ЭЖ-юрист, N 11, 2007 год          

В.Артёмов

Юрист


 Правовое регулирование "sms-бизнеса"



В наше время высоких технологий мобильный радиотелефон уже давно используется еще и как средство получения различного рода товаров и услуг информационного или развлекательного характера (SMS-услуги) - мелодии, картинки, игры для сотовых телефонов, гороскопы и т.п., причем заказ товара (услуги) производится путем направления абонентом SMS-сообщения на определенный номер. Поскольку нормативно-правовой базы, регулирующей отношения по оказанию такого рода SMS-услуг, практически нет, правовая квалификация возникающих отношений вызывает дискуссии.      

Для получения какой-либо SMS-услуги пользователю мобильной связи достаточно направить на указанный номер определенное SMS-сообщение (запрос), в ответ на которое приходит сообщение c заказанной мелодией, картинкой или с ссылкой для загрузки информации (часто называемой контентом от англ. сontent - информационное наполнение). При этом стоимость отправляемого абонентом короткого текстового сообщения значительно превышает установленный оператором связи тариф на отправку обычного SMS-сообщения.

При получении подобных SMS-услуг нередко бывает, что с лицевого счета абонента при отправке SMS списывается сумма больше заявленной в предложении об оказании SMS-услуги или полученный объект услуги не соответствует заявленным параметрам, ответное SMS-сообщение вообще не приходит или приходит, но картинка или мелодия "не распаковывается".

В связи с этим возникают вопросы: кто, в какой форме несет ответственность перед абонентом за неоказание или ненадлежащее оказание SMS-услуги и соответствует ли вообще действующему законодательству данный SMS-бизнес?

Природа правоотношений


Для проведения правового анализа рассматриваемых отношений в первую очередь необходимо определить, какого рода возникают правоотношения в связи с отправлением абонентами мобильных операторов SMS-сообщений для получения электронных товаров или услуг. Подавляющее большинство пользователей мобильной связи полагают, что путем направления SMS-сообщения происходит оплата получаемых картинок и мелодий, то есть SMS не только выполняет функцию запроса к услуге, но и выступает в качестве своеобразного средства платежа.

Исходя из такой точки зрения некоторые юристы полагают, что предложения скачать картинки и мелодии в сотовый телефон являются разновидностью договора купли-продажи, то есть одна сторона предлагает к продаже определенный товар (мелодия, картинка), а сторона, желающая купить его, обязана уплатить за него установленную цену. В связи с этим рассмотрим вопрос: можно ли произвести "оплату" SMS-сообщением, вернее, его стоимостью?

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs