Существуют некоторые рисковые события, наступление которых может исказить (уменьшить) положительный эффект от реализации настоящей Стратегии.
Макроэкономические риски. Помимо описанных выше инерционного и умеренно-оптимистичного вариантов развития экономики Минэкономразвития России прорабатывает и кризисный вариант. Сценарные условия по данному варианту предусматривают падение нефтяных цен до уровня 27 долларов США за баррель (что соответствует цене отсечения для формирования Стабилизационного фонда). Данный вариант разрабатывается справочно, и вероятность его реализации стремится к нулю. Собственно, макроэкономический риск, который может привести к превышению сроков достижения целевого индикатора Стратегии, связан с возникновением указанной кризисной ситуации. В случае ее возникновения сократятся темпы роста ВВП и промышленного производства и, как результат, упадет спрос на перевозки пассажиров и грузов по железной дороге. Это, в свою очередь, вызовет снижение потребности в пополнении парка подвижного состава. Спрос на замену техники, достигшей предельных сроков эксплуатации, сохранится, однако возникнет дефицит бюджетного и частного финансирования закупок. Отметим, что кризис затронет не только транспортное машиностроение, но и большинство других отраслей экономики страны.
Поскольку вероятность возникновения такой кризисной ситуации стремится к нулю, в рамках Стратегии развития транспортного машиностроения проработка мер по реагированию на наступление рисковых макроэкономических событий не требуется.
Социальные риски. В долгосрочной перспективе (после 2010 года) интенсивное развитие транспортного машиностроения приведет к сокращению в отрасли низкоквалифицированных рабочих мест с тяжелыми условиями труда. Закупка предприятиями современного высокопроизводительного оборудования повлечет снижение потребности в ручном труде. Этот процесс неизбежен при совершенствовании производственных процессов в высокотехнологичных отраслях экономики. Минимизация обозначенного негативного социального эффекта связана с обеспечением динамичного развития системы сервисного облуживания подвижного состава, что позволит компенсировать сокращение числа таких рабочих мест в производстве.
Операционные риски. Успешная реализация выбранного направления развития отрасли зависит от хода реформы на железнодорожном транспорте. Ключевым условием достижения целевого индикатора, а также целевых показателей по основным критериям реализации Стратегии, является создание самостоятельных предприятий на базе имущества машиностроительных филиалов ОАО "РЖД" с последующим привлечением в них частного капитала. В этой связи возникает риск изменения курса государственной политики в части реформирования ОАО "РЖД".