ПИСЬМО
от 18 июля 2007 года N 01-06/26709
О направлении Методических рекомендаций по проведению ведомственного контроля
(с изменениями на 15 августа 2007 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
письмом ФТС России от 15 августа 2007 года N 15-155/30642 (исправление технической ошибки).
____________________________________________________________________
В целях обеспечения единообразного подхода при осуществлении ведомственного контроля и реализации полномочий, определенных статьей 412 Таможенного кодекса Российской Федерации, направляем для использования в работе Методические рекомендации по проведению ведомственного контроля (далее - Методические рекомендации).
Начальникам таможенных органов обеспечить изучение прилагаемых Методических рекомендаций и использование их в практической деятельности подчиненными таможенными органами и их должностными лицами.
Письмо ФТС России от 13 октября 2005 года N 15-140/35809 "О разработке рекомендаций по применению статьи 412 ТК РФ" считать недействующим.
Руководитель
генерал-полковник таможенной службы
А.Ю.Бельянинов
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению ведомственного контроля
(с изменениями на 15 августа 2007 года)
1. Настоящие Методические рекомендации по проведению ведомственного контроля (далее - Методические рекомендации) разработаны на основании Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст.2066; N 52 (ч.I), ст.5038; 2004, N 27, ст.2711; N 34, ст.3533; N 46 (ч.I), ст.4494; 2005, N 30 (ч.I), ст.3101; 2006, N 1, ст.15; N 3, ст.280; N 8, ст.854; N 52 (ч.II), ст.5504; 2007, N 1 (ч.I), ст.29 (далее - ТК России), Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 года N 459 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 32, ст.3569) в целях обеспечения единообразного подхода при осуществлении ведомственного контроля и реализации полномочий, определенных статьей 412 ТК России, таможенными органами Российской Федерации.
2. Основные понятия, применяемые в настоящих Методических рекомендациях:
а) ведомственный контроль - деятельность таможенных органов и их должностных лиц, направленная на выявление и устранение нарушений, допускаемых нижестоящими таможенными органами и нижестоящими должностными лицами таможенных органов, при принятии решений и совершении действий (бездействия), связанных с выполнением задач и функций таможенных органов в сфере таможенного дела;
б) субъекты ведомственного контроля - вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа, наделенные правом отменять (изменять) не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации решения и принимать меры к неправомерным действиям (бездействию) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов в сфере таможенного дела;
в) уполномоченные функциональные подразделения - подразделения вышестоящих таможенных органов и их должностные лица, которые в соответствии с компетенцией осуществляют ведомственный контроль принятых нижестоящими таможенными органами и нижестоящими должностными лицами таможенных органов решений и совершенных действий (бездействия) в сфере таможенного дела;
г) объекты ведомственного контроля - решения, действия (бездействие) нижестоящих таможенных органов и нижестоящих должностных лиц таможенных органов в сфере таможенного дела;
д) решение - акт волеизъявления таможенного органа или должностного лица таможенного органа, носящий индивидуальный характер, направленный непосредственно на возникновение (изменение, прекращение) правоотношений и влекущий определенные правовые последствия;
е) поводы для пересмотра в порядке ведомственного контроля решений, действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов и их должностных лиц - обстоятельства, свидетельствующие о необходимости проведения уполномоченным функциональным подразделением проверок, принятых решений и совершенных действий (бездействия) в сфере таможенного дела на предмет их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации;
ж) отмена решения - признание решения не соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации в полном объеме и не подлежащим исполнению;
з) изменение решения - признание решения не соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации в какой-либо части и внесение поправки в эту часть.
3. Основными задачами ведомственного контроля являются:
а) выявление, устранение и предупреждение нарушений, совершаемых таможенными органами и их должностными лицами при принятии решений и совершении действий (бездействия), связанных с выполнением задач и функций таможенных органов в сфере таможенного дела;
б) восстановление прав и законных интересов лиц, нарушенных не соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации решениями, действиями (бездействием) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела;
в) сокращение числа незаконно принятых решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела и устранение их вредных последствий;
г) выявление причин и условий, способствовавших принятию незаконных и необоснованных решений в сфере таможенного дела таможенными органами и их должностными лицами;
д) выработка мер, направленных на устранение указанных причин и условий и на обеспечение соблюдения таможенными органами и их должностными лицами таможенного законодательства Российской Федерации.
4. К объектам ведомственного контроля относятся решения, действия (бездействие) нижестоящих таможенных органов и нижестоящих должностных лиц таможенных органов, принятые (совершенные) в связи с выполнением задач и функций в сфере таможенного дела, в том числе:
а) при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, применении таможенных режимов и специальных таможенных процедур, выдаче свидетельств о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела и исключении лиц из таких реестров;
б) при определении страны происхождения товаров, их классификации, применении запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
в) при контроле таможенной стоимости и взимании таможенных платежей;
г) при проведении таможенного контроля после выпуска товаров,
а также, решения, принятые по жалобам лиц в порядке главы 7 ТК России и решения, принятые в порядке ведомственного контроля.
5. Решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в сфере осуществления организационно-штатной, инспекционной, кадровой работы и другие решения, действия (бездействие) не относящиеся к сфере таможенного дела содержанием статьи 412 ТК России не охватываются.
6. Проверке в порядке ведомственного контроля подлежат индивидуальные решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц, т.е. принятые (совершенные) в отношении определенных физических или юридических лиц. При этом отменяться (изменяться) должны незаконные или необоснованные решения независимо от того, чьи интересы - государства или конкретного лица были нарушены.
7. Не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение может быть отменено (изменено) в порядке ведомственного контроля независимо от формы, в которой оно было принято, например:
а) путем издания документа (письма, распоряжения, приказа таможенного органа и т.п.);
б) путем оформления документа по установленной форме (например, свидетельство о включении в Реестр владельцев складов временного хранения является решением таможенного органа о включении юридического лица в реестр владельцев складов временного хранения; решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России является решением таможенного органа о классификации товаров и т.п.);
в) путем нанесения на документы заверенных записей (например, решение о принятии заявленной декларантом таможенной стоимости оформляется путем внесения в грузовую таможенную декларацию (далее - ГТД) записи "ТС принята"; решение о необходимости уточнения таможенной стоимости принимается путем внесения в ГТД записи "ТС уточняется", решение о необходимости корректировки таможенной стоимости - путем внесения в ГТД записи "ТС подлежит корректировке"; решение о принятии классификационного кода товара по ТН ВЭД России, заявленного декларантом, принимается путем внесения на оборотной стороне таможенной декларации записи "Проверено", которая заверяется подписью с указанием фамилии, инициалов уполномоченного должностного лица, времени и даты окончания проверки; решение о разрешении на помещение товаров под таможенный режим реэкспорта осуществляется путем внесения начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим, в таможенную декларацию резолюции "Реэкспорт разрешается" и т.п.);
г) путем проставления заверенных оттисков штампов, печатей (например, решение об условном выпуске товаров оформляется путем проставления в таможенной декларации штампа установленной формы, который заверяется подписью и оттиском личной номерной печати уполномоченного должностного лица и т.п.);
л) путем проставления заверенных регистрационных номеров (например, решение о принятии таможенной декларации фиксируется путем присвоения ГТД регистрационного номера, который заверяется подписью должностного лица, оформляющего принятие ГТД, и оттиском личной номерной печати и т.п.).
8. Не могут являться объектами ведомственного контроля решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела, являющиеся предметом судебного разбирательства, либо в отношении которых приняты судебные решения.
Решения, действия (бездействие), являющиеся предметом пересмотра судебных органов, могут быть пересмотрены таможенными органами в порядке ведомственного контроля только до начала судебного разбирательства.
Если в ходе проведения проверки решений, действий (бездействия) в таможенный орган поступает жалоба на эти же решения, действия (бездействие), то проверка законности осуществляется в порядке, определенном главой 7 ТК России.
9. Проведение ведомственного контроля может осуществляться в связи с наличием поводов, которые по источнику их возникновения можно разграничить на внешние и внутренние.
10. Внешние поводы - это поводы, возникающие из внешних источников информации.
К внешним поводам относятся:
а) исковые заявления граждан и организаций, определения судебных органов, поступившие в связи с обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела;
б) обращения граждан и организаций в таможенные органы;
в) жалобы, отозванные в порядке статьи 53 ТК России;
г) жалобы, в рассмотрении которых отказано по существу при наличии оснований, указанных в главе 7 ТК России;
д) обращения государственных органов и органов прокуратуры;
е) информация, представленная в средствах массовой информации, и т.д.
11. Внутренние поводы - это поводы, возникающие непосредственно при осуществлении таможенными органами и их должностными лицами деятельности, направленной на реализацию основных функций таможенных органов, например, при:
а) проведении таможенного контроля;
б) контроле решений и анализе материалов, поступивших от нижестоящих таможенных органов;
в) анализе информации, находящейся в электронных базах данных (мониторинге);
г) проведении служебных, комплексных, функциональных и целевых проверок;
д) производстве по уголовным делам и делам об административных правонарушениях и т.д.
12. Таможенный контроль может проводиться одновременно с ведомственным контролем, при этом необходимо учитывать, что действия таможенных органов и их должностных лиц при применении указанных форм контроля направлены на различные объекты. Объектом таможенного контроля являются товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации. Объектом ведомственного контроля являются решения, действия (бездействие) нижестоящих таможенных органов и должностных лиц в сфере таможенного дела.
Например, при проведении службой организации таможенного оформления и таможенного контроля, службой федеральных таможенных доходов или службой таможенной инспекции РТУ таможенного контроля после выпуска товаров в формах, определенных главой 35 ТК России, могут быть обнаружены данные, свидетельствующие о принятии нижестоящим таможенным органом или нижестоящим должностным лицом таможенного органа не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации решения, что будет являться поводом для проведения ведомственного контроля в отношении этого решения.
Возникновение в ходе таможенного контроля повода для проведения ведомственного контроля схематично приведено в таблице 1.
13. В соответствии с системой таможенных органов, определенной статьей 402 ТК России, ведомственный контроль осуществляют следующие уполномоченные функциональные подразделения:
а) в Федеральной таможенной службе:
- Главное управление организации таможенного контроля;
- Главное управление товарной номенклатуры и торговых ограничений;
- Управление федеральных таможенных доходов;
- Управление таможенной инспекции;
- Правовое управление.
б) в региональных таможенных управлениях (далее - РТУ):
- Служба организации таможенного оформления и таможенного контроля;
- Служба федеральных таможенных доходов;
- Служба таможенной инспекции;
- Правовая служба.
в) в таможнях: