• Текст документа
  • Статус
Действующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июля 2007 года N 484

О выводе объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации *О)

(с изменениями на 5 сентября 2018 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 219 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 12, 23.03.2009);
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 года N 89 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 15, 12.04.2010);
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 1172 (Российская газета, N 71, 05.04.2011);
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 63 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 6, 06.02.2012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 года N 889 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 37, 10.09.2012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2014 года N 820 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.08.2014) (о порядке вступления в силу см. пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2014 года N 820);
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 года N 937 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.08.2018, N 0001201808160007);
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2018 года N 1057 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.09.2018, N 0001201809070026).
____________________________________________________________________



В соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации.

2. Дополнить подпункт "д" пункта 38 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст.5525; 2006, N 37, ст.3876; 2007, N 14, ст.1687), словами "с учетом Правил вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2007 года N 484".

3. Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации в 6-месячный срок разработать совместно с Федеральной антимонопольной службой и представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения по внесению изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты в целях обеспечения контроля вывода из эксплуатации объектов электроэнергетики, на которые не распространяется действие Правил, утвержденных настоящим постановлением, но которые используются для обеспечения энергоснабжения неограниченного круга лиц.

4. Настоящее постановление вступает в силу с даты его официального опубликования, за исключением пунктов 28-35 Правил, утвержденных настоящим постановлением, которые вступают в силу с даты вступления в силу статьи 44 Федерального закона "Об электроэнергетике".

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

Правила вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства

Российской Федерации
от 26 июля 2007 года N 484

(В редакции, введенной в действие
с 16 августа 2018 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13 августа 2018 года N 937
. -
См. предыдущую редакцию)


Правила вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации

(с изменениями на 5 сентября 2018 года)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют условия и порядок временной остановки работы объектов электроэнергетики, осуществляемой в целях проведения комплекса технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление исправного состояния указанных объектов, изменение технико-экономических показателей состояния этих объектов, долгосрочное сохранение работоспособного состояния объектов электроэнергетики во время простоя либо техническое обслуживание входящих в их состав устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления (далее - вывод в ремонт), а также условия и порядок окончательной остановки работы таких объектов, осуществляемой в том числе в целях их ликвидации (далее - вывод из эксплуатации).

В соответствии с настоящими Правилами согласованию подлежит:

вывод в ремонт и из эксплуатации линий электропередачи, оборудования и устройств электрических станций, установленная мощность которых составляет 5 МВт или более, оборудования и устройств объектов электросетевого хозяйства, включенных в соответствии с Правилами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 854 "Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике" (далее - Правила оперативно-диспетчерского управления), в перечень объектов диспетчеризации;

изменение объема управляющих воздействий противоаварийной или режимной автоматики, готовность оборудования к участию в регулировании частоты электрического тока, изменение величины располагаемой мощности, регулировочного диапазона по активной мощности генерирующего оборудования и иных параметров технологического режима работы оборудования в операционной зоне диспетчерского центра (далее - изменение технологических параметров), отнесенных в соответствии с Правилами оперативно-диспетчерского управления к объектам диспетчеризации этого диспетчерского центра, вследствие вывода в ремонт и из эксплуатации линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики, не являющихся объектами диспетчеризации.

2. Вывод в ремонт и из эксплуатации объектов по производству электрической энергии и объектов электросетевого хозяйства, не указанных в пункте 1 настоящих Правил, осуществляется собственниками или иными законными владельцами таких объектов самостоятельно, если иное не предусмотрено договорами с другими организациями, имеющими технологическое присоединение к данным объектам электросетевого хозяйства или объектам по производству электрической энергии.

Собственник такого объекта по производству электрической энергии или уполномоченное им лицо обязаны уведомить системного оператора (субъекта оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе) о выводе из эксплуатации соответствующего объекта в 10-дневный срок со дня вывода его из эксплуатации с приложением копии акта о выводе из эксплуатации или иного подтверждающего документа.

Вывод в ремонт или из эксплуатации относящихся к объектам диспетчеризации линий электропередачи, обеспечивающих межгосударственные перетоки электрической энергии, осуществляется в соответствии с настоящими Правилами по согласованию с организацией, выполняющей функции субъекта оперативно-диспетчерского управления соответствующей зарубежной электроэнергетической системы, с учетом особенностей, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, согласовывают вывод из эксплуатации указанных объектов с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

Вывод в ремонт или из эксплуатации объектов электроэнергетики на атомных станциях осуществляется в соответствии с законодательными, правовыми и иными актами Российской Федерации в области использования атомной энергии и настоящими Правилами.

3. Вывод в ремонт линий электропередачи, оборудования и устройств, отнесенных к объектам диспетчеризации, и изменение технологических параметров, отнесенных к объектам диспетчеризации, вследствие вывода в ремонт линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики, не являющихся объектами диспетчеризации (далее соответственно - объекты диспетчеризации, вывод в ремонт объектов диспетчеризации), осуществляется по согласованию с соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (далее - субъект оперативно-диспетчерского управления) - системным оператором или субъектом оперативно-диспетчерского управления технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы.

Вывод в ремонт объектов диспетчеризации осуществляется на основании результатов рассмотрения диспетчерских заявок на вывод объектов диспетчеризации в ремонт (далее - диспетчерская заявка), подаваемых в диспетчерский центр субъекта оперативно-диспетчерского управления, уполномоченный в соответствии с Правилами оперативно-диспетчерского управления на осуществление оперативно-диспетчерского управления в отношении соответствующего объекта диспетчеризации (далее - уполномоченный диспетчерский центр).

