Недействующий

Об утверждении Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007-2010 годах и на период до 2015 года (фактически утратил силу в связи с истечением срока действия)

6. Возможные риски реализации Стратегии развития транспортного машиностроения


Существуют некоторые рисковые события, наступление которых может исказить (уменьшить) положительный эффект от реализации настоящей Стратегии.

Макроэкономические риски. Помимо описанных выше инерционного и умеренно-оптимистичного вариантов развития экономики Минэкономразвития России прорабатывает и кризисный вариант. Сценарные условия по данному варианту предусматривают падение нефтяных цен до уровня 27 долларов США за баррель (что соответствует цене отсечения для формирования Стабилизационного фонда). Данный вариант разрабатывается справочно, и вероятность его реализации стремится к нулю. Собственно, макроэкономический риск, который может привести к превышению сроков достижения целевого индикатора Стратегии, связан с возникновением указанной кризисной ситуации. В случае ее возникновения сократятся темпы роста ВВП и промышленного производства и, как результат, упадет спрос на перевозки пассажиров и грузов по железной дороге. Это, в свою очередь, вызовет снижение потребности в пополнении парка подвижного состава. Спрос на замену техники, достигшей предельных сроков эксплуатации, сохранится, однако возникнет дефицит бюджетного и частного финансирования закупок. Отметим, что кризис затронет не только транспортное машиностроение, но и большинство других отраслей экономики страны.

Поскольку вероятность возникновения такой кризисной ситуации стремится к нулю, в рамках Стратегии развития транспортного машиностроения проработка мер по реагированию на наступление рисковых макроэкономических событий не требуется.

Социальные риски. В долгосрочной перспективе (после 2010 года) интенсивное развитие транспортного машиностроения приведет к сокращению в отрасли низкоквалифицированных рабочих мест с тяжелыми условиями труда. Закупка предприятиями современного высокопроизводительного оборудования повлечет снижение потребности в ручном труде. Этот процесс неизбежен при совершенствовании производственных процессов в высокотехнологичных отраслях экономики. Минимизация обозначенного негативного социального эффекта связана с обеспечением динамичного развития системы сервисного облуживания подвижного состава, что позволит компенсировать сокращение числа таких рабочих мест в производстве.

Операционные риски. Успешная реализация выбранного направления развития отрасли зависит от хода реформы на железнодорожном транспорте. Ключевым условием достижения целевого индикатора, а также целевых показателей по основным критериям реализации Стратегии, является создание самостоятельных предприятий на базе имущества машиностроительных филиалов ОАО "РЖД" с последующим привлечением в них частного капитала. В этой связи возникает риск изменения курса государственной политики в части реформирования ОАО "РЖД".