Недействующий


Проект N 198176-4*
__________________________________
* Согласно регистрационной карте,
проект принят в первом чтении. -
Примечание изготовителя базы данных.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в Федеральный закон
"О правовом положении иностранных граждан
в Российской Федерации"


Статья 1

Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст.3032; 2003, N 46 (ч.1), ст.4437; 2004, N 35, ст.3607) следующие изменения:

1) пункт 4 статьи 5 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"В случае принятия решения о продлении или о сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, в миграционной карте проставляется отметка, форма которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел.";

2) статью 31 изложить в следующей редакции:

"Статья 31. Последствия несоблюдения иностранным гражданином
срока пребывания или проживания в Российской Федерации

1. В случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней со дня принятия решения о сокращении срока проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации.

2. В случае, если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней со дня принятия решения об аннулировании разрешения на временное проживание или вида на жительство, выданных иностранному гражданину.

3. При наступлении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 или 2 настоящей статьи, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, в течение суток со дня принятия соответствующего решения направляет иностранному гражданину уведомление о принятом решении и необходимости выезда из Российской Федерации в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом.

4. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, по месту пребывания или проживания иностранного гражданина, в отношении которого принято решение о сокращении срока его временного пребывания в Российской Федерации либо об аннулировании ранее выданных разрешения на временное проживание или вида на жительство, не позднее двух дней до выезда иностранного гражданина из Российской Федерации информирует об этом орган пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

5. При выезде иностранного гражданина из Российской Федерации по основаниям, предусмотренным пунктом 1 или 2 настоящей статьи, орган пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации в течение десяти дней с момента пересечения иностранным гражданином Государственной границы Российской Федерации информирует об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, по месту пребывания или проживания иностранного гражданина, в отношении которого принято решение о сокращении срока его временного пребывания в Российской Федерации либо об аннулировании ранее выданных разрешения на временное проживание или вида на жительство.

6. Иностранный гражданин, не исполнивший обязанность, предусмотренную пунктом 1 или 2 настоящей статьи, подлежит депортации.

7. Решение о депортации иностранного гражданина принимает федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган.";

3) дополнить статьей 31.1 следующего содержания:

"Статья 31.1. Порядок депортации иностранного гражданина


1. Депортация иностранного гражданина в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальными органами.

2. Депортация осуществляется за счет средств депортируемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников, - за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 настоящего Федерального закона.

3. В случае, если установление приглашающей стороны невозможно, мероприятия по депортации являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок расходования средств на указанные цели определяется Правительством Российской Федерации.

4. Иностранный гражданин, подлежащий депортации, доставляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел. Должностные лица территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, осуществляют мероприятия, предусмотренные статьей 33 настоящего Федерального закона, а также направляют в суд необходимые материалы для вынесения решения о содержании указанного иностранного гражданина в специально отведенном помещении органа внутренних дел либо в специальном учреждении, создаваемом в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

5. Иностранный гражданин, подлежащий депортации, до вынесения судом решения о его содержании в специально отведенном помещении органа внутренних дел либо в специальном учреждении, создаваемом в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, может быть подвергнут задержанию, но не более чем на 48 часов.

6. Рассмотрение материалов, указанных в пункте 4 настоящей статьи, осуществляется судом в течение трех дней со дня получения соответствующих материалов, а в случае задержания иностранного гражданина, подлежащего депортации, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

7. Иностранный гражданин, подлежащий депортации, по решению суда содержится в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в специально отведенном помещении органа внутренних дел либо в специальном учреждении, создаваемом в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения о депортации.

8. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган направляет информацию о депортации иностранного гражданина в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел.

9. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, уведомляет о депортации иностранного гражданина дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин.";

4) пункт 5 статьи 34 исключить;

5) дополнить статьей 34.1 следующего содержания:

"Статья 34.1. Порядок административного выдворения иностранного гражданина
за пределы Российской Федерации, осуществляемого федеральным органом
исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его
территориальными органами


1. Иностранный гражданин, совершивший административное правонарушение, влекущее в качестве меры административного наказания административное выдворение за пределы Российской Федерации, доставляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Должностные лица территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, составляют протокол об административном правонарушении, а также осуществляют мероприятия, предусмотренные статьей 33 настоящего Федерального закона.

2. В случае необходимости установления личности или выяснения обстоятельств совершенного административного правонарушения иностранный гражданин, совершивший административное правонарушение, влекущее в качестве меры административного наказания административное выдворение за пределы Российской Федерации, может быть подвергнут административному задержанию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Рассмотрение дела об административном правонарушении, влекущем в качестве меры административного наказания административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации, осуществляется судом. При рассмотрении вопроса об административном выдворении иностранного гражданина за пределы Российской Федерации суд принимает решение о принудительном и контролируемом перемещении иностранного гражданина через Государственную границу Российской Федерации, а при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 34 настоящего Федерального закона, о контролируемом самостоятельном выезде иностранного гражданина из Российской Федерации.

