ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 7 апреля 2007 года N 161

Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего
 времени и времени отдыха членов экипажей из числа гражданского
 персонала пограничных патрульных судов, катеров



В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 877 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы"

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 50, ст.4952; 2005, N 7, ст.560.


приказываю:

Утвердить прилагаемое Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей из числа гражданского персонала пограничных патрульных судов, катеров.

Врио Директора
Н.Климашин



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

19 июня 2007 года,

регистрационный N 9667

Приложение
к приказу ФСБ России
от 7 апреля 2007 года N 161

     

ПОЛОЖЕНИЕ
об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха
 членов экипажей из числа гражданского персонала пограничных
патрульных судов, катеров

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет особенности режима рабочего времени и времени отдыха командного и рядового состава пограничных патрульных судов, катеров из числа гражданского персонала (далее - члены экипажа).

II. Рабочее время

2. В настоящем Положении рабочим временем считаются периоды времени, в течение которых члены экипажа должны нести ходовую или стояночную вахту, выполнять работы по обслуживанию судна, поддержанию его в нормальном эксплуатационно-техническом состоянии.

3. Нормальная продолжительность рабочего времени для членов экипажа не может превышать 40 часов в неделю с двумя выходными днями, предоставляемыми в различные дни недели поочередно согласно графику вахт (работ).

Для отдельных членов экипажей судов устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени:

для женщин - членов экипажей судов, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, продолжительность рабочего дня - 7,2 часа при 36-часовой рабочей неделе с двумя выходными.

4. На судах с круглосуточной работой для членов экипажа устанавливается трехсменный график вахт (работ). На судах, эксплуатируемых не круглосуточно, устанавливается одно- или двухсменный график вахт (работ).

В зависимости от конкретных условий эксплуатации судна (продолжительность рейса, навигационный или эксплуатационный период) могут устанавливаться графики вахт (работ) продолжительностью свыше 8, но не более 12 часов в сутки.

Графики вахт (работ) разрабатываются капитаном судна по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива и утверждаются работодателем.

5. Для членов экипажа устанавливается суммированный учет рабочего времени. Ведение суммированного учета рабочего времени осуществляется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка пограничного органа по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива исходя из конкретных условий работы судна и установленного графика вахт (работ), а также с учетом того, что максимальная продолжительность работы членов экипажа между двумя периодами отдыха на берегу (нахождение в отпуске, использование суммированных дней отдыха) не должна превышать 120 календарных дней. При выполнении работ в дальнем плавании продолжительность работ на судне для членов экипажа или отдельных его членов может быть увеличена до 150 календарных дней.

6. Продолжительность вахт (работ) членов экипажа в ночное время не сокращается.

7. При стоянках в портах, базах в зависимости от конкретных условий (отсутствие перешвартовок, приема или сдачи груза и других обстоятельств, требующих обязательного несения на стоянке в порту (базе) трехсменной вахты командным составом) и в случае вывода судов из эксплуатации в связи с ремонтом, отстоем (вывод судна из эксплуатации при неукомплектованности экипажа, закрытии навигации в замерзающих районах, ожидании ремонта и в других случаях стоянок судов без выполнения заданий сроком свыше 30 календарных суток), постановки в консервацию (вывод из эксплуатации технически исправных судов с сокращенными экипажами в целях их сохранения от преждевременного износа, экономии материальных средств и высвобождения численности личного состава) капитан судна может устанавливать для командного состава суточное дежурство с предоставлением после его окончания отдыха продолжительностью не менее 48 часов.

При невозможности предоставления 48-часового отдыха после окончания суточного дежурства этот отдых может быть уменьшен до 12 часов с присоединением неиспользованной части отдыха к суммированным дням отдыха. Сокращение отдыха до 12 часов после суточного дежурства допускается не более двух раз в неделю.

8. При несении судами дежурства в составе дежурных сил пограничного органа (далее - дежурные силы) капитанами судов может устанавливаться суточное дежурство всем членам экипажа судов с предоставлением за переработку сверх нормальной продолжительности рабочего времени суммированных дней отдыха после исключения судна из состава дежурных сил. Учет времени переработки сверх нормальной продолжительности рабочего времени и учет предоставленных дней отдыха ведется капитаном судна в журнале учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха.

Дежурными силами являются суда, объявленные в составе этих сил решением соответствующих командиров (начальников), с назначенной готовностью к выходу в море не более 1 часа.

9. Члены экипажа, за исключением работников пищеблока, могут привлекаться с их согласия к выполнению работ, не входящих в круг их должностных обязанностей (очистка танков, погрузочно-разгрузочные, такелажные и другие работы), в свободное от вахт (работ) время.

10. Выполнение обязанностей временно отсутствующего работника обслуживающего персонала возлагается только на лиц, относящихся к обслуживающему персоналу.

Не допускается выполнение лицами командного состава, кроме боцмана и радиооператора, обязанностей недостающих по штату членов экипажей судов из числа рядового состава.