Диспетчерские заявки подаются следующими лицами (далее - заявители):

заявки на вывод в ремонт линии электропередачи, оборудования или устройства, отнесенного к объектам диспетчеризации, - собственником или иным законным владельцем этого объекта диспетчеризации;

заявки об изменении технологического параметра, отнесенного к объектам диспетчеризации, - субъектом электроэнергетики, определяемым в соответствии с правилами оформления, подачи, рассмотрения и согласования диспетчерских заявок, утвержденными субъектом оперативно-диспетчерского управления, с учетом установленного распределения объектов диспетчеризации по способу управления (ведения).

Диспетчерская заявка рассматривается и согласовывается в соответствии с настоящими Правилами, Правилами оперативно-диспетчерского управления и утверждаемыми на их основе субъектом оперативно-диспетчерского управления правилами оформления, подачи, рассмотрения и согласования диспетчерских заявок.

4. Вывод из эксплуатации линий электропередачи, оборудования и устройств, относящихся к объектам диспетчеризации, и изменение технологических параметров, относящихся к объектам диспетчеризации, вследствие вывода из эксплуатации линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики, не являющихся объектами диспетчеризации (далее - вывод из эксплуатации объектов диспетчеризации) осуществляется на основании результатов рассмотрения заявлений на вывод объектов диспетчеризации из эксплуатации, подаваемых в уполномоченный диспетчерский центр.

Заявление о выводе объекта диспетчеризации из эксплуатации подается собственником объекта диспетчеризации (собственником линии электропередачи, оборудования или устройства объекта электроэнергетики, не являющихся объектами диспетчеризации, вывод из эксплуатации которых приводит к изменению технологических параметров, относящихся к объектам диспетчеризации).

II. Условия и порядок вывода объектов диспетчеризации в ремонт

5. Плановый ремонт объектов диспетчеризации (плановое изменение технологических параметров, отнесенных к объектам диспетчеризации) производится в соответствии со сводными годовым и месячными графиками ремонта объектов диспетчеризации (далее соответственно - сводный годовой график ремонта, сводный месячный график ремонта, сводные годовые и месячные графики ремонта), утвержденными субъектом оперативно-диспетчерского управления.

Субъект оперативно-диспетчерского управления осуществляет формирование и утверждение следующих сводных годовых и месячных графиков ремонта:

график ремонта энергетического оборудования электростанций;

график ремонта линий электропередачи и электросетевого оборудования;

график технического обслуживания устройств релейной защиты и автоматики;

график технического обслуживания средств диспетчерского и технологического управления.

Относящиеся к объектам диспетчеризации средства диспетчерского и технологического управления включаются в сводные годовые и месячные графики ремонта в части оборудования и устройств, обеспечивающих функционирование локальной автоматики предотвращения нарушения устойчивости, централизованной системы противоаварийной автоматики и режимной автоматики.

6. Сводные годовые и месячные графики ремонта разрабатываются и утверждаются субъектом оперативно-диспетчерского управления на основании результатов рассмотрения предложений о выводе в ремонт объектов диспетчеризации, поданных в уполномоченные диспетчерские центры заявителями, определяемыми в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил.

Предложения о выводе в ремонт линий электропередачи, оборудования и устройств, отнесенных к объектам диспетчеризации, должны содержать информацию о диспетчерском наименовании выводимого в ремонт объекта диспетчеризации, виде ремонта (технического обслуживания), объемах основных планируемых работ, сроках проведения ремонтов с дискретностью один час и сведения о результатах оценки технического состояния основного технологического оборудования, выводимого в ремонт.

В случае если в рамках проведения ремонта планируется осуществить демонтаж оборудования, устройств с заменой их на другие оборудование, устройства, указанные предложения также должны содержать информацию об этом с указанием перечня планируемых к демонтажу и установке оборудования, устройств и сведений об их технических параметрах (при наличии).

Предложения об изменении технологических параметров, отнесенных к объектам диспетчеризации, должны содержать информацию о наименовании изменяемого технологического параметра и величине его предполагаемого изменения, наименовании линии электропередачи, оборудования и устройств, не относящихся к объектам диспетчеризации, вывод в ремонт которых приводит к изменению технологического параметра, а также о сроках изменения технологического параметра с дискретностью один час.

При подготовке и подаче предложений о выводе в ремонт определение перечня линий электропередачи, оборудования и устройств, в отношении которых подаются предложения, видов, объемов и периодичности работ по ремонту и техническому обслуживанию должно осуществляться заявителями в соответствии с требованиями к периодичности проведения, срокам, видам и объемам работ по ремонту и техническому обслуживанию, установленными правилами организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики и правилами технического обслуживания устройств и комплексов релейной защиты и автоматики, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).

При этом при подготовке и подаче предложений о выводе в ремонт линий электропередачи, оборудования и устройств заявителю следует учитывать, что проведение ремонта и реконструкции линий электропередачи, оборудования и устройств, находящихся в критическом и неудовлетворительном состоянии, является приоритетным по отношению к линиям электропередачи, оборудованию и устройствам в ином техническом состоянии. Вид технического состояния линий электропередачи, оборудования и устройств определяется в соответствии с методикой комплексного определения показателей технико-экономического состояния объектов электроэнергетики, в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов электросетевого хозяйства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. N 1401 "О комплексном определении показателей технико-экономического состояния объектов электроэнергетики, в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов электросетевого хозяйства, и об осуществлении мониторинга таких показателей".

