Действующий

О Рекомендациях ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации

Приложение
к письму Минобрнауки России
от 25 апреля 2006 года N АФ-100/03

     

РЕКОМЕНДАЦИИ
по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении
выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя
педагогическим работникам общеобразовательных учреждений



Настоящие Рекомендации разработаны в целях оказания помощи органам управления образованием, территориальным организациям Общероссийского профсоюза образования, общеобразовательным учреждениям в решении вопросов, возникающих в связи с выплатой вознаграждения за классное руководство в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 854 "О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов  Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ" (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 04.02.2006 N 67), которым утверждены Правила предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ (далее - Правила).

Для обеспечения правильного применения законодательства Российской Федерации и соблюдения прав педагогических работников общеобразовательных учреждений, на которых возложены функции классного руководителя, предлагаем руководствоваться следующим.

1. Вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета в виде целевых субсидий бюджетам субъектов, должно устанавливаться дополнительно к доплатам, предусмотренным за эту работу по состоянию на 31 декабря 2005 года.

Такой порядок реализации приоритетных национальных проектов, включая приоритетный национальный проект "Образование", в рамках которого предусмотрено вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам, определен пунктом 4.6 Единых рекомендаций по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из федерального, региональных и местных бюджетов, на 2006 год, утвержденных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 ТК РФ в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

В указанных Единых рекомендациях установлено, что меры по реализации приоритетных национальных проектов будут осуществляться за счет средств федерального бюджета дополнительно к тем решениям, которые принимаются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по повышению заработной платы работников бюджетных учреждений образования и здравоохранения и по ее регулированию, включая порядок установления и применения доплат, надбавок и других стимулирующих выплат.

Исходя из этих принципов и в целях реализации поставленных Президентом Российской Федерации задач по выполнению приоритетных национальных проектов органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано при установлении систем оплаты труда не допускать ухудшения ранее установленных условий оплаты труда, снижения размеров индексации заработной платы, отмены либо уменьшения размеров надбавок, повышений окладов (ставок), доплат, стимулирующих выплат, установленных указанным категориям работников на региональном и муниципальном уровнях.

2. В соответствии с пунктом 1 Правил субсидии в 2006 году предоставляются на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя только в следующих видах общеобразовательных учреждений: государственные начальные общеобразовательные школы, основные общеобразовательные школы, средние общеобразовательные школы, средние общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии и лицеи субъектов РФ, муниципальные начальные общеобразовательные школы, основные общеобразовательные школы, средние общеобразовательные школы, средние общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии и лицеи (далее - общеобразовательные учреждения).

Таким образом, на федеральном уровне определен конкретный перечень видов общеобразовательных учреждений, педагогическим работникам которых должно выплачиваться вознаграждение за счет средств федерального бюджета.

Вознаграждение педагогическим работникам за выполнение функций классных руководителей должно выплачиваться во всех классах, входящих в структуру общеобразовательных учреждений, предусмотренных в указанных Правилах, в том числе в специальных (коррекционных) классах для обучающихся с отклонениями в развитии, в классах с очно-заочной (вечерней), заочной формой обучения. При этом обучающиеся в форме семейного образования и экстерната учитываются в списочном составе соответствующих классов.

Реализация приоритетного национального проекта "Образование", осуществляемая на условиях софинансирования, не исключает того, что на региональном уровне перечень типов и видов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, может быть расширен, и в них может за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации устанавливаться выплата дополнительного вознаграждения за осуществление функций классного руководителя.

В ряде субъектов Российской Федерации перечень таких образовательных учреждений, в которых устанавливается дополнительное вознаграждение за осуществление функций классного руководителя за счет средств бюджета субъекта РФ, уже расширен. Например, дополнительное вознаграждение устанавливается педагогическим работникам образовательных учреждений, деятельность которых регулируется:

- Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 03.11.94  N 1237 (с последующими изменениями и дополнениями), к которым относятся вечерние (сменные) общеобразовательные школы, открытые (сменные) общеобразовательные школы, центры образования, вечерние (сменные) общеобразовательные школы при исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ) и воспитательно-трудовых колониях;

- Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.97 N 1204 (с последующими изменениями и дополнениями), к которым относятся начальные школы - детские сады, начальные школы - детские сады компенсирующего вида и прогимназии, а также иными типовыми положениями.

3. В абзаце первом пункта 3 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2006 года N 67) предусмотрено, что объем субсидий, предоставляемых каждому субъекту Российской Федерации на вознаграждение за выполнение функций классного руководителя, определяется из расчета 1000 рублей за классное руководство в классе наполняемостью 25 и более человек для городской местности и 14 и более человек для сельской местности, в классе с меньшей наполняемостью - с учетом уменьшения размера вознаграждения пропорционально численности обучающихся.

Таким образом, размер вознаграждения за классное руководство за счет средств федерального бюджета не может превышать 1000 рублей в месяц.

В сельской местности этот размер не может быть превышен, поскольку наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях сельской местности в количестве 14 человек является условной нормой, которая использована только для расчета объема субсидий субъектам Российской Федерации в 2006 году с учетом реально складывающейся наполняемости классов в сельской местности.

Установление большего размера вознаграждения за классное руководство в классах наполняемостью более 25 обучающихся в городской местности противоречило бы пункту 26 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства от 19 марта 2001 года N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (с последующими изменениями и дополнениями), а также пункту 2.3.1 Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила - СанПиН 2.4.2.1178-02), в соответствии с которыми наполняемость классов в количестве 25 человек является предельной.

Однако такой порядок не исключает возможности принятия решения на уровне субъекта Российской Федерации о выплате вознаграждения в большем размере за счет средств субъекта Российской Федерации в случае фактического превышения по каким-либо причинам установленной указанными выше нормативными правовыми актами наполняемости классов.

4. В соответствии с пунктом 3 Правил в размере субсидии, предоставляемой субъекту Российской Федерации на выплату вознаграждения за классное руководство, учитываются районные коэффициенты, установленные Правительством Российской Федерации, а также отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Это означает, что по своей правовой природе вознаграждение за классное руководство является не компенсационной выплатой, как зачастую пытаются толковать понятие "вознаграждение", а составной частью заработной платы педагогического работника со всеми вытекающими правовыми последствиями, а именно:

вознаграждение за классное руководство выплачивается одновременно с выплатой заработной платы педагогическим работникам;

вознаграждение за классное руководство, как и другие доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц;

вознаграждение за классное руководство, начисляемое работодателем в пользу педагогических работников, учитывается при определении налоговой базы по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

к заработной плате педагогических работников, включающей размер вознаграждения за классное руководство, выплачиваются районные коэффициенты, установленные Правительством Российской Федерации за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Особо следует обратить внимание на проблему, возникшую с выплатой процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В пункте 3 Правил отсутствует упоминание о том, что в объеме субсидий на выплату вознаграждения за классное руководство учтены средства на выплату процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Однако, учитывая принцип софинансирования приоритетных национальных проектов, это не может служить основанием для отказа работникам в выплате этих процентных надбавок к заработной плате с учетом вознаграждения за классное руководство, поскольку это противоречило бы статье 317 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).

5. В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 854 пункт 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении дополнен абзацем, предусматривающим, что на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе.