ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 ноября 2007 года N 173-Т

О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору

Банк России направляет для использования в работе неофициальный перевод документа Базельского комитета по банковскому надзору "Комплаенс и комплаенс-функция в банках".

Доведите настоящее письмо до сведения кредитных организаций.

Первый заместитель
председателя Банка России
Г.Г.Меликьян

     

Приложение
к письму
Банка России
от 2 ноября 2007 года N 173-Т
"О рекомендациях Базельского комитета
по банковскому надзору"

     

Комплаенс и комплаенс-функция в банках (Базельский комитет
по банковскому надзору, апрель 2005 года)

Рабочая группа по вопросам бухгалтерского учета Базельского
комитета по банковскому надзору


Председатель:

Профессор, доктор Арнольд Шильдер (Arnold Schilder), Банк Нидерландов, Амстердам

Комиссия по банкам, финансам и страхованию, Брюссель, г-н Марк Пикер (Marc Pickeur)

Управление инспектора финансовых организаций, Канада, Торонто, г-жа Карен Стотерс (Кaren Stothers)

Комиссия по банкам, Париж, г-жа Сильви Матера (Sylvie Matherat)

Бундесбанк, Франкфурт-на-Майне, г-н Карл-Хайнц Хиллен (Кarl-Heinz Hillen)

Федеральное управление финансового надзора (BAFin), Бонн, г-н Людгер Ханенберг (Ludger Hanenberg)

Банк Италии, Рим, д-р Карло Каландрини (Carlo Calandrini)

Банк Японии, Токио, г-н Кейджи Фукузава (Кeiji Fukuzawa)

Агентство по финансовым услугам, Токио, г-н Кенджи Оки (Кenji Oki)

Комиссия по надзору в финансовом секторе, Люксембург, г-н Ги Хаас (Guy Haas)

Банк Нидерландов, Амстердам, г-н Микаэл Доббин (Michael Dobbyn)

Банк Испании, Мадрид, г-н Анселмо Диас Фернандес (Anselmo Diaz Fernandez)

Finansinspektionen, Стокгольм, г-н Перси Баргхольц (Percy Bargholtz)

Швейцарская федеральная комиссия по банкам, Берн, г-н Стефан Ридер (Stephan Rieder)

Банк Англии, Лондон, г-н Ян Майкл (Ian Michael)

Управление финансовых услуг, Лондон, г-жа Кэролайн Морган (Caroline Morgan)

Совет управляющих Федеральной резервной системы, Вашингтон, округ Колумбия, г-н Джералд Эдвардс, мл. (Gerald Edwards, Jr)

Федеральный резервный банк Нью-Йорка, г-н Артур Ангуло (Arthur Angulo)

Управление контролера денежного обращения, Вашингтон, округ Колумбия, г-н Зэйн Блэкберн (Zane Blackburn)

Федеральная корпорация страхования депозитов, Вашингтон, округ Колумбия, г-н Роберт Сторч (Robert Storch)

Наблюдатели

Центральный банк Бразилии, г-н Амаро Луис де Оливейра Гомес (Amaro Luiz de Oliveira Gomes)

Европейский центральный банк, г-жа Фатима Пирес (Fatima Pires)

Европейская комиссия, Брюссель, г-н Виторио Пинелли (Vitorio Pinelli)

Институт финансовой стабильности, г-н Джейсон Джордж (Jason George)

Валютное управление Сингапура, Сингапур, г-н Лоу Квок Мун (Low Кwok Mun)

Национальный банк Австрии, Вена, г-н Мартин Хаммер (Martin Hammer)

Валютное агентство Саудовской Аравии, Эр-Рияд, г-н Абдулела Алобаид (Abdulelah Alobaid)

Секретариат

Секретариат Базельского комитета по банковскому надзору, г-жа Донна Боволанеас (Donna Bovolaneas)

Банк международных расчетов, г-н Рори Макфи (Rory Macfie)

Предисловие к русскому переводу


В последние годы в мировой банковской практике все большее внимание уделяется вопросам управления комплаенс-рисками. В Методологии основополагающих принципов эффективного банковского надзора (Октябрь, 2006) включен новый обязательный критерий 6 соблюдения принципа 17, согласно которому орган банковского надзора должен следить за наличием в банках постоянной комплаенс-функции, которая помогает исполнительным органам эффективно управлять комплаенс-рисками.

В пункте 2.2.3 Положения Банка России от 16 декабря 2003 года N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" (далее - Положение N 242-П) используется термин "ответственный сотрудник по правовым вопросам". Следует отметить, что понятия "ответственный сотрудник по правовым вопросам", "(руководитель) служащий комплаенс-функции", комплаенс-служащий, специалист по комплаенсу, "(главный) комплаенс-риск менеджер" являются синонимами. В связи с этим по тексту перевода встречается использование указанных терминов в качестве взаимозаменяемых.

________________

Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 2004 года, N 5489; 22 декабря 2004 года, N 6222 ("Вестник Банка России" от 4 февраля 2004 года N 7; от 31 декабря 2004 года N 74).


Необходимо также обратить внимание, что, хотя руководитель (служащий) комплаенс-функции относится к числу субъектов системы внутреннего контроля, его деятельность не ограничивается осуществлением контрольных функций. Руководитель (служащий) комплаенс-функции может иметь полномочия по изменению (включая повышение) уровня принимаемых кредитной организацией комплаенс-рисков.

Как и любая деятельность кредитной организации, связанная с принятием рисков, комплаенс-функция должна подвергаться внутреннему аудиту, что делает очевидным необходимость обеспечения независимости службы внутреннего аудита (или службы внутреннего контроля согласно терминологии Положения N 242-П) от комплаенс-функции.

Введение

1. В рамках своих постоянных мероприятий по решению вопросов банковского надзора и повышения качества работы банковских организаций Базельский комитет по банковскому надзору (далее - Комитет) публикует настоящий документ, содержащий общие принципы по вопросам комплаенс-риска и комплаенс-функции в банках. Банковские надзорные органы должны убедиться, что в банке применяются эффективная политика и процедуры управления комплаенс-рисками, а руководство банка принимает необходимые корректирующие меры при выявлении недостатков управления комплаенс-рисками.

2. Комплаенс начинается с высшего руководства банка. Комплаенс будет особенно эффективным при корпоративной культуре, которая подчиняется стандартам добросовестности и надежности и где примером являются совет директоров и исполнительные органы. Это касается каждого сотрудника в банке и должно рассматриваться как неотъемлемая часть банковской деятельности. Банк должен придерживаться высоких стандартов при осуществлении деятельности и всегда стремиться соблюдать как дух, так и букву закона. Невнимание к влиянию своих действий на своих акционеров, клиентов, сотрудников и рынки может привести в значительной степени к негативному освещению и репутационному ущербу, даже если ни один закон не нарушен.

3. Термин "комплаенс-риск" означает в настоящем документе риск применения юридических санкций или санкций регулирующих органов, существенного финансового убытка или потери репутации банком в результате несоблюдения им законов, инструкций, правил, стандартов саморегулирующих организаций или кодексов поведения, касающихся банковской деятельности (далее совместно - "соответствие законам, правилам и стандартам в сфере комплаенса").

4. Соответствие законам, правилам и стандартам в сфере комплаенса обычно касается таких вопросов, как соблюдение надлежащих стандартов поведения на рынке, управление конфликтами интересов, справедливое отношение к клиентам и обеспечение добросовестного подхода при консультировании клиентов. Обычно они включают такие специфические области, как противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и могут касаться также налогового законодательства, относящегося к структурированию банковских продуктов или консультациям для клиентов. Банк, преднамеренно участвующий в операциях, используемых клиентами, чтобы избежать требований нормативной или финансовой отчетности, уклониться от налоговых обязательств или совершить неправомерные действия, подвергается значительному комплаенс-риску.

5. Соответствие законам, правилам и стандартам в сфере комплаенса имеет различные источники, включая основные законы, правила и стандарты, принимаемые законодательными и надзорными органами, рыночные соглашения, кодексы, принимаемые отраслевыми ассоциациями, и внутренние кодексы поведения, касающиеся персонала банка. По указанным выше причинам они шире юридически обязательных требований и включают более общие стандарты надежности и этического поведения.

6. Комплаенс должен быть частью корпоративной культуры организации; это не только обязанности специалистов по комплаенсу. Тем не менее банк сможет эффективнее управлять своим комплаенс-риском, если будет иметь в своей структуре комплаенс-функцию, которая будет соответствовать "принципам комплаенс-функции", описанным ниже. Термин "комплаенс-функция" в настоящем документе используется для описания персонала, осуществляющего обязанности по комплаенсу, и не предписывает создание какой-либо определенной организационной структуры.

7. Между банками существуют значительные различия, касающиеся организации комплаенс-функции. В более крупных банках комплаенс-служащие могут находиться в операционных бизнес-подразделениях банка, а в банках, осуществляющих международные операции, могут быть комплаенс-служащие на уровне международной группы и собственные комплаенс-служащие в дочерних банках в странах присутствия. В более мелких банках служащие комплаенс-функции могут быть сосредоточены в одном подразделении. В некоторых банках создается несколько подразделений по отдельным направлениям управления комплаенс-рисками, таким как защита данных или противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

8. Банк должен организовать свою комплаенс-функцию и установить приоритеты для управления своим комплаенс-риском в соответствии с собственной стратегией и организацией управления рисками. Например, некоторые банки могут организовывать комплаенс-функцию в составе службы по управлению операционным риском, поскольку существует тесная взаимосвязь между комплаенс-риском и некоторыми аспектами операционного риска. Другие предпочитают иметь раздельные комплаенс-функцию и функцию управления операционным риском, но устанавливают механизмы, требующие тесного взаимодействия между обеими функциями по вопросам комплаенса.

9. Независимо от того, каким образом в банке организована комплаенс-функция, она должна быть независимой и располагать достаточными ресурсами, ее обязанности должны быть четко определены, и ее деятельность должна подлежать регулярной независимой проверке службой внутреннего аудита. Нижеследующие Принципы 5-8 подробнее описывают эти наиболее общие принципы, а в сопроводительной инструкции представлена надлежащая практика, касающаяся этих принципов. Они распространяются на все банки, хотя наиболее эффективный способ их реализации определяется самими банками. Банк может иметь возможность применять практику, которая отличается от описанной в настоящем документе, но также является надлежащей и в комплексе демонстрирует эффективность его комплаенс-функции. Способ реализации этих принципов зависит от таких факторов, как размер банка, характер, сложность и географический масштаб его деятельности, а также нормативно-правовая система, в рамках которой он осуществляет свою деятельность. В более мелких банках, например, может быть целесообразно в полном объеме реализовать некоторые конкретные меры, рекомендуемые в настоящем документе, тем не менее банк может иметь возможность принять другие меры, позволяющие добиться того же результата.

10. Принципы, изложенные в настоящем документе, предполагают структуру управления, состоящую из совета директоров и старшего руководства. Законодательная и нормативная база различаются по странам и способам наделения полномочиями совета директоров и старшего руководства. Поэтому принципы, приведенные в настоящем документе, следует применять в соответствии со структурой корпоративного управления в каждом государстве и для каждого вида субъектов.

________________

Комитету известно, что в нормативно-правовой базе разных государств существуют большие различия в отношении функций совета директоров и старшего руководства. В некоторых государствах на совет директоров возлагается основная, если не единственная, обязанность контролировать деятельность исполнительного органа (старшее руководство), чтобы обеспечить выполнение последним своих задач. По этой причине в некоторых случаях он именуется наблюдательным советом. Это означает, что совет директоров не имеет исполнительных функций. Напротив, в других государствах компетенция совета директоров шире, и он в целом организует управление деятельностью банка. В связи с этими различиями при упоминании в настоящем документе совета директоров и исполнительных органов имеются в виду не юридические понятия, а два уровня принятия решений в банке.

11. Термин "банк" используется в настоящем документе в отношении банков, банковских групп и холдинговых компаний, чьи дочерние компании являются преимущественно банками.

12. Настоящий документ следует читать вместе с рядом документов Комитета, включая следующие:

- Основы систем внутреннего контроля в банковских организациях (сентябрь 1998 года);

________________

Письмо Банка России от 10 июля 2001 года N 87-Т "О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору" ("Вестник Банка России" от 19 июля 2001 года N 44-45).


- Совершенствование корпоративного управления в банковских организациях (сентябрь 1999 года);

________________

"Вестник Банка России" от 25 июля 2001 года N 46.


- Внутренний аудит в банках и взаимоотношения органа надзора с аудиторами (август 2001 года);

________________

Письмо Банка России от 13 июня 2002 года N 59-Т "О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору" ("Вестник Банка России" от 5 июня 2002 года N 33).


- Проверка клиентов банками (октябрь 2001 года);

- Надлежащая практика управления операционным риском и его контроля (февраль 2003 года);

- Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы (Базель II) - июнь 2004 года;

________________

http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»