Недействующий

     

Проект N 329216-4


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статьи 224, 275 и 284 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации


     Принят Государственной Думой
     27 апреля 2007 года

     

Статья 1


Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст.3340; 2001, N 23, ст.2289; N 33, ст.3413; 2002, N 22, ст.2026; N 30, ст.3027; 2003, N 21, ст.1958; N 28, ст.2886; 2004, N 31, ст.3231; N 34, ст.3522, 3527; 2005, N 24, ст.2312; 2006, N 23, ст.2382) следующие изменения:

1) в статье 224:

а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися  налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.";

б) пункт 4 дополнить словами "физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации";

2) в статье 275:

а) абзац первый пункта 1 изложить в следующей редакции:

"1. Если источником дохода налогоплательщика является иностранная организация, сумма налога в отношении полученных дивидендов определяется налогоплательщиком самостоятельно исходя из суммы полученных дивидендов и соответствующей налоговой ставки, предусмотренной пунктом 3 статьи 284 настоящего Кодекса.";

б) пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Для налогоплательщиков, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, по доходам в виде дивидендов, за исключением указанных в пункте 1 настоящей статьи доходов, налоговая база по доходам, полученным от долевого участия в других организациях, определяется налоговым агентом с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

Если источником дохода налогоплательщика является российская организация, указанная организация признается налоговым агентом и определяет сумму налога с учетом положений настоящего пункта.

Сумма налога, подлежащего удержанию из доходов налогоплательщика - получателя дивидендов, исчисляется налоговым агентом по следующей формуле:



Н = К х Сн х (д - Д),


где:

Н - сумма налога, подлежащего удержанию;

К - отношение суммы дивидендов, подлежащих распределению в пользу налогоплательщика - получателя дивидендов, к общей сумме дивидендов, подлежащих распределению налоговым агентом;

Сн - соответствующая налоговая ставка, установленная подпунктами 1 и 2 пункта 3 статьи 284 или пунктом 4 статьи 224 настоящего Кодекса;

д - общая сумма дивидендов, подлежащая распределению налоговым агентом в пользу всех налогоплательщиков - получателей дивидендов;

Д - общая сумма дивидендов, полученных самим налоговым агентом в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущем отчетном (налоговом) периоде (за исключением дивидендов, указанных в подпункте 1 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса) к моменту распределения дивидендов в пользу налогоплательщиков - получателей дивидендов, при условии, если данные суммы дивидендов ранее не учитывались при определении налоговой базы, определяемой в отношении доходов, полученных налоговым агентом в виде дивидендов.

В случае, если значение Н составляет отрицательную величину, обязанность по уплате налога не возникает и возмещение из бюджета не производится.";

в) в пункте 3 слова "подпунктом 2" заменить словами  "подпунктом 3";

3) пункт 3 статьи 284 изложить в следующей редакции:

"3. К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие налоговые ставки:

1) 0 процентов - по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов, и  при условии, что стоимость приобретения и (или) получения в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов, превышает 500 миллионов рублей.

При этом в случае, если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, установленная настоящим подпунктом налоговая ставка применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);

2) 9 процентов - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями, не указанными в подпункте 1 настоящего пункта;

3) 15 процентов - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями.

При этом налог исчисляется с учетом особенностей, предусмотренных статьей 275 настоящего Кодекса.

Для подтверждения права на применение налоговой ставки, установленной подпунктом 1 настоящего пункта, налогоплательщики обязаны предоставить в налоговые органы документы, содержащие сведения о дате (датах) приобретения (получения) права собственности на вклад (долю) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды  организации или на депозитарные расписки, дающие право на получение дивидендов, а также сведения о стоимости приобретения (получения) соответствующего права.

Такими документами могут, в частности, являться договоры купли-продажи (мены), решения о размещении эмиссионных ценных бумаг, договоры о реорганизации в форме слияния или присоединения, решения о реорганизации в форме разделения, выделения или преобразования, ликвидационные (разделительные) балансы, передаточные акты, свидетельства о государственной регистрации организации, планы приватизации, решения о выпуске ценных бумаг, отчеты об итогах выпуска ценных бумаг,  проспекты эмиссии, судебные решения, уставы, учредительные договоры (решения об учреждении)  или их аналоги,  выписки из лицевого счета (счетов) в системе ведения реестра акционеров (участников), выписки по счету (счетам) "депо" и иные документы, содержащие сведения о дате (датах) приобретения (получения) права собственности на вклад (долю) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или на депозитарные расписки, дающие право на получение дивидендов, а также сведения  о стоимости приобретения (получения) соответствующих прав. Указанные документы или их копии, если они составлены на иностранном языке, должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык.".

Статья 2


Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в главы 23 и 25 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации"


Законопроект направлен на повышение стабильности инвестиций в экономику Российской Федерации и укрепление международной конкурентоспособности налоговой системы Российской Федерации в части стимулирования размещения холдинговых компаний в Российской Федерации, а также снижение мотивации использования трансфертного ценообразования с целью минимизации налогов внутри Российской Федерации.

В настоящее время доходы в виде дивидендов, полученных российской организацией от российских организаций облагаются налогом на прибыль организаций по ставке 9 процентов, а полученные от иностранных организаций по ставке 15 процентов. При этом в случае наличия соглашения об избежании двойного налогообложения с иностранным государством, в котором зарегистрирована иностранная организация, являющаяся источником выплаты дивидендов, сумма налога с уплаченных дивидендов в иностранном государстве вычитается из суммы налога, исчисляемого в Российской Федерации.

Такой режим налогообложения привел к возникновению ситуации, при которой как российские, так и иностранные инвесторы предпочитают осуществлять инвестиции в Российской Федерации через организации, зарегистрированные на территории иностранных государств, в которых действует льготный режим налогообложения дивидендов. Таким образом, Российская Федерация на практике не только не получает доходов от налогообложения дивидендов таких организаций, но и теряет возможность регулирования их деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для решения возникшей проблемы предлагается установить для соответствующей категории организаций исключение из общего режима налогообложения рассматриваемых доходов в виде ставки налога на прибыль организаций 0 процентов, причем данное исключение будет применяться только к российским организациям. Кроме того, во избежание возможности применения указанного механизма исключительно для целей минимизации налогообложения, законопроектом предусмотрены ограничения по его использованию, которые условно можно разделить на три группы.

Во-первых, независимо от места регистрации выплачивающей дивиденды организации законопроектом вводятся критерии минимального размера участия в ней организации, получающей дивиденды, что позволяет определить преобладающий характер такого участия и тем самым ограничить круг налогоплательщиков реально интегрированными организациями.

На практике данный механизм предусматривает, что право на применение ставки налога на прибыль организации 0 процентов получают лишь те организации, которые на день принятия решения о выплате дивидендов, в течение не менее 365 дней непрерывно владеют на праве собственности не менее чем 50 процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или производными финансовыми инструментами, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам от общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов, или при условии, что стоимость приобретения в собственность вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или производных финансовых инструментов, дающих право на получение дивидендов, превышает 1 000 000 000 рублей, но не менее 1 процента от уставного (складочного) капитала (фонда) выплачивающей дивиденды организации.

Во-вторых, в случае, если выплачивающей дивиденды организацией является иностранная организация, помимо критериев, позволяющих выявить преобладающий характер участия, установлены ограничения по критериям соотношения ставки налогообложения доходов в соответствующем иностранном государстве и ставки налога на прибыль организаций в Российской Федерации, что позволяет исключить возможность использования для данных целей оффшорных компаний.

Данный механизм заключатся в том, что отношение суммы налога, аналогичного налогу на прибыль организаций, исчисленного выплачивающей дивиденды организацией, в соответствии с законодательством соответствующего государства к прибыли этой организации, определенной в соответствии с положениями главы 25 настоящего Кодекса, составляет не менее 2/3 от базовой ставки налога на прибыль организаций.

В-третьих, в отношении выплачивающих дивиденды иностранных организаций установлено ограничение по видам деятельности, что позволяет отказать в применении льготного режима налогообложения организациям, не осуществляющим реальной деятельности.

Соответствующая норма законопроекта сформулирована таким образом, что не менее 50 процентов выручки выплачивающей дивиденды иностранной организации должно формироваться за счет деятельности, не связанной с продажей ценных бумаг и производных финансовых инструментов, получением платежей по лицензионным договорам (роялти), дивидендов и процентов по предоставленным займам.

При этом данное отграничение не распространяется на случаи, когда выручка выплачивающей дивиденды организации в течение периода, за который выплачиваются дивиденды, сформирована исключительно за счет дивидендов, полученных от другой организации, в которой она имеет преобладающее участие и соотношение ставки налогообложения доходов такой другой иностранной организации в соответствующем иностранном государстве и ставки налога на прибыль организаций в Российской Федерации соответствует указанным выше критериям.

Одновременно следует отметить, что предлагаемый специальный режим налогообложения доходов в виде дивидендов по ставке 0 процентов является исключением из уже действующего режима налогообложения данных доходов, который будет сохранен. В результате усложнится порядок расчета соответствующей суммы налога налоговым агентом. Для упрощения соответствующих процедур законопроектом предлагается специальная формула такого расчета, позволяющая учесть все особенности представленного налогового механизма.

Кроме того, законопроектом устанавливается пониженная ставка в размере 15 процентов налога на доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, в отношении доходов получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций. В настоящее время соответствующие доходы облагаются по ставке 30 процентов. Предложенное снижение налоговой ставки с одной стороны находится в русле общей концепции законопроекта, направленного на укрепление международной конкурентоспособности налоговой системы Российской Федерации, с другой стороны устраняет существующий в настоящее время дисбаланс в отношении налогообложения дивидендов, получаемых физическими лицами от российских организаций, а именно противоречия между статьями 224 и 284 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Главой 25 "Налог на прибыль организаций" (статья 284 пункт 3) при выплате российской организацией доходов в виде дивидендов физическому лицу, являющемуся налоговым резидентом Российской Федерации применяется налоговая ставка в размере 9%. Этой норме налога на прибыль организаций корреспондирует пункт 4 статьи 224 Главы 23 "Налог на доходы физических лиц", поскольку речь и в Главе 25, и в Главе 24 идет об одном и том же виде дохода.

В отношении же доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами статьей 284 налоговая ставка не установлена вообще ( подпунктом 2 пункта 3 статьи 284 ставка 15% установлена только в отношении доходов, полученных иностранными организациями), а пунктом 3 статьи 224 налоговая ставка в отношении доходов в виде дивидендов полученных физическими лицами не являющимися налоговыми резидентами от российских организаций установлена в размере 30%. Таким образом, в отношении одного и того же вида дохода объективно существует неурегулированность норм в отношении существенного элемента налогообложения - налоговой ставки. Законопроектом предлагается устранить существующее противоречие и установить единую ставку в размере 15% в отношении доходов в виде дивидендов получаемых от российских организаций физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами и иностранными организациями.

Депутату Государственной Думы
 Федерального Собрания
Российской Федерации
В.С.Тимченко

Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации

На N ТВ-053 от 24 мая 2006 г.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона "О внесении изменений в главы 23
и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
, вносимый
в Государственную Думу депутатами Государственной Думы
В.А.Пехтиным, В.С.Тимченко и другими


В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.

Законопроектом предусматривается дополнить статью 224 Налогового кодекса Российской Федерации пунктом 6, согласно которому ставка по налогу на доходы физических лиц устанавливается в размере 15 процентов в отношении доходов от долевого участия в деятельности российских организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

Данное предложение не согласуется с пунктом 3 статьи 224 Кодекса, предусматривающим, что все доходы, полученные указанной категорией налогоплательщиков, облагаются по ставке налога 30 процентов.

Кроме того, предлагается установить новый порядок определения суммы налога на прибыль организаций применительно к доходам от долевого участия в деятельности организаций (дивидендов), а также установить нулевую налоговую ставку по налогу на прибыль организаций по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от стратегических инвестиций в российских организациях и по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от стратегических инвестиций в иностранных организациях.

Предложенная формула для исчисления налога на прибыль организаций существенно усложнит налоговое администрирование по данному налогу, а предлагаемый минимальный критерий участия, необходимый для признания инвестора стратегическим, очень низок и характерен для оффшоров. Анализ международного законодательства позволяет сделать вывод, что данный показатель может варьироваться от 50 до 90 процентов. Пакет акций в размере 20 процентов, как правило, не предоставляет возможности прямого участия в управлении компанией.

В законопроекте используется ряд понятий, не применяемых в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах, например, такие как "фактическая ставка налога", "корпоративный налог".

Изменения, предусмотренные абзацами четвертым-шестым подпункта 2 пункта 5 статьи 1 законопроекта, допускают неоднозначное толкование пункта 3 статьи 284 Кодекса.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»