СТАНДАРТ БАНКА РОССИИ

СТО БР ИББС-1.1-2007

     
Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации

     
Аудит информационной безопасности

     

Дата введения: 2007-05-01

     

     

Предисловие



1. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН в действие Распоряжением Банка России от 28 апреля 2007 года N Р-345.

2. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Банка России.

Введение


Одним из условий реализации целей деятельности организаций банковской системы Российской Федерации (БС РФ) является обеспечение необходимого и достаточного уровня их информационной безопасности (ИБ).

Основным из видов проверки уровня ИБ в организациях БС РФ является аудит ИБ. Мировой опыт в области обеспечения ИБ определяет аудит ИБ как важнейший процесс в непрерывном цикле процессов менеджмента ИБ организации.

Банк России является сторонником регулярного проведения аудита ИБ в организациях БС РФ.

Основными целями аудита ИБ организаций БС РФ являются:

- повышение доверия к организациям БС РФ;

- оценка соответствия ИБ организаций БС РФ критериям аудита ИБ, установленным согласно требованиям стандарта Банка России СТО БР ИББС-1.0 "Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Общие положения" (далее - СТО БР ИББС-1.0).

1. Область применения


Настоящий стандарт распространяется на организации БС РФ, а также на организации, проводящие аудит ИБ организаций БС РФ, и устанавливает требования к проведению внешнего аудита ИБ организаций БС РФ.

Настоящий стандарт рекомендован для применения путем включения ссылок на него и использования устанавливаемых в нем положений и требований при разработке программ аудита ИБ, а также при разработке других нормативных документов организаций БС РФ по обеспечению ИБ.

Положения настоящего стандарта применяются на добровольной основе, если только в отношении конкретных положений обязательность не установлена действующим законодательством, нормативным правовым актом Банка России или условиями договора.

2. Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения

СТО БР ИББС-1.0

3. Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по СТО БР ИББС-1.0, а также следующие термины (в алфавитном порядке) с соответствующими определениями.

3.1. Внешний аудит информационной безопасности организации банковской системы Российской Федерации; аудит информационной безопасности: Систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита деятельности организации БС РФ по обеспечению ИБ и установления степени выполнения в организации БС РФ установленных критериев аудита ИБ, проводимый внешней по отношению к проверяемой независимой проверяющей организацией.

3.2. Аудитор (эксперт): Лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита информационной безопасности.

3.3. Аудиторская группа: Один или несколько аудиторов, проводящих аудит информационной безопасности, при необходимости поддерживаемые техническими экспертами.

3.4. Выводы аудита информационной безопасности; выводы аудита ИБ: Результат оценки собранных свидетельств аудита информационной безопасности на соответствие критериям аудита информационной безопасности.

Примечание. Выводы аудита информационной безопасности указывают на степень соответствия ИБ организации БС РФ критериям аудита ИБ.

3.5. Заказчик аудита информационной безопасности; заказчик аудита ИБ: Организация или лицо, заказавшие аудит информационной безопасности.

Примечание. Заказчик может быть проверяемой организацией или любой другой организацией, которая имеет законное право потребовать аудит информационной безопасности.

3.6. Заключение по результатам аудита информационной безопасности (аудиторское заключение); заключение по результатам аудита ИБ: Качественная и/или количественная оценки степени соответствия установленным критериям аудита информационной безопасности, представленные аудиторской группой после рассмотрения всех выводов аудита информационной безопасности в соответствии с целями аудита информационной безопасности.

3.7. Критерии аудита (самооценки) информационной безопасности; критерии аудита (самооценки) ИБ: Совокупность требований в области информационной безопасности, определенных в соответствии с положениями СТО БР ИББС-1.0 или его частью, и характеризующая некоторый уровень информационной безопасности.

Примечание. Критерии аудита (самооценки) информационной безопасности используются для сопоставления с ними свидетельств аудита (самооценки) информационной безопасности.

3.8. Область аудита информационной безопасности; область аудита ИБ: Содержание и границы аудита информационной безопасности.

