МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 октября 2007 года N 16811-АП/Д04

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 октября 2007 года N 8035-ВС

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

от 31 октября 2007 года N ИА/20555

ПИСЬМО


О применении норм Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения

(с изменениями на 9 июля 2012 года)

____________________________________________________________________

В документе учтено:

решение ВАС России от 9 июля 2012 года N ВАС-6122/12.

____________________________________________________________________


В связи с возникающими вопросами о применении норм Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России и ФАС России направляют настоящие разъяснения по отдельным вопросам.

Вопрос 1. Допускается ли применение процедуры запроса котировок или размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) при размещении заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг), включенных в Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона (далее - Перечень), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 года N 609-р?

Ответ. В соответствии с частью 4 статьи 10 Закона перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается. Фармацевтические препараты, медицинские химические вещества и лекарственные растительные продукты (код 2423000 по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93) включены в указанный Перечень.

При этом Законом не установлен запрет на возможность размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, включенных в такие перечни, путем проведения запроса котировок в случае, если цена государственного или муниципального контракта не превышает 500 тыс.руб. или у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случаях, предусмотренных статьей 55 Закона.

Таким образом, заказчик вправе осуществлять размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, включенных в Перечень путем проведения запроса котировок в случае, если цена государственного или муниципального контракта не превышает 500 тысяч рублей или у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случаях, предусмотренных статьей 55 Закона.


Вопрос 2. Каким образом необходимо указывать предмет аукциона при размещении заказа на поставку лекарственных средств - по международному непатентованному наименованию (МНН) или по торговому наименованию?

Ответ. В соответствии с письмом Федерального агентства по здравоохранению и социального развития (далее - Росздрав) от 15.10.2007 N 1003/048743П, размещение заказов на поставку лекарственных средств Росздравом и органами здравоохранения субъектов Российской Федерации осуществляется по международным непатентованным наименованиям. При этом в соответствии с указанным письмом, различные торговые наименования инсулинов, а также циклоспорина несовместимы между собой и не взаимозаменяемы. В письме от 16.10.2007 N АЦ/19080 ФАС России разъяснила, что по указанным основаниям размещение заказа на поставку циклоспорина и инсулинов может производиться с указанием торговых наименований без сопровождения их словами "или эквивалент", в соответствии с частью 3 статьи 34 Закона.

Таким образом, размещение заказа на поставку лекарственных средств должно осуществляться по международным непатентованным наименованиям. Исключение составляют инсулины и циклоспорин, размещение заказов на поставку которых может осуществляться по торговым наименованиям.


Вопрос 3. Каким образом следует формировать лоты на поставку лекарственных средств (или можно ли объединять различные лекарственные средства в один лот)?

Ответ. В соответствии с частью 2.1 статьи 10 Закона при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении аукциона, в документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно частям 1, 2 статьи 34 Закона документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Таким образом, заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов на поставки лекарственных средств, в том числе, в отношении предмета размещаемого заказа, включая форму выпуска лекарственного средства (ампулы, таблетки и т. д.), начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг с учетом ограничений, установленных законодательством.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2007 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

При формировании лотов на поставку лекарственных средств по программе дополнительного лекарственного обеспечения в 2008 году следует исходить из следующего:

____________________________________________________________________

Настоящее письмо признано не действующим в части содержащихся в ответе на вопрос N 3 положений относительно требований по формированию лотов на поставку лекарственных средств по программе дополнительного лекарственного обеспечения в 2008 году, как не соответствующее части 2.1 статьи 10, частям 1, 2 статьи 22, частям 1, 2 статьи 34, части 1 статьи 41.6, части 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и пункту 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" - решение ВАС России от 9 июля 2012 года N ВАС-6122/12.

____________________________________________________________________

- заказчику следует избегать укрупнения лотов, в связи с тем, что любое объединение различных лекарственных средств в один лот, потенциально ведет к снижению количества участников торгов;

- не следует объединять в один лот лекарственных препаратов, входящих в различные группы, в соответствии с Перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 18 сентября 2006 года N 665 (далее - Перечень);

- не следует объединять лекарственное средство в один лот с другим лекарственным средством, в случае если по его международному непатентованному наименованию зарегистрировано только одно торговое наименование.

