• Текст документа
  • Статус
Неактуальный

Новая бухгалтерия, N 7, 2007 год
Т.Коваленко,
аудитор
И.Кирюшина,
ведущий эксперт
АКДИ "Экономика и жизнь"


Любая развивающаяся компания ставит перед собой цель не только систематически получать прибыль от осуществляемой ею деятельности, но и постоянно приумножать эту самую прибыль. Поэтому торговые компании стремятся увеличивать товарооборот за счет сохранения старых и привлечения новых покупателей. Эффективным инструментом в борьбе за покупателя являются скидки.

В этой статье мы затронем правовые, бухгалтерские и налоговые аспекты предоставления скидок продавцами, реализующими товар по договору купли-продажи.


Группировка скидок


Все скидки условно можно разделить на две группы:

1) связанные с изменением цены единицы товара;

2) не связанные с изменением цены единицы товара.

Такое деление обусловлено различным порядком бухгалтерского и налогового учета скидок.

К скидкам первой группы, связанным с изменением цены единицы товара, можно отнести:

- сезонные скидки;

- скидки, связанные с истечением срока годности товара;

- праздничные скидки (могут предоставляться на все или на отдельные виды товаров в течение определенного периода);

- скидки постоянным покупателям (предоставляются обычно на все или на отдельные виды товаров, начиная с определенной по счету покупки или с определенной суммы) и т.п.

В Гражданском кодексе РФ как такового определения скидки нет. Но пунктом 2 ст.424 ГК РФ установлено, что изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом, либо в установленном законом порядке.

Таким образом, изменение цены можно рассматривать в составе скидок первой группы.

Скидки второй группы, не связанные с изменением цены единицы товара, обычно предоставляются в виде уменьшения долга покупателя либо перечисления покупателю денежных средств, либо отгрузки ему бесплатного товара.

Наглядным примером данной группы скидок может послужить так называемая система бонусов, когда всем покупателям при приобретении того или иного товара выдается подарок.

Условия и порядок предоставления скидок обязательно должны быть отражены в договоре. При этом если в самом договоре ничего не упоминается о системе скидок, то Гражданским кодексом РФ не запрещается внести в него изменения, заключив дополнительное соглашение к договору.


*****


Особняком стоят скидки за выполнение покупателем определенных условий договора. Основания для их предоставления могут быть различные: объем покупок, соблюдение графика платежей, ассортиментные скидки и прочее.

Такие скидки могут попасть как в первую, так и во вторую группу. Это зависит от формулировки в договоре.

Договором купли-продажи может быть предусмотрено, что при выполнении покупателем определенных условий ему предоставляется скидка в виде уменьшения цены единицы товаров, в том числе и по предыдущим отгрузкам.

При этом из договора должно быть ясно, что после предоставления скидки "новая" цена товара определяется как прежняя цена за минусом этой скидки.


ПРИМЕР 1.

Единица товара стоит 10 000 руб. (в том числе НДС 18% - 1525, 42 руб.).

Условие договора о скидке звучит так.

При покупке партии от 1000 до 1500 единиц товара покупателю предоставляется скидка в размере 3% стоимости единицы товара. При покупке партии от 1501 до 5000 единиц товара покупателю предоставляется скидка в размере 5% и т. д. С учетом скидки цена единицы товара составит 9500 руб. (в том числе НДС 18% - 1449, 15 руб.) и т.д.

При этом скидка распространяется в том числе и на ранее приобретенную покупателем продукцию.

Договор заключен 2 апреля 2007 года. Первая отгрузка в адрес покупателя произведена 5 апреля 2007 года. Объем покупок, дающий покупателю право на скидку в размере 3%, выполнен им 1 июня 2007 года.

Начиная с первой отгрузки цена единицы товара для покупателя составит 9700 руб. (в том числе НДС 18% - 1479, 66 руб.).

Таким образом, эта скидка относится к скидкам первой группы.

Договор может содержать и иную формулировку. Например, такую:

За выборку определенного объема товаров покупателю предоставляется скидка в размере 300 000 руб. путем уменьшения его задолженности на эту сумму в текущем периоде.

В этом случае предоставленная скидка включается во вторую группу.


Скидка в виде уменьшения цены товара


Установленная соглашением сторон цена договора может быть изменена в случаях и на условиях, предусмотренных договором (ст.424 ГК РФ). В частности, договором может быть предусмотрено изменение цены единицы товара в случае возникновения обстоятельств, с которыми условия заключения договора связывают возникновение скидок.