Примечание. Область аудита информационной безопасности обычно включает местонахождение, организационную структуру, виды деятельности проверяемой организации и процессы, которые подвергаются аудиту информационной безопасности, а также охватываемый период времени.

3.9. Проверяемая организация: Организация банковской системы Российской Федерации, в которой проводится аудит информационной безопасности.

3.10. Проверяющая организация (аудиторская организация): Организация, проводящая аудит информационной безопасности.

3.11. Программа аудита информационной безопасности; программа аудита ИБ: План деятельности по проведению одного или нескольких аудитов информационной безопасности (и других проверок информационной безопасности), запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели.

Примечание. Программа аудита информационной безопасности включает всю деятельность, необходимую для планирования, проведения, контроля, анализа и совершенствования аудитов информационной безопасности (и других проверок информационной безопасности).

3.12. Свидетельства (доказательства) аудита (самооценки) информационной безопасности; свидетельства (доказательства) аудита (самооценки) ИБ: Записи, изложение фактов или другая информация, которые имеют отношение к критериям аудита (самооценки) информационной безопасности и могут быть проверены.

Примечание. Свидетельства аудита (самооценки) информационной безопасности могут быть качественными или количественными.

3.13. Самооценка информационной безопасности организации банковской системы Российской Федерации; самооценка ИБ: Систематический и документируемый процесс получения свидетельств самооценки в деятельности организации БС РФ по обеспечению ИБ и установления степени выполнения в организации БС РФ установленных критериев самооценки ИБ. Самооценка ИБ выполняется самостоятельно сотрудниками организации БС РФ.

3.14. Технический эксперт: Лицо, предоставляющее аудиторской группе свои знания и/или опыт по специальным вопросам.

4. Исходная концептуальная схема (парадигма) аудита информационной
 безопасности организаций БС РФ

4.1. В основе исходной концептуальной схемы аудита ИБ организаций БС РФ лежит, с одной стороны, желание собственника доказать достижение организацией БС РФ высокого уровня ИБ и таким образом повысить доверие к ней, с другой стороны - стремление аудиторов с помощью проведения независимой и компетентной оценки определить истинный (в пределах возможностей аудита ИБ) уровень организации работ в области ИБ и степень соответствия ИБ организации БС РФ установленным требованиям (критериям аудита).

4.2. Уровень ИБ организации БС РФ соответствует высокому уровню ИБ, если процессы системы обеспечения ИБ проводятся осознанно на основе прогноза, мониторинга и анализа внутренней и внешней среды, развития и изменения целей бизнеса (деятельности) организации БС РФ.

4.3. Возможное изменение внешней среды ведения бизнеса (деятельности) организации БС РФ, изменение и возрастание рисков ИБ вследствие естественных и/или преднамеренных изменений во внешней и внутренней среде организации БС РФ является причиной для регулярного проведения аудита ИБ в организации БС РФ, что позволяет своевременно принимать меры по поддержанию ИБ на необходимом уровне.

4.4. Оценка соответствия ИБ организации БС РФ критериям аудита ИБ проводится на основе документов по обеспечению ИБ и фактов, свидетельствующих о выполнении, частичном выполнении или невыполнении установленных требований ИБ.

5. Основные принципы проведения аудита информационной
 безопасности организаций БС РФ

5.1. Независимость аудита ИБ. Аудиторы независимы в своей деятельности и неответственны за деятельность, которая подвергается аудиту ИБ. Независимость является основанием для беспристрастности при проведении аудита ИБ и объективности при формировании заключения по результатам аудита ИБ.

5.2. Полнота аудита ИБ. Аудит ИБ должен охватывать все области аудита ИБ, соответствующие аудиторскому заданию. Кроме того, полнота аудита ИБ определяется достаточностью затребованных и предоставленных материалов, документов и уровнем их соответствия поставленным задачам. Полнота аудита ИБ является необходимым условием для формирования объективных заключений по результатам аудита ИБ.