С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности вахт (работ) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.

11. Ежедневная продолжительность рабочего времени членов экипажа, включая время несения вахт, выполнения наряду со своими должностными обязанностями работ за временно отсутствующих членов экипажа и выполнения дополнительных работ, не являющихся выполнением должностных обязанностей, не может превышать 12 часов.

III. Время отдыха

12. Члены экипажа пользуются правом на:

а) перерывы в течение рабочего дня (вахт, работ). Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем;

б) ежедневный (междусменный) отдых;

в) выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

г) нерабочие праздничные дни;

д) отпуска.

13. Временем ежедневного отдыха членов экипажа считаются промежутки между вахтами или периодами выполнения судовых работ. Продолжительность ежедневного отдыха не может быть менее 12 часов. При выполнении работ по графику сверх нормальной продолжительности рабочего времени каждый член экипажа должен иметь в течение суток (24 часов) как минимум один непрерывный 8-часовой отдых.

Данное положение не распространяется на случаи несения суточные дежурств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения.

14. Выходные дни, нерабочие праздничные дни или другие дни отдыха за работу в эти дни, а также суммированные дни отдыха по желанию членов экипажей судов должны предоставляться в любом российском или зарубежном порту, как правило, в период эксплуатации судна и в порядке, устанавливаемом капитаном судна по согласованию с выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным представительным органом трудового коллектива.

При стоянке в порту в выходные или нерабочие праздничные дни капитаны должны оставлять на судах минимальное количество членов экипажа для несения вахтенной службы, обеспечения безопасности и живучести судов, а также, если это необходимо, для приема и сдачи груза, перешвартовок. Остальным членам экипажа предоставляются дни отдыха.

При стоянке в порту в выходные или нерабочие праздничные дни проведение на судах каких-либо работ, не связанных с грузовыми операциями или устранением последствий аварии, а также входом в порт, выходом из порта и перешвартовками, не допускается.

Членам экипажа, привлекаемым к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в период эксплуатации судов, предоставляются другие дни отдыха, а за часы работы по графику сверх нормальной продолжительности рабочего времени - дополнительные дни отдыха из расчета один день отдыха за каждые 8 часов переработки сверх нормальной продолжительности рабочего времени.

При невозможности по условиям работы регулярно предоставлять указанные дни отдыха они предоставляются в суммированном виде с учетом планирования использования судов. Оставшиеся неиспользованные дни отдыха присоединяются к ежегодному оплачиваемому отпуску.

15. В тех случаях, когда членам экипажа невозможно предоставить дни отдыха полностью, с их согласия допускается оплата за работу в выходные и праздничные дни в размере, предусмотренном трудовым законодательством Российской Федерации.

IV. Аварийные и авральные работы

16. Аварийными и авральными работами считаются те работы, выполнение которых требует вызова всех членов экипажа или его части в помощь вахтенным.

Аварийные и авральные работы производятся по распоряжению капитанов судов и являются обязательными для всех членов экипажа.

17. К аварийным работам на судах относятся:

а) работы по устранению аварийного состояния судна и исправлению повреждений и поломок как корпуса, так и судовой силовой установки во время плавания, препятствующих дальнейшему следованию судна до ближайшего порта, работы по спасанию людей и судна, судового имущества и грузов, а также работы по оказанию помощи судам и людям, терпящим бедствие в море, и их спасание;

б) работы по снятию своего судна с мели и его разгрузка для облегчения судна, когда оно терпит бедствие;

в) работы по ликвидации пожаров на судне, а также на буксируемых и рядом стоящих судах;

г) работы, вызванные штормовой погодой (дополнительное крепление судового имущества и грузов, тентов, дополнительная подача швартовых концов и перестановка судна в безопасное место).

18. К авральным работам на судах относятся:

а) работы в сложных условиях плавания, требующих усиления вахтенной службы;

б) работы, связанные с входом судна в порт и выходом из него (открытие и закрытие грузовых люков, постановка и уборка трапов, сходен, швартовка и отшвартовка судна, подъем якорей);

в) работы по буксировке аварийных кораблей, судов или плавучих сооружений, имеющих на борту оружие и (или) боезапас;

г) работы по постановке судна на якорь (якоря, бочки) для выполнения подводных работ;

д) работы по передаче сухих и жидких грузов кораблям и судам в море на ходу;

е) работы, связанные с выполнением таможенных и других формальностей;

ж) работы по переводу судна в пределах рейда или порта, за исключением судов, специально работающих на рейде или в порту.

Конкретный перечень авральных работ для каждого судна устанавливает начальник пограничного органа, к которому относятся суда, руководствуясь настоящим пунктом.

19. Авральные работы, выполняемые членами экипажа сверх нормальной продолжительности рабочего времени, учитываются в табеле на авральные работы.

20. Капитан судна должен избегать или по возможности сводить к минимуму количество авральных работ.



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Российская газета,
N 139, 30.06.2007

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»