МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 12 июля 2007 года N 5435-РХ

     
[Об отраслевых особенностях бюджетного учета в системе
 здравоохранения Российской Федерации
]



В целях организации работы по бюджетному учету в системе здравоохранения Российской Федерации и для оперативного использования в работе учреждений и организаций отрасли Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации разработаны и согласованы с Министерством финансов Российской Федерации "Отраслевые особенности бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации".

Электронная версия "Отраслевых особенностей бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации" высылается в ваш адрес электронной почтой.

После получения вами электронной версии просьба подтвердить ее доставку.

Рекомендуем довести указанный документ до сведения руководителей муниципальных органов здравоохранения.


Р.А.Хальфин

   

          УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
В.И.Стародубов
"___"_________ 2007 года

     

ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации

ЧАСТЬ I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по применению Инструкции по бюджетному учету, утвержденной
 приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н, в учреждениях
 здравоохранения Российской Федерации

     

     

1. Организация бюджетного учета

1.1. Нормативная база


N п/п

Полное наименование

Реквизиты

Сокращенное наименование

1

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан

Утверждены ВС РФ 22.07.93 N 5487-1 (ред. от 02.02.2006)

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан

2

О бюджетной классификации Российской Федерации

Федеральный закон от 15.08.96 N 115-ФЗ (ред. от 22.12.2005)

Закон N 115-ФЗ

3

Бюджетный кодекс Российской Федерации

Федеральный закон от 31.07.98 N 145-ФЗ (ред. от 03.01.2006)

БК РФ

4

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)

Федеральный закон от 30.11.94 N 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005)

ГК РФ

5

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)

Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 06.12.2005)

НК РФ

6

Трудовой кодекс Российской Федерации

Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 09.05.2005)

ТК РФ

7

О бухгалтерском учете

Федеральный закон от 21.11.96 N 129-ФЗ (ред. от 30.06.2003)

Закон "О бухгалтерском учете"

8

Инструкция по бюджетному учету

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.2006 N 25н

Инструкция по бюджетному учету

9

 

Об утверждении форм регистров бюджетного учета

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23.09.2005 N 123н

Приказ Минфина России N 123н

_______________

Документ применяется для ведения бюджетного учета органами государственной власти Российской Федерации, федеральными государственными учреждениями.

10

Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете

Утверждено Министерством финансов СССР 29.07.83 N 105

Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете

11

Основные правила работы архивов организации

Одобрены решением коллегии Росархива России от 06.02.2002

Основные правила работы архивов организации

     

1.2. Общие положения


Бюджетный учет в системе здравоохранения - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения и созданных ими бюджетных учреждений, а также операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", бюджетным законодательством, Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Минздравсоцразвития России и настоящими Указаниями.

Основными задачами бюджетного учета в учреждениях здравоохранения являются:

формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений здравоохранения, а также о финансовых результатах их деятельности;

формирование полной и достоверной информации об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в сфере здравоохранения;

обеспечение контроля за соответствием законодательству Российской Федерации операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в сфере здравоохранения, а также контроля за составлением активов и выполнением обязательств учреждений здравоохранения;

обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетностью о состоянии активов и обязательств учреждений здравоохранения.

За организацию бюджетного учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций в учреждении здравоохранения несет ответственность руководитель учреждения.

За ведение бюджетного учета, своевременное представление полной и достоверной бюджетной отчетности учреждением здравоохранения несет ответственность главный бухгалтер учреждения.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю учреждения и обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников учреждения здравоохранения.

В обязанности бухгалтерских служб учреждений здравоохранения входит:

ведение бюджетного учета;

предварительный контроль за соответствием заключенных договоров лимитам бюджетных обязательств;

контроль за своевременным и правильным оформлением первичных учетных документов;

контроль за правильным и экономным расходованием средств в соответствии с целевым назначением, указанным в лимитах бюджетных обязательств и в сметах доходов и расходов учреждения;

контроль за сохранностью денежных средств и материальных ценностей в местах их хранения и эксплуатации;

контроль за своевременным выполнением финансовых обязательств, возникающих в процессе исполнения бюджета в сфере здравоохранения;

контроль за исполнением выданных доверенностей на получение имущества;

участие в проведении инвентаризации имущества и обязательств, отражение в учете результатов инвентаризации;

инструктаж материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении;

составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бюджетной отчетности;

хранение документов (первичных учетных документов, регистров бюджетного учета, бюджетной отчетности) в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.

Все операции, проводимые учреждениями здравоохранения, оформляются первичными учетными документами, составленными по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, приложении N 2 к Инструкции по бюджетному учету, нормативных актах ЦБ РФ, ведомственных нормативных актах в сфере здравоохранения.

В случае необходимости учреждение здравоохранения вправе самостоятельно разработать формы документов, не предусмотренных в альбомах унифицированных форм, содержащие обязательные реквизиты согласно п.2 ст.9 Закона "О бухгалтерском учете":

наименование документа;

дату составления документа;

наименование организации, от имени которой составлен документ;

содержание хозяйственной операции;

измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

личные подписи указанных лиц.

Разработанные в учреждении здравоохранения формы первичных учетных документов с краткими указаниями по их заполнению подлежат утверждению руководителем учреждения.

Представление первичных учетных документов в бухгалтерию регламентируется графиком документооборота, составленным главным бухгалтером и утвержденным руководителем учреждения здравоохранения. Выписки из графика документооборота вручаются материально ответственным и другим должностным лицам учреждения здравоохранения.

Все первичные документы по операциям с активами и обязательствами, включая расчетные документы, подписываются руководителем и главным бухгалтером учреждения здравоохранения, другими лицами, имеющими право подписи.

Документы, не оформленные подписями в порядке, указанном выше, считаются недействительными и не принимаются к исполнению.

Для ведения бюджетного учета в учреждениях здравоохранения применяются регистры, содержащие обязательные реквизиты и показатели, приведенные в приложении N 3 к Инструкции по бюджетному учету.

Основанием для отражения записи в регистрах бюджетного учета служат надлежаще оформленные первичные документы.

Данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и отражаются накопительным способом в следующих регистрах бюджетного учета:

Журнал операций по счету "Касса" - N 1;

Журнал операций с безналичными денежными средствами - N 2;

Журнал операций расчетов с подотчетными лицами - N 3;

Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками - N 4;

Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам - N 5;

Журнал операций расчетов по оплате труда - N 6;

Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов - N 7;

Журнал по прочим операциям - N 8;

Главная книга.

Записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция счетов в журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета.

Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций.

По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу.

Исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бюджетного учета, производится в следующем порядке:

ошибка за отчетный период, обнаруженная до момента представления бухгалтерского баланса и не требующая изменения данных в журналах операций, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и написания над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно в регистре бюджетного учета, в котором производится исправление ошибки, на полях против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается надпись "Исправлено";

ошибочная запись, обнаруженная до момента представления бухгалтерского баланса и требующая изменений в журнале операций, в зависимости от ее характера, оформляется по способу "Красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью последним днем отчетного периода;

ошибка, обнаруженная в регистрах бюджетного учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, оформляется по способу "Красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью датойбнаружения ошибки.

Исправление ошибок, допущенных при отражении в учете операций по санкционированию расходов бюджета (лимитов бюджетных ассигнований и т.п.), отражается последними записями отчетного года.

По истечении каждого отчетного месяца первичные учетные документы, относящиеся к соответствующим журналам операций, должны быть подобраны в хронологическом порядке и сброшюрованы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»