Само по себе изменение цены на товар не влечет для продавца негативных налоговых последствий. При этом важно следить за тем, чтобы цена не снижалась больше чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых организацией по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

При нарушении этого правила налоговые органы могут проверить правильность применяемых цен (подп.4 п.2 ст.40 НК РФ) и доначислить налоги исходя из рыночных цен, а кроме того, начислить пени.

При определении рыночной цены могут учитываться скидки, вызванные, в частности, маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки (п.3 ст.40 НК РФ).

При уменьшении цены более чем на 20% налогового контроля как такового избежать не удастся.

Минфин России в письме от 18.07.2005 N 03-02-07/1-190 (п.3) указал, что для обоснования применения обычных скидок, перечисленных в п.3 ст.40 НК РФ, организация вправе предъявить любой документ, обосновывающий применение этих скидок при определении рыночной цены товара, работы или услуги.

К числу таких документов может относиться маркетинговая политика организации.

Таким образом, грамотно составленная маркетинговая политика поможет продавцу снизить уровень рыночных цен, из которых налоговые органы будут доначислять налоги.

Цена товара с учетом скидки может применяться как к отгрузкам текущего периода (начиная с момента предоставления скидки), так и к отгрузкам предыдущего периода.


1. Цена на товары снижается в текущем периоде


В бухгалтерском и налоговом учете отражаются операции по реализации товаров, но только с учетом уже уменьшенных цен. Никаких корректировок при этом производить не требуется. Поэтому при использовании этого варианта проблем, как правило, не возникает.


ПРИМЕР 2.

В соответствии с договором купли-продажи покупатель имеет право на скидку в виде уменьшения цены товара на все отгрузки текущего месяца при условии, что на начало этого месяца у него не будет задолженности за отгруженный ему ранее товар.

Скидка составляет 5% цены товара прошлого месяца.

В течение мая 2007 года организация отгрузила покупателю товар стоимостью 11 800 руб., в том числе НДС 18% - 1800 руб. В том же месяце товар был покупателем оплачен.

Поэтому цена на аналогичный товар, реализуемый покупателю в июне 2007 года, составит 11 210 руб. (11 800 руб. - 11 800 руб. х 5%), в том числе НДС - 1710 руб. (11 210 руб. х 18/118).

В бухгалтерском учете продавца должны быть сделаны следующие проводки.

Май:

Дебет 62 - Кредит 90/1

- 11 800 руб. - отражена выручка от реализации товара;

Дебет 90/3 - Кредит 68

- 1800 руб. - начислен НДС с суммы выручки;

Дебет 51 - Кредит 62

- 11 800 руб. - поступила оплата за реализованные в мае товары.

Июнь:

Дебет 62 - Кредит 90/1

- 11 210 руб. - отражена выручка от реализации товара по цене с учетом скидки;

Дебет 90/3 - Кредит 68

- 1710 руб. - начислен НДС с суммы выручки.


2. Цена на товары уменьшается в прошлых отчетных (налоговых) периодах


Документальное оформление


Продавец должен исправить накладные и счета-фактуры того периода, в котором товар был реализован (зачеркнуть старую цену и проставить новую), или переделать эти документы.

Внесение исправлений в накладные должно быть подтверждено подписями тех лиц, которые подписали документы. Причем обязательно должна быть указана дата внесения исправлений (п.5 ст.9 Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Аналогичным образом исправления вносятся и в счета-фактуры, но только эти исправления заверяются еще печатью продавца (п.29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914; далее - Правила... учета... счетов-фактур).

Продавец должен откорректировать не только свой экземпляр отгрузочных документов и счета-фактуры, но и экземпляры документов покупателя. При этом выставлять счета-фактуры на отрицательные суммы нельзя. Этот факт подтвердил и Минфин России в письме от 21.03.2006 N 03-04-09/05.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу uwt@kodeks.ru

Примеры

аналогичных документов, доступных с полным текстом:

Скидки у продавца

Название документа: Скидки у продавца

Вид документа: Комментарий, разъяснение, статья

Статус: Неактуальный

Опубликован: Новая бухгалтерия, N 7, 2007 год
Дата принятия: 18 июля 2007

Этот документ входит в профессиональные справочные системы «Кодекс»
Узнать больше о системах