Министерство транспорта Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

от 24 мая 2007 года N 4


[О задачах Роскартографии по топографо-геодезическому и картографическому
обеспечению Дальневосточного федерального округа и по использованию "Глобальной
 навигационной системы" в интересах социально-экономического развития Российской Федерации]

 

    

Пункт 1. Задачи Роскартографии по топографо-геодезическому и картографическому обеспечению Дальневосточного федерального округа


Заслушав и обсудив доклад руководителя Роскартографии А.В.Бородко, коллегия Роскартографии отмечает.

Территория ДВФО составляет 6215.9 тыс.квадратных километров (36,6 процента территории Российской Федерации). На ней расположены 10 субъектов Российской Федерации

Для Дальнего Востока и Забайкалья характерно неравномерное хозяйственное освоение территории по административным образованиям, включенным в его состав. Особенностью Дальнего Востока и Забайкалья является уникальный природный потенциал и многообещающие перспективы транспортно-экономического развития, которые требуют устойчивого картографо-геодезического обеспечения.

Состояние картографо-геодезического обеспечения территории ДВФО в настоящее время характеризуется следующим.

Плотность пунктов и реперов государственных геодезических сетей (ГГС) на территории ДВФО, в основном, обеспечивает производство топографо-геодезических работ по созданию и обновлению топографических карт масштабов 1:10000 и мельче (нормативная плотность пунктов ГГС - 1 пункт на 50-60 кв.км, в труднодоступных районах - 1 пункт на 75-90 кв.км).

В то же время отмечается, что более десяти лет обследование пунктов ГГС планомерно не производилось и достоверность сохранности можно оценивать из статистики прошлых лет, где средний процент утраты пунктов в обжитых районах составлял порядка 3-4% в год.

В среднем по округу на сегодня не соответствуют современному состоянию местности по действующим нормативным требованиям: 94,9% топографических карт масштаба 1:10000, 74,4% - масштаба 1:25000, 63,6% - масштаба 1:50000, 61,4% -масштаба 1:100000 и 58,2% - масштаба 1:200000. Наибольший процент старения топографических карт в ДВФО на территории Республики Саха (Якутия) - 83,6, наименьший - на территории Сахалинской области - 45,1.

На населенные пункты округа предприятиями Роскартографии в разные годы составлены 11700 топографических планов масштаба 1:2000 и 3848 топографических планов масштаба 1:5000, из которых в настоящее время устарело соответственно 80,8% и 82%.

Для обеспечения территории ДВФО топографическими картами, отвечающими современному состоянию местности, необходимо обновить 66173 листа карт масштабов 1:25000-1:200000. На финансирование данного объема работ требуется около 3 млрд.руб. (ежегодно - порядка 250 млн.руб.) и для обновления топографических планов населенных пунктов (15548 листов) требуется порядка 1,5 млрд.руб.

В 2004-2006 годы предприятия отрасли выполнили или продолжают выполнять работы по созданию планов масштабов 1:2000 и 1:5000 на города ДВФО на паритетных условиях. Планы населенных пунктов устарели и в последние 12-20 лет не обновлялись за счет госбюджета, в то время как администрации краев, областей и городов не могут изыскать в местных бюджетах средства для 100% финансирования данных работ.

В перспективе целесообразно выполнять топографо-геодезические работы по обновлению планов городов масштаба 1:2000, 1:5000 на территории ДВФО на паритетных условиях на сумму 30,0 миллионов рублей в год (15,0 млн.рублей - за счет госбюджета и 15,0 млн.рублей за счет средств Заказчика).

Для устойчивого развития хозяйственной и экономической деятельности субъектов федерации ДВФО необходимо рассмотреть вопрос о первоочередных мерах по топографо-геодезическому и картографическому обеспечению на 2008-2010 годы территорий экономически развитых районов и территорий, имеющих перспективное экономическое развитие.

В реализацию "Концепции создания цифровых топографических карт на территорию России", одобренной постановлением коллегии Федерального агентства геодезии и картографии от 14 марта 2006 года, и целевой ведомственной программы ведомства "Топографо-геодезическое обеспечение Российской Федерации на 2007-2009 годы", одобренной Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Роскартография приступила в 2006 году к созданию и обновлению цифровых топографических карт (ЦТК) масштаба 1:100000 и подготовке на их основе цифровых топографических карт открытого пользования (ЦТК ОП), являющихся основой создания навигационных карт для транспортного комплекса.

