Недействующий

О банке развития

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проектам федеральных законов "О Банке развития" и
"О внесении изменений в статьи 7 и 13 Федерального закона
"О банках и банковской деятельности" в связи с принятием
Федерального закона "О Банке развития"



Целью проекта федерального закона "О Банке развития" является создание государственного финансового института развития - государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (далее - Банк развития) - для стимулирования экономического роста и обеспечения развития экономики Российской Федерации путем содействия повышению эффективности инвестиционной деятельности, привлечению инвестиций, в том числе прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, развитию производственной и финансовой инфраструктуры, обеспечения поддержки инновационной деятельности, экспорта российских товаров, работ и услуг, а также малого и среднего бизнеса.

Сегодня в мире насчитывается около 750 институтов развития, преимущественно банков (без учета межгосударственных), охватывающих своею деятельностью большинство стран. Важную роль деятельность банков развития играет в экономиках таких крупных стран, как Германия, Япония, Италия, Китай, Индия, Бразилия, Мексика.

На их долю приходится заметная доля совокупных банковских активов в значительной части регионов мира и крупных стран (например, Южная Азия - 12%, Латинская Америка - 10%, Германия - 8%), а также существенная доля выданных национальными банками кредитов (в странах Латинской Америки - в среднем 30%).

Среди секторов, на которые деятельность институтов развития оказывала и оказывает наиболее сильное воздействие относятся: производственная и социальная инфраструктура; капиталоемкие отрасли промышленности (нефтедобывающая промышленность, металлургия, химия и нефтехимия, тяжелое машиностроение), сельское хозяйство.

Институты развития сыграли ключевую роль в послевоенном восстановлении экономической инфраструктуры и базовых отраслей промышленности таких развитых стран, как Германия, Италия, Франция, Япония. В более поздний период они внесли серьезный вклад в технологическое перевооружение энергетики, автомобилестроения, рыбной промышленности Японии; в энергосбережение, развитие коммунальной инфраструктуры, жилищное строительство Германии. В странах Латинской Америки за счет инвестиций институтов развития были созданы целые новые отрасли национальных экономик (прежде всего, в добывающей промышленности и машиностроении).

Также велика роль институтов развития в стимулировании развития отстающих регионов различных стран (Бразилия, Мексика, Япония и др.).

Деятельность институтов развития направлена на обеспечение финансирования важных для развития страны областей экономики, которые в силу долгосрочности, низкой доходности или повышенного риска ограничены в поступлении частного капитала.

Таким образом, основной идеей законопроекта является создание, в соответствии с международной практикой, государственного финансового института развития в организационно-правовой форме государственной корпорации, которая будет способствовать развитию экономики и в том числе внешнеэкономической деятельности.

Создание Банка развития планируется осуществить на основе трансформации Внешэкономбанка СССР с учетом имеющегося у него потенциала - уровня капитализации, действующей организационной структуры, имеющегося международного имиджа, накопленного опыта проведения сложнейших кредитных и финансовых операций. Таким образом, параллельно решается задача реорганизации Внешэкономбанка СССР, поставленная "Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".

Разрабатываемый законопроект также будет выполнять функции учредительных документов создаваемого Банка развития.

Предметом правового регулирования законопроекта являются правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, порядок реорганизации и ликвидации Банка развития.

В настоящее время в международной практике сложились определенные принципы создания и деятельности финансовых институтов развития. Для такого рода институтов предусматривается, что они создаются не для получения прибыли, направлены на обеспечение привлекательности определенных сегментов экономики для частного капитала, они ограничены по кругу допустимых финансовых операций и осуществляют финансирование совместно с частными инвесторами. В законопроекте предлагается закрепить все названные признаки финансовых институтов развития.

Законопроект закрепляет конструкцию государственной корпорации, которая, с одной стороны, основана на зарубежной практике создания финансовых институтов развития, а с другой стороны, учитывает особенности российского законодательства и практики реализации подобного рода организаций. С учетом этого, такого рода государственный финансовый институт развития предлагается создать в организационно-правовой форме государственной корпорации, обеспечив контроль за ее деятельностью со стороны Правительства Российской Федерации и иных органов государственной власти.

Законопроект основан на следующих принципах правового регулирования. В первую очередь проект закрепляет четкие цели, для достижения которых создается Банк развития. Деятельность по достижению закрепленных в законопроекте целей позволит обеспечить развитие наиболее сложной категории инвестиционных проектов, реализация которых окажет положительное влияние на экономику в целом.

Банк развития будет действовать в целях стимулирования экономического роста и обеспечения развития экономики Российской Федерации путем стимулирования инвестиционной деятельности, привлечения инвестиций, в том числе прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, развития производственной и финансовой инфраструктуры, обеспечения поддержки инновационной деятельности, поддержки экспорта российских товаров, работ и услуг, а также малого и среднего бизнеса.

Деятельность Банка развития будет состоять в организации среднесрочного и долгосрочного финансирования инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики Российской Федерации; содействии привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, формировании позитивного имиджа Российской Федерации за рубежом; развитию и совершенствованию механизмов финансирования инвестиционных проектов в Российской Федерации; обеспечении финансовой поддержки и реализации экспортно-импортной политики Российской Федерации; участии в реализации программ поддержки приоритетных отраслей и секторов экономики Российской Федерации, включая поддержку малого и среднего бизнеса; содействии развитию финансовых рынков.

Банк развития будет создан за счет имущества Российской Федерации и будет полностью контролироваться государством на всех этапах его формирования и функционирования.

В соответствии с законопроектом, капитал Банка развития формируется в размере не менее 70 миллиардов рублей и может быть увеличен по решению Правительства Российской Федерации, принимаемому по предложению Наблюдательного совета Банка развития за счет дополнительного имущественного взноса Российской Федерации или за счет прибыли Банка развития.

Капитал Банка развития формируется в том числе посредством внесения в качестве имущественного взноса Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности акций ОАО "Российский банк развития" и ЗАО "Российский экспортно-импортный банк".

Следуя международной практике, законопроект устанавливает перечень операций, которые вправе осуществлять Банк развития. К основным допустимым операциям можно отнести предоставление займов (кредитов), выдачу поручительств (банковских гарантий), участие в уставном капитале хозяйственных обществ, а также другие операции, необходимые для осуществления устанавливаемых законом функций Банка развития.

Для решения вопроса о создании государственной корпорации развития потребуется внесение соответствующих поправок в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", предоставляющих право осуществлять банковские операции.

Принятие законопроектов позволит обеспечить экономический рост в тех жизненно важных для государства отраслях (сферах) экономики, в которые частный капитал не поступает или поступает в недостаточной мере, что позволит обеспечить сбалансированный экономический рост в Российской Федерации.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка