Недействующий

     

                 Проект N 389539-4

        во втором чтении


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменения в статью 85_1 Воздушного кодекса
Российской Федерации


Статья 1


Внести в статью 85_1 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 2005, N 13, ст.1078) изменение, изложив ее в следующей редакции:

"Статья 85_1. Персональные данные пассажиров воздушных судов

1. В целях обеспечения авиационной безопасности перевозчики обеспечивают передачу персональных данных пассажиров воздушных судов в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности и законодательством Российской Федерации в области персональных данных, при международных воздушных перевозках также в уполномоченные органы иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации или  законодательством иностранных государств вылета, назначения или транзита в объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

2. Порядок передачи персональных данных пассажиров воздушных судов в указанные в пункте 1 настоящей статьи автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах устанавливается Правительством Российской Федерации.".

Статья 2


Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.


         Президент
Российской Федерации
В.Путин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 85_1
Воздушного кодекса Российской Федерации"

     


В свете общемирового усиления мер по борьбе с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации в ряде зарубежных государств приняты или разрабатываются дополнения в законодательство, касающиеся обязательного предоставления электронного доступа в системы бронирования авиакомпаний.

Предварительное исследование базы данных систем бронирования авиакомпаний позволит проводить анализ для целей повышения уровня авиационной безопасности, усиления мер по борьбе с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации и выявления лиц, относящихся к потенциальным террористам и криминальным элементам на стадии бронирования авиабилета. Электронная база полученных персональных данных о пассажирах (далее - PNR данных) существенно увеличивает возможности правоохранительных органов по оценке рисков, упрощения общей процедуры для законопослушных пассажиров и выявления возможных угроз безопасности до посадки пассажиров на борт самолета.

К примеру, в США в 2001 году принят Акт о безопасности на транспорте и в авиации, обязывающий все авиакомпании, совершающие полеты на/с территории США, предоставлять Департаменту внутренней безопасности США доступ в системы бронирования для предварительного исследования PNR данных пассажиров.

Сама правомерность обращения с подобным требованием к авиакомпаниям сомнений не вызывает, поскольку американские власти действуют в соответствии с принятым у себя законодательством. В соответствии же с международным правом государство в пределах своей территории осуществляет полную юрисдикцию, если иное не предусмотрено международным договором, а воздушные суда, в свою очередь, совершающие посадку на иностранной территории, подпадают под юрисдикцию государства посадки. Не противоречит оно и Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о воздушном сообщении от 14.01.1994, обязывающего авиапредприятия одной стороны выполнять законы и правила другой.

Обращает на себя особое внимание тот факт, что в настоящее время 92 авиакомпании из 65 стран, осуществляющие рейсы в США, уже предоставляют американцам доступ к базе данных бронирования пассажиров.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 85.1 Федерального закона от 19.03.1997 N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации":

"1. В целях обеспечения авиационной безопасности перевозчики передают в правоохранительные органы персональные данные пассажиров воздушных судов, содержащиеся в перевозочных документах.

2. Порядок создания и ведения информационных баз персональных данных пассажиров воздушных судов, а также порядок передачи таких данных в правоохранительные органы устанавливается Правительством Российской Федерации.".

Вместе с тем данная статья не определяет возможность передачи персональных данных пассажиров воздушных судов в правоохранительные органы иностранных государств, а объем персональных данных ограничен лишь данными, содержащимися в перевозочных документах, хотя как перечень информации о пассажире в системе бронирования перевозки несколько шире и включает в себя дату рождения, паспортные данные, контактные данные (номер тел.), регистрационный номер агента, забронировавшего перевозку.

В связи с этим российские назначенные авиаперевозчики при осуществлении полетов в США не выполняют требования американского законодательства в области безопасности на транспорте, что, в свою очередь, влечет применение по отношению к ним санкций со стороны американских властей, выражающихся в выставлении штрафов в размере до 5 тыс. долларов США с каждого пассажира (примерная стоимость билета Москва-Нью-Йорк-Москва - 1200 долл. США). Данная ситуация отрицательно сказывается на экономической целесообразности выполнения полетов в США.

Более того, по мнению МИДа России, невыполнение российскими авиаперевозчиками требований американского законодательства грозит превратиться в серьезнейший раздражитель в российско-американских отношениях в области безопасности на транспорте. Тем более, что американская сторона дала соответствующие заверения и гарантировала полную конфиденциальность и защиту информации от несанкционированного доступа.

Одновременно хотелось бы отметить, что американские авиаперевозчики, совершающие полеты в Российскую Федерацию, основываясь на требованиях американского законодательства, готовы предоставлять правоохранительным органам Российской Федерации доступ к своим системам бронирования для вышеуказанных целей при наличии в Российской Федерации необходимого законодательства. Соответствующие дополнения внесены Минтрансом России в проект федерального закона "О транспортной безопасности", одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 30 декабря 2004 г. и прошедшего первое чтение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в ноябре 2005 г.

В частности, согласно статье 14 проекта федерального закона "О транспортной безопасности" "...субъект транспортной инфраструктуры иностранного государства, эксплуатирующий транспортное средство, осуществляющее международные перевозки в/из Российской Федерации и/или через территорию Российской Федерации, обеспечивает передачу в базу данных персональных сведений о лицах (пассажирах), пользующихся услугами транспорта, содержащихся в проездных документах (билетах), в соответствии с настоящим федеральным законом, международными и двусторонними договорами".

Также важно упомянуть, что при заполнении анкеты на получение американской неиммиграционной визы заявитель указывает о себе несравнимо больший объем личной информации как, к примеру, сведения о родственниках, доходах, информацию о службе в армии, месте работы. Однако данная информации не может быть использована Министерством внутренней безопасности США, поскольку она (информация) собирается и хранится Государственным департаментом США для иных целей, нежели борьба с преступностью.

В свете вышеизложенного представляется целесообразным внести изменение в статью 85.1 Воздушного кодекса Российской Федерации.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»