Мероприятиями ФЦП "Глобальная навигационная система", предусмотрено, начиная с 2007 года, создание цифровых карт для навигации транспорта, которые создаются на основе обновленных государственных открытых цифровых топографических карт.

Целесообразно вопросы топографо-геодезического и картографического обеспечения территории Дальневосточного федерального округа проработан, в специальной региональной программе, в которой учесть требования федеральных, муниципальных потребителей, а также увязать с проектом Программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года".

Учитывая изложенное, Коллегия Федерального агентства геодезии и картографии

постановляет:

1. Выступление руководителя Роскартографии А.В.Бородко "О топографо-геодезическом и картографическом обеспечении Дальневосточного федерального округа" принять к сведению, направления деятельности Роскартографии закрепить в соответствующих планах и обеспечить их выполнение.

2. УТГКР (В.И.Забнев), УЭФ (А.Н.Прусаков), УГИС (Н.А.Шебалин), Дальневосточному АГП (В.Н.Гнатишин), Приморскому АГП (Ю.В.Попов), Северо-восточному АГП (А.Г.Луценко), Якутскому АГП (Н.Н.Федоренко) до 1 октября 2007 года разработать и представить в Роскартографию проект региональной программы топографо-геодезического и картографического обеспечения ДВФО на 2008-2010 годы, включая вопросы навигационного обеспечения транспортного комплекса региона.

3. УТГКР (В.И.Забнев), ПКО "Картография" (А.Н.Краюхин), Дальневосточному АГП (В.Н.Гнатишин) до 1 октября 2007 года подготовить предложения по выпуску карт открытого пользования на территорию ДВФО.

4. УТГКР (В.И.Забнев), УЭФ (А.Н.Прусаков); УГИС (Н.А.Шебалин), Дальневосточному АГП (В.Н.Гнатишин), Приморскому АГП (Ю.В.Попов), Северо-восточному АГП (А.Г.Луценко), Якутскому АГП (Н.Н.Федоренко) до 1 октября 2007 года подготовить предложения по привлечению организаций различных форм собственности к финансированию и реализации проектов по выпуску карт открытого пользования для широкого круга потребителей на субъекты Дальневосточного федерального округа с использованием обновленных открытых цифровых топографических карт масштаба 1:100000 и крупнее.

Пункт 2. Задачи Роскартографии по использованию "Глобальной навигационной системы" в интересах социально-экономического развития Российской Федерации


Федеральное агентство геодезии и картографии как государственный заказчик реализует мероприятия ФЦП "Глобальная навигационная система" в рамках подпрограммы 4 "Создание высокоэффективной системы геодезического обеспечения Российской Федерации".

В период 2002-2006 годы в рамках мероприятий ФЦП "Глобальная навигационная система" Роскартографией выполнены работы по:

- созданию высокоточной фундаментальной астрономо-геодезической и высокоточной спутниковой геодезической сети;

- созданию постоянно действующих спутниковых дифференциальных станций, 50% которых оснащены отечественной спутниковой аппаратурой.

Разработаны мобильные топографо-геодезические и навигационно-геодезические комплексы, обеспечивающие решение задач по оперативному созданию и обновлению топографических и навигационных карт.

Во всех предприятиях Роскартографии для выполнения геодезических работ используется двухсистемная наземная спутниковая аппаратура потребителя (GPS/ГЛОНАСС).

Выполнение вышеперечисленных мероприятий на территории Российской Федерации, несмотря на неполную группировку ГЛОНАСС, позволяет в настоящее время существенно улучшить точностные характеристики, обеспечивающие выполнение задач по определению высокоточных координат (5-10 см) в интересах отраслей экономики, обороны, навигации и безопасности страны.

До 2006 года работы по созданию точных открытых карт для целей навигации не проводились, которые сдерживались режимными ограничениями на определение координат географических объектов с точностью выше 30 метров.