Независимо от применяемого вида организации ремонта при подготовке предложений о выводе в ремонт для включения в график ремонта энергетического оборудования электростанций заявителями должны соблюдаться требования пункта 9 настоящих Правил.

При подготовке и подаче предложений о выводе в ремонт для включения в график ремонта линий электропередачи и электросетевого оборудования должно быть обеспечено возможное совмещение ремонта линий электропередачи и ремонта электросетевого оборудования, отключаемого для проведения ремонтных работ.

Сроки проведения ремонта линий электропередачи и соответствующего (функционально связанного с ними) электросетевого оборудования на объектах электроэнергетики, принадлежащих разным лицам, должны быть предварительно согласованы всеми владельцами таких линий электропередачи и объектов электроэнергетики. Указанное предварительное согласование сроков проведения ремонта осуществляется до подачи в диспетчерский центр предложений о выводе в ремонт для включения в сводные годовые и месячные графики ремонта.

При подготовке и подаче предложений о выводе в ремонт для включения в графики технического обслуживания устройств релейной защиты и автоматики, графики технического обслуживания средств диспетчерского и технологического управления заявителями должны соблюдаться требования пункта 12 настоящих Правил.

Сроки проведения технического обслуживания устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления, функционально связанных с соответствующими устройствами на смежных или иных технологически связанных объектах электроэнергетики, принадлежащих другим лицам, должны быть предварительно согласованы владельцами устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления со всеми владельцами технологически связанных объектов электроэнергетики. Такое предварительное согласование осуществляется до подачи в диспетчерский центр предложений о выводе в ремонт для включения в сводные годовые и месячные графики технического обслуживания устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления.

7. Предложения о выводе в ремонт для включения в сводные годовые и месячные графики ремонта направляются заявителями в уполномоченный диспетчерский центр посредством специализированного программно-аппаратного комплекса, эксплуатация и техническая поддержка которого осуществляется субъектом оперативно-диспетчерского управления, а при отсутствии у заявителя технической возможности его использования - в письменном виде с соблюдением требований к форме предложений, установленных субъектом оперативно-диспетчерского управления.

8. Сводный годовой график ремонта формируется и утверждается субъектом оперативно-диспетчерского управления на основании результатов рассмотрения предложений о выводе в ремонт объектов диспетчеризации, поданных с соблюдением требований пунктов 6 и 7 настоящих Правил, не позднее 30 июля года, предшествующего планируемому году.

Предложения, поданные после 30 июля, но не позднее 1 сентября года, предшествующего планируемому году, рассматриваются субъектом оперативно-диспетчерского управления после рассмотрения предложений, поданных в установленный срок.

Предложения, поданные после 1 сентября, к рассмотрению не принимаются.

9. При формировании сводного годового графика ремонта энергетического оборудования электростанций с учетом режимно-балансовых условий периода проведения ремонта должны быть обеспечены:

а) планирование ремонта с учетом особенностей различных периодов года (период экстремально высоких температур наружного воздуха, осенне-зимний период, период паводка);

б) минимизация суммарного годового ремонтного снижения мощности, обусловленного ремонтом вспомогательного, общестанционного оборудования и сооружений, в том числе минимизация времени нахождения оборудования в вынужденном простое, путем совмещения проведения указанного ремонта по времени с ремонтом соответствующего основного оборудования;

в) совмещение ремонта котельного оборудования, работающего на главный паропровод очереди электростанции, с ремонтом единиц генерирующего оборудования той же очереди для тепловых электростанций с поперечными связями по пару;

г) совмещение краткосрочного ремонта и технического обслуживания основного энергетического и вспомогательного оборудования с выходными и праздничными днями.

10. Формирование сводного годового графика ремонта энергетического оборудования электростанций осуществляется с учетом следующей приоритетности выполнения ремонта (в порядке убывания):

вывод в ремонт оборудования атомных электростанций, обусловленный требованиями к обеспечению безопасной эксплуатации атомных электростанций, а также необходимостью проведения перегрузки топлива в соответствии с параметрами топливного цикла;

проведение капитального и среднего ремонта и реконструкции.

При этом при формировании сводного годового графика ремонта генерирующего оборудования учитывается приоритетность выполнения ремонта и реконструкции генерирующего оборудования, определенная заявителем в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил.

11. Формирование сводного годового графика ремонта линий электропередачи и электросетевого оборудования осуществляется с учетом сводного годового графика ремонта энергетического оборудования электростанций и следующей приоритетности выполнения ремонта (в порядке убывания):

ввод (реконструкция, модернизация) объектов электроэнергетики (оборудования) и выполнение необходимых для ввода (реконструкции, модернизации) объектов электроэнергетики (оборудования) работ на смежных объектах электроэнергетики;

проведение капитального ремонта.

При этом при формировании сводного годового графика ремонта линий электропередачи и оборудования объектов электросетевого хозяйства учитывается приоритетность выполнения ремонта и реконструкции линий электропередачи и оборудования объектов электросетевого хозяйства, определенная заявителем в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил.

Проведение ремонта линий электропередачи и электросетевого оборудования более высокого класса напряжения является приоритетным по отношению к ремонту линий электропередачи и электросетевого оборудования более низкого класса напряжения.

12. Формирование сводных годовых графиков технического обслуживания устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления осуществляется в увязке со сроками ремонта линий электропередачи и оборудования электростанций и подстанций. При формировании указанных графиков должно быть обеспечено максимальное совмещение проведения работ по техническому обслуживанию устройств релейной защиты и автоматики с ремонтом линий электропередачи и оборудования, на которых установлены эти устройства.