- не следует объединять в один лот наркотические или психотропные средства с иными лекарственными средствами. Наркотические или психотропные средства допускается объединять в один лот соответственно с наркотическими и/или психотропными средствами, относящимися к одной группе согласно вышеупомянутому Перечню;

- в случае размещения заказа на поставку лекарственного средства, которое согласно Перечню относится к группе XXX "Средства, применяемые по решению врачебной комиссии, утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения", либо к группам "Прочие ..." по каждому МНН формируется отдельный лот;

- в случае размещения заказа по торговому наименованию (допускается для инсулинов и циклоспоринов), по каждому торговому наименованию следует формировать отдельный лот.


Вопрос 4. Каким образом определять одноименность лекарственных средств для принятия решения о возможности проведения совместных торгов, применения запроса котировок или размещения заказа у единственного поставщика в соответствии с пунктом 16 части 2 статьи 55 Закона?

Ответ. В соответствии с частью 6.1 статьи 10 Закона под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов (Минэкономразвития России).

В настоящее время Минэкономразвития России осуществляет разработку номенклатуры. До ее утверждения одноименность лекарственных средств допустимо определять исходя из группировок в соответствии с вышеупомянутым Перечнем (одноименными являются лекарственные средства, включенные в одну группировку в соответствии с Перечнем).


Вопрос 5. Можно ли без проведения нового аукциона увеличить объем закупаемых лекарственных средств, если по результатам аукциона возникла экономия?

Ответ. Если в результате проведения аукциона произошло снижение цены контракта от начальной (максимальной) цены контракта, то увеличение объема закупаемых лекарственных средств на сумму в пределах возникшей экономии без проведения нового аукциона возможно следующим образом:

Согласно части 6.5 статьи 9 Закона при заключении контракта заказчик по согласованию с участником, с которым заключается такой контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если такое право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы указанного товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении открытого конкурса или открытого аукциона.

Пример 1. Заказчик разместил заказ на приобретение ацетилсалициловой кислоты в количестве 1000 упаковок, с начальной (максимальной) ценой контракта, составляющей 5000 рублей. В результате проведения аукциона определился победитель, который предложил поставить 1000 упаковок ацетилсалициловой кислоты по цене 3000 рублей. Применяя часть 6.5 статьи 9 Закона, заказчик по согласованию с участником вправе при заключении контракта увеличить количество закупаемых упаковок ацетилсалициловой кислоты на любое количество, но так, чтобы итоговая стоимость контракта не превышала 5000 рублей, а цена одной упаковки - равнялась 3 рублям за упаковку (3000 рублей 1000 упаковок = 3 рубля за упаковку). Таким образом, заказчик по согласованию с участником, с которым заключается контракт, вправе подписать контракт на большее количество упаковок ацетилсалициловой кислоты по цене 3 рубля за упаковку, на общую сумму не более 5000 рублей. В указанном примере за "единицу товара" принята 1 упаковка.

Пример 2. Заказчик разместил заказ на приобретение нескольких лекарственных средств (например, 1000 упаковок диклофенака и 2000 упаковок ибупрофена) или одного лекарственного средства, но в разных упаковках либо формах (например, 1000 упаковок диклофенака в таблетках и 2000 упаковок диклофенака в ампулах) с начальной (максимальной) стоимостью 8000 рублей. В этом случае, за единицу товара необходимо принимать, в первом случае - 1 упаковку ацетилсалициловой кислоты и 2 упаковки анальгина во втором - 1 упаковку анальгина в таблетках и 2 упаковки анальгина в ампулах. Количество в обоих случаях составляет - 1000 единиц. В результате проведения аукциона определился победитель, который предложил поставить 1000 единиц товара по цене 6000 рублей. Применяя часть 6.5 статьи 9 Закона, заказчик по согласованию с участником вправе при заключении контракта увеличить количество закупаемых лекарств на любое количество, но так, чтобы итоговая стоимость контракта не превышала 8000 рублей, а цена одной единицы - равнялась 6 рублей за единицу (6000 рублей 1000 единиц = 6 рублей за единицу). Таким образом, заказчик по согласованию с участником, с которым заключается контракт, вправе подписать контракт на большее количество поставляемых лекарств по цене 6 рублей за единицу, на общую сумму не более 8000 рублей.

То есть, в случае если в состав лота входят различные лекарственные средства, то при дозакупке в соответствии с частью 6.5 статьи 9 Закона, должна соблюдаться изначальная пропорция всех видов лекарственных средств, входящих в лот. Таким образом, если в лот включено несколько лекарственных средств, то заказчик не вправе докупить один из видов лекарственных средств, вошедших в лот, не дозакупая пропорционально другие.

В случае, если заказчик планирует осуществлять дозакупку в соответствии с частью 6.5 статьи 9 Закона, в документации об аукционе заказчику следует установить, что именно принимается за единицу товара в лоте, т.е. указать в какой пропорции закупаются различные лекарственные средства, лекарственные формы.