4. Иностранный гражданин, подлежащий принудительному и контролируемому перемещению через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, по решению суда в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, содержится в специально отведенном помещении органа внутренних дел либо в специальном учреждении, создаваемом в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации.

5. Иностранному гражданину, в отношении которого судом принято решение о контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации, вручается копия постановления суда и уведомление о необходимости выезда из Российской Федерации в течение срока, установленного решением суда.

6. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, по месту пребывания или проживания иностранного гражданина, в отношении которого судом принято решение о контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации, не позднее двух дней до выезда иностранного гражданина информирует об этом орган пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

7. При выезде иностранного гражданина, в отношении которого судом принято решение о контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации, орган пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации в течение десяти дней с момента пересечения иностранным гражданином Государственной границы Российской Федерации уведомляет об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, по месту пребывания или проживания иностранного гражданина, в отношении которого судом принято решение о контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.

8. Исполнение постановления суда об административном выдворении осуществляет федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальные органы.";

6) дополнить статьей 34.2 следующего содержания:

"Статья 34.2. Порядок административного выдворения иностранного гражданина
за пределы Российской Федерации, осуществляемого федеральным органом
исполнительной власти, ведающим вопросами безопасности, или его органами


1. Иностранный гражданин, совершивший административное правонарушение в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, влекущее в качестве меры административного наказания административное выдворение за пределы Российской Федерации, доставляется в служебное помещение пограничного органа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Должностные лица пограничных органов составляют протокол об административном правонарушении, а также осуществляют мероприятия, предусмотренные статьей 33 настоящего Федерального закона.

2. В случае необходимости установления личности или выяснения обстоятельств совершенного административного правонарушения иностранный гражданин, совершивший административное правонарушение, влекущее в качестве меры административного наказания административное выдворение за пределы Российской Федерации, может быть подвергнут административному задержанию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Рассмотрение дела об административном правонарушении в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, влекущем в качестве меры административного наказания административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации, осуществляется должностными лицами пограничных органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Исполнение постановления об административном выдворении за совершение административного правонарушения в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации осуществляют пограничные органы.".


Статья 2

     
     Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.


Президент
Российской Федерации
В.Путин

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"


Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" обусловлена необходимостью дальнейшего совершенствования миграционного законодательства Российской Федерации.

Законопроектом устанавливается четкий порядок административного выдворения и депортации иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации.

Так, после принятия и вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральных законов от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и от 10 января 2003 г. N 7-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" законодательно были установлены основания для осуществления административного выдворения и депортации иностранных граждан и лиц без гражданства. Основания для осуществления депортации иностранных граждан и лиц без гражданства установлены также в Федеральном законе от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах".

Однако механизмы осуществления этих процедур были установлены недостаточно четко, что на практике породило, в частности, практически полное отсутствие применения института депортации в отношении соответствующих категорий иностранных граждан и лиц без гражданства.

В этой связи законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) статьей 31_1, детально регламентирующей порядок осуществления депортации, то есть принудительной высылки иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

В настоящее время в соответствии с частью первой статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства может осуществлять в двух формах - в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Вместе с тем случаи, при которых административное выдворение осуществляется в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, в законодательстве Российской Федерации не определены. В этой связи законопроектом предлагается установить, что в случае, если административное выдворение будет осуществляться за счет средств иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет приглашающей стороны или дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, суд принимает решение о контролируемом самостоятельном выезде данного лица за пределы Российской Федерации. Одновременно для данной категории лиц предлагается исключить необходимость содержания до исполнения решения об административном выдворении в специально отведенном помещении органа внутренних дел либо в специальном учреждении, создаваемом в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Помимо этого законопроектом предлагается также дополнить Федеральный закон статьями 34_1 и 34_2, четко определяющих порядок осуществления административного выдворения федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами безопасности, и его органами в зависимости от особенностей применения данной процедуры соответствующими органами, установленных законодательством Российской Федерации.

Реализация проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета, поскольку законопроект не содержит в себе положений, коренным образом изменяющих существующие процедуры или возлагающих дополнительные полномочия на заинтересованные органы государственной власти Российской Федерации.

     

     

     На N 3.10-29/429 от 31 мая 2005 г.


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона "О внесении изменений
в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан
в Российской Федерации"
, вносимый в Государственную Думу
Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации


В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

В связи с отсутствием в финансово-экономическом обосновании необходимых расчетов дать заключение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации не представляется возможным.

Положения действующей редакции Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", а также законопроект не определяют порядок финансирования затрат, связанных с созданием и содержанием специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению или депортации, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»