На основе создаваемых открытых цифровых топографических карт с 2007 года запланировано создание цифровых карт и планов для навигационного обеспечения наземного транспорта.

Предпринимаемые меры по созданию ЦТК (открытого и закрытого пользования) по охвату территории и срокам выполнения не имеют аналогов в мировой практике.

Роскартографии предстоит принять участие в разработке нормативной правовой базы, регулирующей порядок производства и распространения цифровых навигационных карт для широкого круга пользователей, в том числе в подготовке проектов:

- закона "О навигации";

- "О внесении изменений в Федеральный закон "О геодезии и картографии" в части навигационного обеспечения транспортного комплекса;

- технического регламента "О требованиях к цифровым навигационным картам";

- постановления Правительства Российской Федерации о возложении на Минтранс России полномочий по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, и возложении на Роскартографию полномочий по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере навигационного обеспечения и транспортного комплекса;

Кроме того, предстоит подготовить проекты актов:

- о порядке использования геопространственной информации;

- о перечне объектов местности разрешенных к открытому опубликованию;

- о создании федерального фонда навигационной информации;

- о создании Правительственной комиссии по навигации и др.

С целью координации работ по выполнению мероприятий ФЦП "Глобальная навигационная система" (подпрограммы 3 и 4) Роскартографией предложено:

- создание межведомственной рабочей группы по координации работ по выполнению мероприятий ФЦП "Глобальная навигационная система";

- разработку межведомственного плана по контролю реализации мероприятий ФЦП "Глобальная навигационная система" с увязкой по мероприятиям, срокам и территориям;

- формирование перечня нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов;

Развитие транспортной инфраструктуры и обеспечение навигации транспортного комплекса в современных условиях невозможно без достоверной информации о географических объектах, расположенных на поверхности Земли. Геодезические и картографические работы по навигационному обеспечению транспортного комплекса выполняются Федеральным агентством геодезии и картографии, организациями других министерств и ведомств, а также частными структурами, применяющими различные методы и технологии работ, при этом какое-либо планирование и координация этих работ отсутствуют, что приводит к дублированию работ, увеличению их стоимости. Поставляемая на рынок не сертифицированная навигационная продукция не гарантирует соответствующее установленным нормам качество и безопасность при ее использовании. Контроль над предотвращением изготовления и реализации контрафактной продукции для навигационного обеспечения транспортного комплекса отсутствует.

Важнейшим условием решения навигационных задач на государственном уровне является обеспечение надлежащего качества единых общенациональных координатной и картографической основ. Транспортные артерии и инфраструктура должны опираться на единую государственную координатную систему отсчета, обеспечивающую определение местоположения (координат), скорости и направления движения, создание и использование картографических основ транспортной навигации (карт, как цифровых, так и традиционных, цифровых моделей местности). Государственная координатная система отсчета должна иметь надежную и точную (на сантиметровом уровне) связь с принятой в мире Международной земной системой отсчета (ITRS), реализованной в виде глобальной геодезической основы ITRS2000.

Основная цель концепции в области навигационного обеспечения транспортного комплекса - создание необходимых и достаточных условий по проведению единой научно-технической политики в области развития ГЛОНАСС, базирующихся на выработке основных направлений, принципов и вариантов создания и внедрения навигационной аппаратуры, ее картографического обеспечения для достижения функционирования системы в целом, с одновременной подготовкой первоочередных организационно-технических, экономических и нормативно-правовых мероприятий по их реализации.

Коллегия Федерального агентства геодезии и картографии постановляет:

1. УГИС (Н.А.Шебалин), ЦНИИГАиК (Н.Л.Макаренко) до 1 октября 2007 года подготовить предложения Роскартографии по вопросу об обязательной сертификации цифровых и навигационных карт и навигационной аппаратуры потребителей для предоставления в Минтранс России.

2. УГИС (Н.А.Шебалин), ЦНИИГАиК (Н.Л.Макаренко) до 1 октября 2007 года подготовить предложения для внесения в Правительство Российской Федерации по вопросам организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при реализации мероприятий по созданию и развитию единой сети спутниковых дифференциальных станций, предоставления информации для создания цифровых навигационных карт и создания федерального фонда навигационной информации.