Вопрос 6. Возможно ли изменение суммы государственного или муниципального контракта в рамках 10% , и каким образом?

Ответ. Согласно части 2.1 статьи 10 Закона в случае выделения при проведении торгов лотов государственный или муниципальный контракт заключается в отношении каждого лота.

В соответствии с частью 6 статьи 9 Закона в случае, если это предусмотрено документацией об аукционе, при изменении потребности заказчик по согласованию с поставщиком в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на десять процентов количество всех предусмотренных контрактом лекарственных средств. При поставке дополнительного количества таких лекарственных средств, заказчик по согласованию с поставщиком вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально количеству лекарственных средств, но не более чем на десять процентов такой цены контракта, а при внесении соответствующих изменений в контракт в связи с сокращением потребности в поставке заказчик обязан изменить цену контракта указанным образом. Цена единицы дополнительно поставляемых лекарственных средств и цена единицы лекарственных средств при сокращении потребности в поставке должны определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество единиц такого товара. При этом, в случае если в состав лота входят различные лекарственные средства, то при изменении объема закупки, должна соблюдаться изначальная пропорция всех видов лекарственных средств, входящих в лот. Порядок определения единицы показан на примерах в ответе на Вопрос N 5 настоящих разъяснений.


Вопрос 7. В случае, если заказчик не имеет возможности определить необходимое количество требуемых лекарственных средств, возможно ли размещение заказа на их поставку путем проведения аукциона с указанием начальной (максимальной) цены за единицу таких средств (мг, мл ЕД)?

Ответ. Вступивший в силу с 1 октября 2007 года Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрел возможность выполнения работ, оказания услуг по цене единицы услуги и (или) работы исходя из объема фактически оказанных услуг, выполненных работ в случае, если осуществляется выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказание услуг связи или юридических услуг.

В отношении поставок лекарственных средств Закон подобной возможности не предусматривает, таким образом, проведение процедур размещения заказа с указанием начальной (максимальной) цены за единицу лекарственного средства без указания объема поставляемых лекарственных средств не допускается.


Вопрос 8. Каковы возможные инструменты защиты интересов государственных и муниципальных заказчиков от действий недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным и муниципальным контрактам?

Ответ. В целях защиты интересов государственных и муниципальных заказчиков от рисков, связанных с действиями недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов, Законом предусмотрен ряд защитных механизмов.

Закон предусматривает возможность установления со стороны заказчика, уполномоченного органа требования о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе. Размер данного обеспечения может устанавливаться в пределах пяти процентов от начальной цены контракта (часть 4 статьи 20 и часть 5 статьи 32 Закона).

В случае уклонения участника размещения заказа от заключения контракта денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе и аукционе, не возвращаются.

Закон предусматривает возможность установления со стороны заказчика, уполномоченного органа требования обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта. Размер обеспечения может устанавливаться в пределах тридцати процентов от начальной цены контракта (пункт 14 часть 3 статьи 21* и пункт 7 части 3 статьи 33 Закона). В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчики и уполномоченные органы обязаны устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее, чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) (пункт 15.2 части 4 статьи 22 Закона). В случае установления обеспечения исполнения контракта, такой контракт заключается только после предоставления участником конкурса или аукциона, с которым заключается контракт, банковской гарантии, страхования ответственности по контракту или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе, в форме вклада (депозита) в размере обеспечения исполнения контракта (способ обеспечения исполнения контракта определяется таким участником самостоятельно).

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "пункт 14 часть 4 статьи 21 ". - Примечание изготовителя базы данных.     


Представление обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии или страхования ответственности по контракту косвенным образом подтверждает возможность поставщика (подрядчика, исполнителя) успешно исполнить свои контрактные обязательства. Это обуславливается тем, что финансовые и страховые организации, предлагая указанные виды обеспечений, принимают на себя финансовые риски поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по контрактам и, в этой связи, вынуждены осуществлять многоаспектную проверку таких поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на предмет наличия у них соответствующих финансовых и трудовых ресурсов, технологического оборудования и других составляющих для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом контракта.

Отдельно обращаем внимание на то, что установление авансовых платежей по государственным или муниципальным контрактам является правом, но не обязанностью заказчика, уполномоченного органа (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации).

С учетом того, что получение авансового платежа является в некоторых случаях основной целью заключения контракта со стороны недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя), необходимость их установления должна тщательно анализироваться в каждом конкретном случае.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»