При формировании графиков технического обслуживания устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления не допускается совмещение вывода для технического обслуживания нескольких устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления, если при этом происходит снижение быстродействия релейной защиты, нарушение селективности релейной защиты в объеме большем, чем при выводе одного устройства, происходит нарушение взаимного резервирования устройств, потеря информации, необходимой для функционирования устройств противоаварийной автоматики.

При формировании графиков технического обслуживания устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления, которые аппаратно или функционально связаны между собой (в том числе высокочастотных защит линий электропередачи, дифференциальных защит линий электропередачи, приемников и передатчиков высокочастотных каналов по линиям электропередачи и цифровых каналов по волоконно-оптическим линиям связи, устройств однофазного автоматического повторного включения линий электропередачи, устройств противоаварийной автоматики) или с другими устройствами систем технологического управления, необходимо предусматривать совмещение сроков выполнения технического обслуживания этих устройств.

13. Субъект оперативно-диспетчерского управления утверждает сводный годовой график ремонта не позднее 30 сентября года, предшествующего планируемому.

Субъект оперативно-диспетчерского управления уведомляет заявителя, представившего соответствующее предложение, о включении (об отказе во включении) объекта диспетчеризации в сводный годовой график ремонта в течение 15 дней со дня утверждения сводного годового графика ремонта.

14. В случае если при утверждении сводного годового графика ремонта сроки вывода в ремонт объектов диспетчеризации были изменены субъектом оперативно-диспетчерского управления по сравнению со сроками, содержащимися в предложениях заявителей, такие заявители вправе обратиться к субъекту оперативно-диспетчерского управления за разъяснением причин, а субъект оперативно-диспетчерского управления обязан представить письменное мотивированное разъяснение с указанием причин технологического характера, послуживших основанием для принятия такого решения, в течение 20 дней со дня получения соответствующего запроса.

15. Сводные месячные графики ремонта формируются субъектом оперативно-диспетчерского управления с учетом сводных годовых графиков ремонта.

При формировании сводных месячных графиков ремонта сроки вывода в ремонт и состав объектов диспетчеризации, выводимых в ремонт, определяются с учетом предложений, поданных заявителями в уполномоченный диспетчерский центр с соблюдением требований пунктов 6 и 7 настоящих Правил.

Указанные предложения должны содержать информацию, предусмотренную пунктом 6 настоящих Правил, а также информацию о предварительных сроках аварийной готовности линий электропередачи, оборудования и устройств, отнесенных к объектам диспетчеризации (сроках включения в работу линий электропередачи, оборудования и устройств, не являющихся объектами диспетчеризации, вывод в ремонт которых приводит к изменению технологических параметров, отнесенных к объектам диспетчеризации).

В случаях, предусмотренных Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии), предложение о выводе в ремонт объекта диспетчеризации для включения в сводный месячный график ремонта подается в уполномоченный диспетчерский центр с приложением подписанного заявителем документа, подтверждающего уведомление потребителей электрической энергии о сроках проведения ремонтных работ и сроках ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) для обеспечения их проведения. При непредставлении в диспетчерский центр указанного документа в срок, установленный для подачи предложений, включение объекта диспетчеризации в сводный месячный график ремонта не осуществляется.

К рассмотрению принимаются предложения, поданные в уполномоченный диспетчерский центр до 1-го числа месяца, предшествующего планируемому месяцу. Предложения о выводе в ремонт объекта диспетчеризации для включения в сводный месячный график ремонта, поданные после 1-го числа месяца, предшествующего планируемому месяцу, к рассмотрению не принимаются.

16. Предложения о выводе в ремонт объекта диспетчеризации для включения в сводные месячные графики ремонта подаются в отношении:

а) объектов диспетчеризации, включенных в сводный годовой график ремонта, в целях подтверждения сроков вывода в ремонт, предусмотренных сводным годовым графиком ремонта, или их корректировки. При неполучении от собственника или иного законного владельца объекта диспетчеризации, включенного в сводный годовой график ремонта (соответствующего субъекта электроэнергетики, предложение об изменении технологического параметра которого учтено при формировании сводного годового графика ремонта), предложения о выводе в ремонт указанного объекта диспетчеризации для включения в сводный месячный график ремонта включение такого объекта диспетчеризации в сводный месячный график ремонта не осуществляется;

б) объектов диспетчеризации, изменение технологического режима работы или эксплуатационного состояния которых необходимо для проведения испытаний, пробных пусков или комплексного опробования строящихся (реконструируемых) объектов электроэнергетики или энергопринимающих установок, осуществления технологического присоединения таких объектов (установок) к электрическим сетям или ввода их в работу;

в) объектов диспетчеризации, планируемых к выводу в консервацию.

17. Формирование сводных месячных графиков ремонта осуществляется субъектом оперативно-диспетчерского управления с соблюдением требований к приоритетности выполнения ремонта и совмещению проведения работ, предусмотренных пунктами 10-12 настоящих Правил.

При формировании сводного месячного графика ремонта приоритет должен отдаваться работам и объектам, предусмотренным сводным годовым графиком ремонта.

18. Ремонт энергетического оборудования, отключение которого оформлено аварийными или неотложными диспетчерскими заявками, поданными в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 24 настоящих Правил, включается в сводный месячный график ремонта энергетического оборудования на основании предложения заявителя, поданного в диспетчерский центр до 1-го числа месяца, предшествующего планируемому месяцу, и полученного от заявителя в тот же срок письменного уведомления о намерении выполнить в заявленные сроки ремонтные работы, предусмотренные на данном энергетическом оборудовании, утвержденные сводным годовым графиком ремонта, с указанием скорректированных относительно сводного годового графика ремонта сроков ремонта данного энергетического оборудования с учетом полного или частичного выполнения в предстоящем месяце ремонтных работ, запланированных в сводном годовом графике ремонта.

Суммарная в течение календарного года продолжительность ремонта энергетического оборудования, указанного в абзаце первом настоящего пункта, включенного в утвержденные сводные месячные графики ремонта, не должна превышать суммарную продолжительность ремонта данного оборудования, указанную в утвержденном сводном годовом графике ремонта. При невыполнении указанного условия ремонт энергетического оборудования в соответствующий сводный месячный график ремонта не включается.

При формировании сводного месячного графика ремонта субъект оперативно-диспетчерского управления учитывает известную ему информацию о фактически выполняемом ремонте энергетического оборудования, относящегося к объектам диспетчеризации, не включенном в сводные месячные графики ремонта, с формированием перечня такого оборудования в виде отдельного документа, прилагаемого к утвержденному сводному месячному графику ремонта. Формирование указанного перечня осуществляется в соответствии с порядком разработки сводных годовых и месячных графиков ремонта объектов диспетчеризации, утвержденным субъектом оперативно-диспетчерского управления.

19. Сводный месячный график ремонта утверждается субъектом оперативно-диспетчерского управления не позднее 24-го числа месяца, предшествующего планируемому месяцу.

В утвержденный сводный месячный график ремонта изменения не вносятся.

20. Субъект оперативно-диспетчерского управления уведомляет заявителя, представившего соответствующее предложение, о включении (об отказе во включении) объекта диспетчеризации в сводный месячный график ремонта, а также об удовлетворении предложений о корректировке сроков вывода в ремонт и состава выводимых в ремонт объектов диспетчеризации по сравнению со сроками и составом, предусмотренными сводным годовым графиком ремонта, в течение 6 дней с даты утверждения сводного месячного графика ремонта.

21. Порядок формирования сводных годовых и месячных графиков ремонта объектов диспетчеризации утверждается субъектом оперативно-диспетчерского управления.

22. На основании утвержденных субъектом оперативно-диспетчерского управления сводных годового и месячных графиков ремонта собственники или иные законные владельцы соответствующих объектов диспетчеризации формируют и утверждают годовые и месячные графики ремонта линий электропередачи, оборудования и технического обслуживания устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления на принадлежащих им объектах электроэнергетики и энергопринимающих установках.

Сроки и объемы (виды) ремонта и технического обслуживания объектов диспетчеризации (сроки вывода в ремонт линий электропередачи, оборудования и устройств, не являющихся объектами диспетчеризации, приводящих к изменению технологических параметров, отнесенных к объектам диспетчеризации), указываемые в таких графиках, определяются в соответствии со сводными годовым и месячными графиками ремонта, утвержденными субъектом оперативно-диспетчерского управления.

23. Вывод в ремонт объекта диспетчеризации, в том числе включенного в сводный годовой или месячный график ремонта, осуществляется на основании диспетчерской заявки, поданной и согласованной в порядке, установленном настоящими Правилами и правилами оформления, подачи, рассмотрения и согласования диспетчерских заявок, утвержденными субъектом оперативно-диспетчерского управления на их основе (далее - правила оформления, подачи, рассмотрения и согласования диспетчерских заявок).

Диспетчерские заявки направляются заявителем в уполномоченный диспетчерский центр с соблюдением требований, установленных Правилами оперативно-диспетчерского управления и правилами оформления, подачи, рассмотрения и согласования диспетчерских заявок.

Диспетчерская заявка подается в срок, предусмотренный правилами оформления, подачи, рассмотрения и согласования диспетчерских заявок, но не менее чем за 4 рабочих дня (в случае необходимости согласования диспетчерской заявки с организацией, осуществляющей функции оперативно-диспетчерского управления зарубежной электроэнергетической системой, - не менее чем за 6 рабочих дней) до планируемой даты начала ремонта.

В случаях, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 24 настоящих Правил, диспетчерская заявка может быть подана по телефону в любое время суток непосредственно диспетчеру уполномоченного диспетчерского центра уполномоченным дежурным работником заявителя. Диспетчерская заявка, поданная по телефону, подтверждается в последующем в порядке, установленном правилами оформления, подачи, рассмотрения и согласования диспетчерских заявок.

24. Плановая диспетчерская заявка на вывод в ремонт линии электропередачи, оборудования или устройства, отнесенного к объектам диспетчеризации, подается в соответствии с утвержденным сводным месячным графиком ремонта в установленные им сроки. Для вывода в ремонт объекта диспетчеризации, не предусмотренного сводным месячным графиком ремонта, подается:

а) аварийная диспетчерская заявка - в случае автоматического отключения линии электропередачи, оборудования в результате действия устройства релейной защиты и автоматики или отключения линии электропередачи, оборудования дежурным работником при наличии угрозы жизни людей или повреждения соответствующих линий электропередачи, оборудования, а также в случаях отключения устройств релейной защиты и автоматики дежурным работником при неисправности или ложных (излишних) срабатываниях указанных устройств;

б) неотложная диспетчерская заявка - в случае необходимости срочного отключения линии электропередачи и оборудования для выполнения работ по предотвращению повреждения линии электропередачи, оборудования и аварийных отключений вследствие выхода параметров их работы за пределы, допустимые по условиям безопасной эксплуатации;

в) внеплановая диспетчерская заявка - в иных случаях при возникновении в процессе эксплуатации линии электропередачи, оборудования и устройств причин, которые невозможно было предвидеть на этапе формирования сводного месячного графика ремонта.

25. По результатам рассмотрения плановой, внеплановой или неотложной диспетчерской заявки субъект оперативно-диспетчерского управления принимает решение о согласовании вывода такого объекта в ремонт или отказывает в согласовании вывода объекта диспетчеризации в ремонт по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами.

Аварийная диспетчерская заявка на вывод объекта диспетчеризации в ремонт принимается субъектом оперативно-диспетчерского управления к сведению.

26. Решение о согласовании (об отказе в согласовании) диспетчерской заявки принимается на основании проводимых субъектом оперативно-диспетчерского управления расчетов и (или) анализа прогнозного электроэнергетического режима Единой энергетической системы России (технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы) с учетом:

эксплуатационного состояния объектов диспетчеризации;

приоритетности реализации плановых ремонтов перед внеплановыми;

необходимости минимизации включения (отключения) и длительной работы генерирующего оборудования в неэкономичных режимах.

27. В случае принятия решения о согласовании диспетчерской заявки в решении указываются согласованные сроки проведения работ, дополнения и режимные указания, которые были внесены при рассмотрении диспетчерской заявки, должность, фамилия и инициалы уполномоченного должностного лица, принявшего решение.

Решение об отказе в согласовании диспетчерской заявки должно содержать причины отказа, а также перечень условий, при выполнении которых вывод в ремонт объекта диспетчеризации может быть согласован. Субъект оперативно-диспетчерского управления информирует заявителя об устранении обстоятельств, препятствующих согласованию диспетчерской заявки.

28. Решение, принятое по результатам рассмотрения диспетчерской заявки, направляется заявителю уполномоченным диспетчерским центром посредством специализированного программно-аппаратного комплекса, а при отсутствии у заявителя технической возможности его использования - по факсимильной или электронной связи. В случаях, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 24 настоящих Правил, решение, принятое по результатам рассмотрения диспетчерской заявки, может быть передано уполномоченному дежурному работнику заявителя по телефону с обязательным подтверждением в последующем в порядке, установленном правилами оформления, подачи, рассмотрения и согласования диспетчерских заявок.

Решение, принятое по результатам рассмотрения диспетчерской заявки, направляется заявителю не позднее 12 часов рабочего дня, предшествующего дню вывода в ремонт. Порядок доведения до заявителей решений субъекта оперативно-диспетчерского управления о результатах рассмотрения диспетчерских заявок с учетом местных особенностей, а также порядок исчисления времени, применимого для передачи указанных решений заявителям, находящимся в различных часовых зонах, определяются правилами оформления, подачи, рассмотрения и согласования диспетчерских заявок.

Решение, принятое по результатам рассмотрения неотложной диспетчерской заявки, доводится уполномоченным диспетчерским центром до сведения уполномоченного дежурного работника заявителя непосредственно после его принятия.

29. Технологические операции по выводу в ремонт объекта диспетчеризации могут производиться только после получения от уполномоченного диспетчерского центра диспетчерской команды (разрешения), которая выдается диспетчером диспетчерского центра уполномоченному дежурному работнику заявителя непосредственно перед выводом соответствующего объекта диспетчеризации в ремонт.

Диспетчерская команда (разрешение) на проведение технологических операций по выводу в ремонт объектов диспетчеризации не выдается в случаях, предусмотренных пунктом 31 настоящих Правил.

30. При возникновении обстоятельств, указанных в подпункте "а" пункта 24 настоящих Правил, дежурный работник обязан незамедлительно уведомить диспетчера уполномоченного диспетчерского центра о факте и причинах отключения объекта диспетчеризации (изменения технологических параметров, относящихся к объектам диспетчеризации), а также о произведенных действиях по отключению соответствующих линий электропередачи, оборудования и устройств с последующим направлением заявителем в соответствующий диспетчерский центр аварийной диспетчерской заявки в срок, не превышающий 12 часов с момента отключения объекта диспетчеризации (изменения технологических параметров).

31. Диспетчерская заявка не подлежит согласованию, если субъектом оперативно-диспетчерского управления будет установлено, что вывод в ремонт этого объекта диспетчеризации может привести к наступлению следующих последствий:

а) выход параметров электроэнергетического режима за пределы допустимых значений;

б) нарушение устойчивости режима работы Единой энергетической системы России (ее части) или технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы;

в) угроза жизни людей или повреждение линий электропередачи, оборудования;

г) возникновение недостатка электрической энергии (электрической мощности) в Единой энергетической системе России (ее части) или технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе, определяемого как превышение спроса на электрическую энергию (электрическую мощность) и резервов, необходимых для надежного обеспечения нормального режима указанных энергосистем, над предложением электрической энергии (электрической мощности) за определенный временной период с учетом перетоков электрической энергии (электрической мощности) из внешних энергосистем.

32. В случаях, предусмотренных Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, диспетчерская заявка не подлежит согласованию при непредставлении собственником или иным законным владельцем объекта диспетчеризации в диспетчерский центр документа, подтверждающего уведомление потребителей электрической энергии о сроках проведения ремонтных работ и сроках ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) для обеспечения их проведения.

