ПРИКАЗ
от 25 сентября 2007 года N 1196
Об утверждении Временной инструкции о порядке проведения опросов с использованием
компьютерного полиграфа в таможенных органах Российской Федерации
Во исполнение приказа ФТС России от 5 сентября 2006 года N 839 "Об организации применения полиграфа в деятельности таможенных органов Российской Федерации", для обеспечения единообразных подходов к организации и проведению опросов с использованием компьютерного полиграфа в таможенных органах
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Временную инструкцию о порядке проведения опросов с использованием компьютерного полиграфа в таможенных органах Российской Федерации (далее - Временная инструкция).
2. Начальнику Управления кадров Г.Л.Кириллову организовать проведение опросов с использованием компьютерного полиграфа (далее - ОИП) в таможенных органах в соответствии с Временной инструкцией.
3. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, обеспечить:
а) доведение Временной инструкции до сведения всех должностных лиц таможенных органов;
б) проведение ОИП в подчиненных таможенных органах в соответствии с Временной инструкцией.
4. Возложить ответственность за формирование научно-методического обеспечения ОИП на Консультативно-методический совет по вопросам психологической работы и совершенствования деятельности психологической службы таможенных органов Российской Федерации, утвержденный приказом ФТС России от 18 января 2005 года N 27.
Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель
действительный государственный советник
таможенной службы Российской Федерации
А.Ю.Бельянинов
ВРЕМЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ
о порядке проведения опросов с использованием компьютерного полиграфа в таможенных органах Российской Федерации
1. Временная инструкция о порядке проведения опросов с использованием компьютерного полиграфа в таможенных органах Российской Федерации (далее - Временная инструкция) устанавливает порядок проведения опросов с использованием компьютерного полиграфа (ОИП) в таможенных органах Российской Федерации (далее - таможенные органы), а также определяет основные направления, принципы и условия использования полиграфа при решении кадровых вопросов.
2. Полиграф - техническое средство, предназначенное для гласной синхронной регистрации в процессе опроса человека физиологических параметров (в том числе параметров дыхания, сердечно-сосудистой активности, кожного сопротивления и других физиологических процессов) и позволяющее представить результаты регистрации в аналоговом и (или) цифровом виде.
3. Специалист по опросу с использованием полиграфа (далее - полиграфолог) - должностное лицо таможенного органа, получившее специальную подготовку в соответствии с государственным стандартом на базе сертифицированных учебных центров, подтвержденную свидетельством (дипломом) государственного образца, и имеющее соответствующую форму допуска.
Должность специалиста по ОИП организационно входит в состав подразделения психологической службы (в состав функциональной группы психологов подразделения кадровой службы) либо в состав кадрового подразделения таможенного органа в качестве отдельного специалиста.
При назначении на должность полиграфолога документы кандидата согласовываются в отделе координации работы психологов Управления кадров ФТС России.
4. Ассистент полиграфолога - должностное лицо таможенного органа, специально подготовленное полиграфологом для оказания технической помощи при проведении ОИП, либо прошедший специальную подготовку на базе одного из сертифицированных центров в период заочно-лабораторного курса.
5. Опрос с использованием полиграфа - безвредная для жизни и здоровья человека совокупность действий (включающая, в том числе тестирование на полиграфе), ориентированная на проверку полиграфологом достоверности сведений, сообщенных опрашиваемым лицом.
6. Тестирование на полиграфе - составная часть опроса, включающая регистрацию физиологических параметров человека в ответ на задаваемые вопросы, предъявляемые предметы или изображения.
7. Опрашиваемый - физическое дееспособное лицо, добровольно (в письменной форме) выразившее согласие на проведение в отношении себя ОИП, реализующее свои права в соответствии с законодательством Российской Федерации и Временной инструкцией.
8. Инициатор опроса с использованием полиграфа - должностное лицо таможенного органа, инициирующее проведение ОИП.
9. Представитель инициатора - должностное лицо таможенного органа, которое по поручению инициатора участвует в организации ОИП.
10. Отказ от прохождения опроса с применением полиграфа - зафиксированное в письменной форме решение опрашиваемого не проходить ОИП.
11. Результат опроса с применением полиграфа - письменное заключение полиграфолога о достоверности сведений, сообщенных опрашиваемым лицом, составленное на основе информации, полученной в ходе проведения опроса.
12. Материалы опроса с применением полиграфа - результат опроса с применением полиграфа, заданные опрашиваемому лицу в ходе тестирования на полиграфе вопросы и зарегистрированные при этом его физиологические реакции, а также аудио- и (или) видеозаписи, полученные при проведении предтестовой беседы, тестирования на полиграфе и (или) послетестовой беседы.
13. Фактор риска - признаки, препятствующие поступлению лица на службу (работу) или продолжению выполнения должностным лицом служебных обязанностей в таможенных органах.
Факторы риска:
- наличие отрицательных мотивов поступления на службу (работу);
- наличие алкогольной, наркотической и игровой зависимостей;
- наличие иных противопоказаний к службе (работе) медицинского характера;
- искажение анкетных данных и сокрытие сведений, препятствующих прохождению службы в таможенных органах;
- увольнение с прежнего места работы по компрометирующим и негативным обстоятельствам;
- сокрытие криминального прошлого, связей с преступными сообществами или сообществами, имеющими преступные намерения;
- участие в экстремистских организациях, религиозных и общественных объединениях деструктивного типа;
- наличие фактов злоупотребления служебным положением.