5.3. Оценка на основе свидетельств аудита ИБ. При периодическом проведении аудита ИБ оценка на основе свидетельств аудита ИБ является единственным способом, позволяющим получить повторяемое заключение по результатам аудита ИБ, что повышает доверие к такому заключению. Для повторяемости заключения свидетельства аудита ИБ должны быть проверяемыми.

5.4. Достоверность свидетельств аудита ИБ. У аудиторов должна быть уверенность в достоверности свидетельств аудита ИБ. Доверие к документальным свидетельствам аудита ИБ повышается при подтверждении их достоверности третьей стороной или руководством организации БС РФ. Доверие к фактам, полученным при опросе сотрудников проверяемой организации, повышается при подтверждении данных фактов из различных источников. Доверие к фактам, полученным при наблюдении за деятельностью проверяемой организации в области ИБ, повышается, если они получены непосредственно при функционировании проверяемых процедур или процессов.

5.5. Компетентность. Доверие к процессу и результатам аудита ИБ зависит от компетентности тех, кто проводит аудит ИБ, и от этичности их поведения. Компетентность базируется на способности аудитора применять знания и навыки.

5.6. Этичность поведения. Этичность поведения подразумевает ответственность, неподкупность, умение хранить тайну, беспристрастность.

6. Менеджмент программы аудита
 информационной безопасности

6.1. Программа аудита ИБ включает деятельность, необходимую для планирования и организации определенного количества аудитов ИБ, их контроля, анализа и совершенствования, а также обеспечения их ресурсами, необходимыми для эффективного и результативного проведения аудитов ИБ в заданные сроки.

Программа аудита ИБ разрабатывается организацией БС РФ. В общем случае могут быть разработаны несколько программ аудита ИБ.

Рекомендованная последовательность процессов менеджмента программы аудита ИБ представлена на рисунке 1.

________________

Последовательность процессов менеджмента программ аудита гармонизирована с моделью менеджмента ИБ, определенной разделом 5 СТО БР ИББС-1.0 и положениями международного стандарта [1].

6.2. Руководство организации БС РФ должно распределять полномочия и ответственность за управление программой аудита ИБ.

Ответственные за управление программой аудита ИБ лица должны иметь представление о принципах аудита ИБ, компетентности аудиторов, содержании этапов аудита ИБ, а также обладать знаниями по обеспечению ИБ.

Ответственные за управление программой аудита ИБ лица должны:

- разрабатывать, внедрять, контролировать, анализировать и совершенствовать программу аудита ИБ;

- определять потребность программы аудита ИБ в ресурсах;

- способствовать принятию решений об обеспечении программы аудита ИБ необходимыми ресурсами.

6.3. Разработка программы аудита ИБ должна включать в себя определение целей, объема программы, а также необходимых финансовых, информационных и людских ресурсов для ее реализации.

Рисунок 1. Последовательность процессов менеджмента программы аудита ИБ




Целью программы аудита ИБ является оценка соответствия ИБ организации БС РФ критериям аудита и содействие в повышении при необходимости уровня ИБ организации БС РФ.

На объем программы аудита ИБ влияют размер и сложность структуры организации БС РФ, область каждого аудита ИБ и частота проводимых аудитов ИБ.

6.4. Внедрение программы аудита ИБ должно включать в себя:

- доведение программы аудита ИБ до участвующих в ее реализации сторон;

- планирование аудитов ИБ;

- определение привлекаемых аудиторских организаций и предоставляемых ресурсов для проведения аудитов ИБ;

- проведение аудитов ИБ в соответствии с программой аудита ИБ;

- анализ и утверждение отчетов по результатам аудитов ИБ;

- определение действий по результатам аудитов ИБ.

6.5. В организации БС РФ должны проводиться контроль внедрения программы аудита ИБ, анализ достижения целей программы аудита ИБ и определение возможностей для ее совершенствования. О результатах анализа должно информироваться руководство организации БС РФ.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»