33. Предусмотренные пунктом 31 настоящих Правил основания для отказа в согласовании диспетчерских заявок на вывод объекта диспетчеризации в ремонт применяются также к случаям отказа субъекта оперативно-диспетчерского управления в согласовании предложений заявителей о включении объектов диспетчеризации в сводные годовые и месячные графики ремонта.

34. При отказе в согласовании диспетчерской заявки субъект оперативно-диспетчерского управления вправе потребовать от заявителя приостановить вывод в ремонт объекта диспетчеризации на срок не более 6 месяцев. По истечении указанного срока или после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в согласовании диспетчерской заявки, заявитель вправе повторно обратиться в уполномоченный диспетчерский центр с диспетчерской заявкой в установленном настоящими Правилами порядке.

35. Заявитель, которому было отказано в согласовании диспетчерской заявки, вправе повторно обратиться с диспетчерской заявкой в уполномоченный диспетчерский центр.

Диспетчерская заявка, поданная заявителем при повторном обращении, подлежит согласованию в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в согласовании ранее поданной диспетчерской заявки, и отсутствия иных обстоятельств, предусмотренных настоящими Правилами в качестве оснований для отказа в согласовании диспетчерской заявки.

Повторное рассмотрение и согласование диспетчерских заявок осуществляется в соответствии с настоящими Правилами с учетом особенностей, предусмотренных правилами оформления, подачи, рассмотрения и согласования диспетчерских заявок.

36. Заявитель обязан ввести в работу объект диспетчеризации (ввести в работу линии электропередачи, оборудование и устройства, не являющиеся объектами диспетчеризации, вывод в ремонт которых привел к изменению технологических параметров, отнесенных к объектам диспетчеризации) не позднее сроков окончания ремонта, указанных в диспетчерской заявке, либо досрочно по решению субъекта оперативно-диспетчерского управления.

В случае возникновения необходимости в продлении установленного срока ремонта заявитель должен не менее чем за 48 часов до истечения согласованного ранее срока окончания ремонта обратиться с диспетчерской заявкой в уполномоченный диспетчерский центр с указанием причины продления срока ремонта и нового срока окончания ремонта. Порядок рассмотрения и согласования продления установленных сроков ремонта определяется правилами оформления, подачи, рассмотрения и согласования диспетчерских заявок.

37. По запросу субъекта оперативно-диспетчерского управления заявители представляют в уполномоченный диспетчерский центр необходимую для планирования ремонта информацию о выполнении ремонта за прошедший месяц с указанием в том числе причины изменения сроков ремонта или невыполнения ремонта.

III. Условия и порядок вывода объектов диспетчеризации из эксплуатации

38. Заявление о выводе объекта диспетчеризации из эксплуатации подается в уполномоченный диспетчерский центр не позднее чем за 6 месяцев до планируемой заявителем даты вывода объекта из эксплуатации. Датой подачи заявления считается дата его получения уполномоченным диспетчерским центром.

В случае подачи заявления о выводе объекта диспетчеризации из эксплуатации с нарушением срока, предусмотренного настоящим пунктом, оно не подлежит рассмотрению субъектом оперативно-диспетчерского управления. Об оставлении заявления без рассмотрения субъект оперативно-диспетчерского управления уведомляет заявителя в течение 7 дней со дня получения заявления.

39. Вывод из эксплуатации генерирующего оборудования электростанций, линий электропередачи классом напряжения 110 кВ и более, трансформаторного (автотрансформаторного) оборудования высшим классом номинального напряжения 220 кВ и более и средств компенсации реактивной мощности напряжением 220 кВ и более, отнесенных к объектам диспетчеризации, осуществляется по согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления и уполномоченным органом.

40. Вывод из эксплуатации отнесенных к объектам диспетчеризации линий электропередачи, оборудования и устройств, не указанных в пункте 39 настоящих Правил, а также изменение объема управляющих воздействий противоаварийной или режимной автоматики на 5 МВт и более, изменение располагаемой мощности генерирующего оборудования (электростанции) на 5 МВт и более или изменение иных технологических параметров, отнесенных к объектам диспетчеризации, вследствие вывода из эксплуатации линий электропередачи, оборудования и устройств, не относящихся к объектам диспетчеризации, осуществляются по согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления.

В случае если по результатам рассмотрения заявления о выводе из эксплуатации указанных объектов диспетчеризации субъектом оперативно-диспетчерского управления принято решение об отказе в согласовании вывода из эксплуатации, вывод из эксплуатации этих объектов диспетчеризации подлежит согласованию с уполномоченным органом, принимающим окончательное решение по вопросу вывода их из эксплуатации в соответствии с пунктом 45 настоящих Правил.

41. Уполномоченным органом, осуществляющим согласование вывода объектов диспетчеризации из эксплуатации, является:

Министерство энергетики Российской Федерации - в отношении объектов, вывод из эксплуатации которых подлежит в соответствии с настоящими Правилами согласованию с уполномоченным органом, за исключением объектов атомных станций;

Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" - в отношении объектов атомных станций.

42. В случае если в соответствии с настоящими Правилами вывод из эксплуатации объекта диспетчеризации подлежит согласованию с уполномоченным органом, субъект оперативно-диспетчерского управления в течение 30 дней со дня получения заявления о выводе объекта диспетчеризации из эксплуатации рассматривает его и по результатам рассмотрения направляет в уполномоченный орган заключение о согласовании вывода объекта диспетчеризации из эксплуатации либо о необходимости отказа в выводе объекта диспетчеризации из эксплуатации. О результатах рассмотрения заявления и принятом заключении субъект оперативно-диспетчерского управления в тот же срок уведомляет заявителя.

В случае если в соответствии настоящими Правилами вывод из эксплуатации объекта диспетчеризации подлежит согласованию только с субъектом оперативно-диспетчерского управления, такой субъект в течение 30 дней со дня получения заявления о выводе объекта диспетчеризации из эксплуатации рассматривает его и по результатам рассмотрения направляет заключение о согласовании вывода объекта диспетчеризации из эксплуатации непосредственно заявителю, а в случае выдачи заключения о необходимости отказа в выводе объекта диспетчеризации из эксплуатации направляет такое заключение заявителю и в уполномоченный орган.

43. Заключение о необходимости отказа в выводе объекта диспетчеризации из эксплуатации выдается в случаях, предусмотренных пунктом 31 настоящих Правил, а также если субъектом оперативно-диспетчерского управления будет установлено, что вывод объекта диспетчеризации из эксплуатации может привести к нарушению селективности и (или) необеспечению требуемой чувствительности действия устройств релейной защиты.

44. В заключении о необходимости отказа в выводе объекта диспетчеризации из эксплуатации указываются причины отказа и срок, на который необходимо приостановить вывод объекта диспетчеризации из эксплуатации и в течение которого объект диспетчеризации (линия электропередачи, оборудование или устройство, не являющиеся объектом диспетчеризации, вывод из эксплуатации которых приводит к изменению технологических параметров, отнесенных к объектам диспетчеризации) должен поддерживаться в рабочем состоянии.

Указанный срок составляет не более 2 лет с даты, указанной заявителем в заявлении о выводе объекта диспетчеризации из эксплуатации в качестве даты планируемого вывода данного объекта из эксплуатации.

45. В случае если субъектом оперативно-диспетчерского управления представлено заключение о необходимости отказа в выводе объекта диспетчеризации из эксплуатации, уполномоченный орган вправе потребовать от заявителя приостановить вывод соответствующих объектов электроэнергетики, линий электропередачи, оборудования, устройств из эксплуатации на срок не более 2 лет с даты, указанной заявителем в заявлении о выводе объекта диспетчеризации из эксплуатации в качестве даты планируемого вывода данного объекта из эксплуатации, или направить в Правительство Российской Федерации предложение о реализации права потребовать от заявителя выставить такие объекты, линии электропередачи, оборудование, устройства на тендерную продажу и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в их приобретении, осуществить их выкуп в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на соответствующей территории.

В случае если уполномоченный орган потребовал от заявителя приостановить вывод объекта диспетчеризации из эксплуатации, мощность указанного объекта оплачивается в установленном Правительством Российской Федерации порядке в течение срока, на который приостановлен вывод объекта диспетчеризации из эксплуатации. При этом если мощность этого объекта диспетчеризации в течение указанного срока не оплачивается по результатам конкурентного отбора мощности, электрическая энергия и мощность такого объекта оплачиваются в порядке, установленном для генерирующих объектов, мощность которых поставляется в вынужденном режиме.

46. Уполномоченный орган в течение 30 дней с даты получения заключения субъекта оперативно-диспетчерского управления о согласовании вывода объекта диспетчеризации из эксплуатации или о необходимости отказа в выводе объекта диспетчеризации из эксплуатации рассматривает его и в течение 7 дней с даты принятия соответствующего решения направляет его заявителю и в уполномоченный диспетчерский центр.

47. Заявитель на основании полученных в соответствии с настоящими Правилами согласований и решений (для генерирующего объекта, функционирующего в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, включая входящее в его состав оборудование, - также на основании решения о согласовании вывода из эксплуатации источника тепловой энергии, полученного в порядке, установленном Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 г. N 889 "О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей") составляет и утверждает акт вывода объекта диспетчеризации из эксплуатации с указанием в нем предполагаемой даты вывода из эксплуатации, соответствующей согласованному сроку. Акт вывода объекта диспетчеризации из эксплуатации направляется заявителем субъекту оперативно-диспетчерского управления и в уполномоченный орган.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 сентября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2018 года N 1057.

48. Изменение эксплуатационного состояния объекта диспетчеризации в целях вывода его из эксплуатации осуществляется на основании диспетчерской заявки, поданной заявителем в уполномоченный диспетчерский центр после получения предусмотренных настоящими Правилами согласований и согласованной диспетчерским центром в установленном им порядке.

Объект диспетчеризации считается выведенным из эксплуатации с даты открытия диспетчерской заявки, определяемой в соответствии с правилами оформления, подачи, рассмотрения и согласования диспетчерских заявок.

49. Технологические операции по выводу объекта диспетчеризации из эксплуатации осуществляются только после получения от уполномоченного диспетчерского центра диспетчерской команды (разрешения), которая выдается диспетчером диспетчерского центра уполномоченному дежурному работнику заявителя непосредственно перед выводом соответствующего объекта диспетчеризации из эксплуатации.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

О выводе объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации (с изменениями на 5 сентября 2018 года)

Название документа: О выводе объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации (с изменениями на 5 сентября 2018 года)

Номер документа: 484

Вид документа: Постановление Правительства РФ

Принявший орган: Правительство РФ

Статус: Действующий

Опубликован: Российская газета, N 164, 31.07.2007

Собрание законодательства Российской Федерации, N 31, 30.07.2007, ст.4100

Дата принятия: 26 июля 2007

Дата начала действия: 31 июля 2007
Дата редакции: 05 сентября 2018
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах