1. Настоящие Методические рекомендации (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федеральным законом от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 19.05.95 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Административным регламентом исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по принятию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, иных юридических лиц, утвержденным приказом Минюста России от 19.12.2006 N 372 (зарегистрирован в Минюсте России 25.12.2006, регистрационный N 8672) (далее - Административный регламент).
Рекомендации направлены на оказание практической помощи территориальным органам Федеральной регистрационной службы (далее - территориальные органы Росрегистрации) в целях совершенствования ими практики принятия решений о государственной регистрации в связи с ликвидацией некоммерческих организаций.
2. В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Федеральным законом и другими федеральными законами.
Таким образом, порядок ликвидации некоммерческой организации регламентируется статьями 61-65 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 18-21 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ, главой VII Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, а также иными законами об отдельных организационно-правовых формах некоммерческих организаций.
3. Порядок ликвидации отдельных организационно-правовых форм некоммерческих организаций определяется в их учредительных документах.
Так, согласно пункту 4 статьи 16 Федерального закона от 15.04.98 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в уставе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в обязательном порядке указывается порядок ликвидации такого объединения.
Статьей 20 Федерального закона от 19.05.95 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" регламентировано, что устав общественного объединения предусматривает порядок ликвидации.
Федеральным законом от 07.05.98 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" установлено, что устав фонда содержит положения о порядке ликвидации фонда.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 7 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается порядок ликвидации образовательного учреждения.
В статье 7 Федерального закона от 12.01.96 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" указано, что устав профсоюза предусматривает порядок ликвидации профсоюза и использования его имущества в этом случае.
Согласно статье 5 Федерального закона от 17.12.99 N 211-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации" в уставе ассоциации определяется порядок ликвидации ассоциации.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока" предусмотрено, что устав общины малочисленных народов должен определять порядок ликвидации общины.
Пунктом 7 статьи 25 Федерального закона от 08.05.96 N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" установлено, что порядок ликвидации союза (ассоциации) кооперативов определяется его учредительными документами.
Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" определено, что устав коллегии адвокатов содержит сведения о ликвидации.
4. Отдельными федеральными законами устанавливаются особенности ликвидации некоммерческих организаций.
Так, в статье 23 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" указано, что после прекращения партнерского договора адвокаты вправе заключить новый партнерский договор. Если новый партнерский договор не заключен в течение месяца со дня прекращения действия прежнего партнерского договора, то адвокатское бюро подлежит преобразованию в коллегию адвокатов либо ликвидации.
Пунктом 7.1 статьи 29 вышеуказанного Федерального закона определено, что ликвидация адвокатской палаты субъекта Российской Федерации может быть осуществлена на основании федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в порядке, который устанавливается федеральным законом.
В соответствии со статьей 141 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Кроме того, пунктом 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 данного Кодекса вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
5. Исходя из положений действующего законодательства Российской Федерации ликвидация некоммерческой организации состоит из следующих этапов:
- принятие решения о ликвидации некоммерческой организации;
- формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора;
- публикация сообщения о ликвидации в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица;
- уведомление кредиторов некоммерческой организации о ликвидации некоммерческой организации;
- составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса;
- осуществление расчетов с кредиторами;
- составление ликвидационного баланса;
- государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией.