и других участников может в этом случае не обеспечить ожидаемой отдачи, а осуществляемые с единой целью мероприятия Программы не приведут к решению проблемы.

Минимизация указанных рисков может быть достигнута на стадии разработки Программы путем уточнения и соответствующего обоснования объема необходимых расходов, повышения эффективности контроля за выделением и расходованием средств с помощью осуществления мониторинга мероприятий Программы, использования утвержденных критериев отбора поставщиков и подрядчиков выполняемых работ.

V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом

Реализация Программы предполагается в 2 этапа:

I этап - 2009-2010 годы;

II этап - 2011-2015 годы.

Первый этап является организационно-восстановительным, ориентирован на реализацию первоочередных мероприятий и предполагает:

развитие материальной базы традиционных производств, строительство оленеводческих и рыболовных баз, организацию перерабатывающих производств;

разработку механизмов государственной поддержки традиционных видов хозяйственной деятельности, используя опыт регионов России и зарубежных стран;

обеспечение доступности получения начального, среднего и качественного профессионального образования путем строительства школ и дошкольных учреждений, в том числе детских садов и интернатов, а также специальных образовательных учреждений;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»