3. УГИС (Н.А.Шебалин) до 1 октября 2007 года подготовить в Военно-промышленную комиссию предложения по созданию геоцентрической системы координат, реализующие в полном объеме тактико-технические характеристики системы ГЛОНАСС.

4. УГИС (Н.А.Шебалин) до 1 октября 2007 года подготовить предложения в Минобороны России и Роскосмос для решения вопроса об обеспечении Роскартографии космической информацией высокого разрешения для обеспечения в 2007-2009 годах работ по созданию и обновлению цифровых и навигационных карт.

5. УТГКР (В.И.Забнев), УГИС (Н.А.Шебалин), УЭФ (А.Н.Прусаков) до 20 июня 2007 года разработать и подготовить для утверждения План действий Роскартографии по реализации Указа Президента Российской Федерации от 17 мая 2007 года N 638 "Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации".

6. УТГКР (В.И.Забнев), УГИС (Н.А.Шебалин), ЦНИИГАиК (Н.Л.Макаренко) до 15 июля 2007 года разработать и внести в Правительство Российской Федерации, в установленном порядке, предложения по мерам государственного регулирования, включая меры по организации надзора и контроля над внедрением и использованием навигационной аппаратуры потребителей в транспортном комплексе.

Пункт 3. "Об итогах финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций Роскартографии за 2006 год, I квартал 2007 года и о бюджетном процессе на 2008-2010 годы"


Федеральное агентство геодезии и картографии в соответствие с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год" по состоянию на 1 января 2007 года было профинансировано Минфином России в полном объеме по всем статьям бюджета. Федеральное агентство геодезии и картографии, в свою очередь профинансировало предприятия и организации в соответствии с заключенными государственными контрактами на поставку топографо-геодезической и картографической продукции для федеральных государственных нужд.

Объем договорных работ в 2006 году составил в целом по отрасли 4042364,65 тыс.руб. или в 1,38 раза больше, чем в прошлом году. Доля договорных работ в общем объеме производства в 2006 году составила - 81% (в соответствующий период прошлого года она составляла 79,9%).

На основании проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности ФГУП по результатам сводного бухгалтерского баланса и сводного отчета о прибылях и убытках в 36 ФГУП за 2006 год получена чистая прибыль в сумме 502716 тыс.руб., что более чем на 20 млн. руб. больше, чем за 2005 год.

Одно предприятие (Северо-Восточное АГП) закончило 2006 год с убытком.

В 2006 году по сравнению с 2005 годом в 1,47 раза возросла в целом по отрасли дебиторская задолженность и составила 908,5 млн.руб. Причем, Верхнеенисейское АГП, Госгисцентр, Уралгеоинформ, Балтийское АГП, Якутское АГП, Уральская картфабрнка, ЦКГФ, Картгеоцентр допустили увеличение более чем в 2 раза. Просроченная дебиторская задолженность за 2006 год по сравнению с 2005 годом осталась на прежнем уровне.

В 2006 году по сравнению с 2005 годом в 1,26 раза возросла в целом по отрасли кредиторская задолженность и составила 928,7 млн.руб. Увеличилась кредиторская задолженность у Госгисцентра, ЭОМЗ, Севзапгеоинформ, Уралгеоинформ, Восточно-Сибирского АГП, ЦКГФ, Якутского АГП, ГЦ "Природа". Просроченная кредиторская задолженность в целом по отрасли напротив уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 3,6 раза и составила 3 млн.руб.

Среднесписочная численность работников в целом по Роскартографии за 2006 год составила 9504 человека, в том числе занятых на предприятиях - 9241 человек. По сравнению с прошлым годом численность работников уменьшилась на 602 человека (6%).

Среднемесячная начисленная зарплата на предприятиях Роскартографии с учетом социальных выплат в 2006 году составила 13723 рубля и находилась в пределах от 6681 рубля (Кузбасмаркшейдерия) до 33345 рублей (Западно-Сибирское АГП).

Максимальный рост заработной платы по отношению к прошлому году наблюдался на Красноярском АГП (170%) и Якутском АГП (165,6%).

Среднемесячная выработка хозспособом на 1 работника за 2006 год в среднем по предприятиям Роскартографии составила 39509 рублей (рост 154%).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»