14. ОИП проводится с соблюдением положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне", федеральных законов от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", Трудового кодекса Российской Федерации, Таможенного кодекса Российской Федерации, нормативных правовых актов Федеральной таможенной службы, приказа ФТС России от 5 октября 2006 года N 964 "Об утверждении аналитической программы ФТС России "Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007-2009 годов" и в соответствии с Временной инструкцией.
15. В таможенных органах ОИП проводятся в целях оценки достоверности сведений, сообщаемых опрашиваемым лицом и выявления факторов риска.
16. ОИП в таможенных органах проводится в следующих случаях:
- при получении и подтверждении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;
- при приеме граждан Российской Федерации, поступающих на службу (работу) в таможенные органы, и при назначении должностных лиц на другую должность;
- при осуществлении выборочного контроля осуществления служебной деятельности;
- при возникновении спорных ситуаций по итогам служебных проверок, в том числе и по инициативе должностного лица, в отношении которого инициировалась проверка.
17. ОИП проводятся в случаях, предусмотренных Временной инструкцией, с согласия опрашиваемого лица на прохождение ОИП, зафиксированного в письменной форме (приложение N 1 к Временной инструкции), в сроки, предложенные инициатором опроса, с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с принципами законности, гуманности, научности и конфиденциальности.
18. Недопустимо применение угроз, насилия или иных незаконных мер воздействия с целью принуждения человека к получению согласия на проведение ОИП или прохождению такого опроса. При проведении ОИП недопустимо унижение чести и достоинства опрашиваемого лица.
19. Отказ от проведения ОИП не является подтверждением нарушения установленных норм поведения опрашиваемым лицом и не может рассматриваться как свидетельство сокрытия выявляемых в ходе ОИП сведений.
20. Информация, содержащаяся в материалах ОИП, а также полученная участниками опроса в процессе его проведения, не подлежит разглашению без согласия опрашиваемого лица, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 4 пункта 26 Временной инструкции.
Недопустимо использование этой информации в целях, не предусмотренных Временной инструкцией.
21. Инициаторами проведения ОИП являются руководитель ФТС России и его заместители, начальник Управления кадров ФТС России и его заместители, начальники региональных таможенных управлений и таможен.
22. Представителями инициатора проведения ОИП являются начальник отдела координации работы психологов Управления кадров ФТС России, руководители кадровых служб региональных таможенных управлений и таможен, руководители подразделений (функциональных групп) психологической работы региональных таможенных управлений.
23. Основанием для проведения ОИП является задание (приложение N 2 к Временной инструкции), подписанное инициатором или представителем инициатора, в котором должна быть указана цель проверки опрашиваемого лица и вопросы, требующие выяснения при проведении опроса.
24. При необходимости проведения ОИП в отношении должностных лиц таможенного органа, в котором отсутствует полиграфолог, начальник указанного таможенного органа обращается в соответствии с установленным порядком к начальнику регионального таможенного управления со специальным запросом о возможности проведения ОИП.
25. Инициатор (представитель инициатора) ОИП (по п.п.4, 5, 6, 7 - совместно с полиграфологом) обязан:
1) представить полиграфологу имеющиеся материалы об опрашиваемом лице, необходимые для проведения опроса с использованием полиграфа;
2) представить полиграфологу перечень факторов риска;
3) обеспечить полиграфологу необходимые условия для проведения опроса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к помещениям, предназначенным для проведения опросов с использованием компьютерного полиграфа (приложение N 3 к Временной инструкции);
4) уведомить не менее чем за сутки опрашиваемое лицо о намерении провести его опрос с использованием полиграфа;
5) ознакомить в письменном виде лицо, которому предстоит пройти ОИП, с правовыми основаниями и причиной планируемого опроса;
6) получить согласие опрашиваемого лица на прохождение ОИП;
7) гарантировать письменно (по установленной форме) опрашиваемому лицу, что полученная от него в ходе ОИП информация не будет передана третьим лицам без предварительного разрешения опрашиваемого лица;
8) обеспечить безопасность проведения ОИП, полиграфолога и участников опроса на всех этапах его проведения;
9) строго следовать полученным от полиграфолога инструкциям и не вмешиваться в его действия при проведении ОИП, в том числе делать какие-либо замечания или заявления.
26. Инициатор (представитель инициатора) имеет право:
1) получить от полиграфолога разъяснения по технологии и организации проведения ОИП;
2) получить от полиграфолога полный отчет о результатах ОИП;
3) самостоятельно принимать решение о времени ознакомления опрашиваемого лица с результатами проведенного в отношении него ОИП;
4) инициативно передать результаты ОИП компетентным органам исполнительной власти, если результаты такого опроса содержат информацию, являющуюся основанием для подозрений опрашиваемого лица в подготовке или совершении им противоправных деяний, отнесенных Уголовным кодексом Российской Федерации к категории тяжких и особо тяжких преступлений;
5) определять в каждом конкретном случае индивидуально, исходя из интересов служебной деятельности, вопрос об ознакомлении опрашиваемого лица с результатами ОИП.
27. Инициатор (представитель инициатора) несет ответственность:
- за нарушение положений Временной инструкции в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- за разглашение информации, ставшей ему известной при проведении опроса, в соответствии с законодательством Российской Федерации.