СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О проекте федерального закона "Об основах государственной
поддержки семьи в Российской Федерации"


В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

постановляет:

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации" (прилагается).

2. Назначить представителем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении указанного проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации члена Совета Федерации Петренко Валентину Александровну.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

     Председатель
     Совета Федерации Федерального
     Собрания Российской Федерации
      С.М.МИРОНОВ

Москва

17 октября 2007 года

N 425-СФ

     

     

Приложение
к постановлению
Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации
от 17 октября 2007 года
N 425-СФ

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об основах государственной поддержки семьи
в Российской Федерации

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственной поддержки семьи в Российской Федерации, определяет цели, принципы и приоритеты государственной поддержки семьи как важного направления государственной социальной политики.

Государство признает ценность семьи для жизни и развития человека, важность ее роли в обществе, воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса, необходимость учета интересов семьи, а также принятия специальных мер ее социальной поддержки.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим
Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией государственной поддержки семьи в Российской Федерации и предоставлением основных социальных гарантий лицам с семейными обязанностями.

     

     

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем
Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

безопасность семьи - состояние, при котором отсутствует угроза физическому, психическому и социальному статусу семьи или ее членов;

государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим лицам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров;

многодетная семья - семья, в которой воспитываются трое и более несовершеннолетних детей;

молодая семья - семья, в которой супруги или один из них не достигли возраста 30 лет;

насилие в семье - умышленные посягательства (действия и бездействие) на жизнь, здоровье, свободу, честь и личное достоинство одного члена семьи в отношении другого члена семьи;

неполная семья - семья, состоящая из одинокой матери (одинокого отца) с ребенком (детьми), разведенной женщины (разведенного мужчины) с ребенком (детьми), вдовы (вдовца) с ребенком (детьми);

приемная семья - семья, взявшая в соответствии с законодательством Российской Федерации на воспитание одного ребенка или нескольких детей;

семья - основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью;

социальная инфраструктура для семьи - система необходимых для жизнеобеспечения семьи объектов (здания, строения, сооружения), а также организаций, которые осуществляют деятельность по охране здоровья, образованию, воспитанию, социальному обслуживанию лиц с семейными обязанностями, обеспечению их занятости и удовлетворению их общественных потребностей;

социальное обслуживание - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации;

социальное развитие семьи - позитивное изменение социальных показателей качества жизни семьи и самочувствия ее членов;

трудная жизненная ситуация - ситуация, которая объективно нарушает жизнедеятельность лица (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и другие подобные факторы) и которую он не может преодолеть самостоятельно;

член семьи - лицо, связанное близкими родственными отношениями или отношениями брака с другим лицом.

     

     

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной
поддержке семьи в Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации о государственной поддержке семьи в Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственной семейной политики.

     

     

Статья 4. Цель государственной поддержки семьи в Российской Федерации

Целью государственной поддержки семьи в Российской Федерации является обеспечение государством необходимых условий для исполнения семейных обязанностей и повышения качества жизни семьи.

     

     

Статья 5. Принципы государственной поддержки семьи
 в Российской Федерации

Государственная поддержка семьи в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

самостоятельность и автономность принятия семьей решений относительно своего развития. Экономические, правовые и иные меры государственной семейной политики способствуют саморазвитию семьи, предоставляют семье возможность выбора форм государственной поддержки;

равенство семей и всех членов семей в праве на государственную поддержку независимо от социального положения членов семей, их национальности, места жительства и религиозных убеждений;

приоритет интересов каждого ребенка независимо от того, в какой семье он воспитывается. Меры государственной поддержки семьи направляются на обеспечение выживания и защиты ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального и социального развития;

равноправие мужчин и женщин в распределении семейных обязанностей, а также в предоставлении им возможностей самореализации в трудовой сфере и общественной деятельности;

последовательность принятия мер по государственной поддержке семьи на федеральном и региональном уровнях; обеспечение предоставления семье установленных на федеральном уровне минимальных социальных гарантий и льгот, их дополнение на региональном уровне;

партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями;

принятие государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, вызванных вынужденной миграцией, войнами и вооруженными конфликтами, возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

осуществление дифференцированного подхода к предоставлению гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на основе трудовой деятельности;

преемственность и стабильность в оказании государственной поддержки семье, сохранение достигнутых социальных гарантий и дальнейшее развитие системы социальных гарантий.

     

     

Статья 6. Приоритетные направления государственной поддержки
семьи в Российской Федерации

Приоритетными направлениями государственной поддержки семьи в Российской Федерации являются:

установление и реализация государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни семей;

обеспечение экономической самостоятельности и стабильного материального положения семей, преодоление бедности;

гарантия работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

создание условий для развития индивидуальной трудовой деятельности и семейного предпринимательства;

обеспечение условий для охраны здоровья, формирования здорового образа жизни;

оказание помощи семье в области воспитания и образования детей;

формирование социальной инфраструктуры для семей, системы социального обслуживания семей;

обеспечение материальной и социальной поддержки семей;

обеспечение условий для наиболее полной реализации потребностей семьи в детях;

профилактика социального сиротства;

предупреждение насилия в семье;

проведение экспертизы законопроектов с точки зрения оценки влияния предлагаемых мер на улучшение положения семьи.

     

     

Статья 7. Полномочия федеральных органов государственной власти в области
государственной поддержки семьи в Российской Федерации

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области государственной поддержки семьи в Российской Федерации относятся:

установление основ государственной семейной политики в Российской Федерации;

определение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни семей;

принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о регулировании и реализации государственной поддержки семьи в Российской Федерации;

формирование федеральных органов исполнительной власти, реализующих государственную поддержку семьи в Российской Федерации;

разработка и реализация федеральных целевых программ и мероприятий в области государственной семейной политики в Российской Федерации;

финансирование федеральных целевых программ и мероприятий в области государственной поддержки семьи в Российской Федерации;

выполнение международных обязательств Российской Федерации и представление интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам государственной поддержки семьи в Российской Федерации.

Глава II. Приоритетные направления государственной
поддержки семьи в Российской Федерации

Статья 8. Установление и соблюдение государственных минимальных социальных
стандартов основных показателей качества жизни семей

1. Государственная поддержка семьи в Российской Федерации осуществляется на основе государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни семей, установленных законодательством Российской Федерации и являющихся составной частью государственных минимальных социальных стандартов.

Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни семей включают в себя установленный минимальный объем социальных услуг по обеспечению:

социального обслуживания, социальной защиты семей, в том числе гарантированной материальной поддержки путем выплаты государственных пособий лицам в связи с рождением и воспитанием детей, а также принятия мер по социальной адаптации и социальной реабилитации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

детей питанием, включая обеспечение питанием детей в соответствии с возрастными физиологическими нормами;

оказания услуг в сфере культуры и физической культуры на безвозмездной основе;

соблюдения права на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, установления соответствующих норм оплаты коммунальных услуг;

оказания квалифицированной юридической помощи.

2. Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни семей определяются с учетом региональных различий в условиях проживания семей.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные социальные стандарты основных показателей качества жизни семей.

     

     

Статья 9. Обеспечение экономической самостоятельности, стабильного
материального положения семей и преодоления бедности

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»