Недействующий

     

Проект N 391910-4

Вносится депутатами
Государственной Думы


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

     

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
в связи с введением налога на наследование и дарение

     

     

Статья 1


Статью 13 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

"11) налог на наследование и дарение.".

Статья 2


Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст.3340) следующие изменения:

пункт 18 статьи 217 после слов "наследования" дополнить словами "или дарения";

пункт 18_1 статьи 217 исключить;

дополнить главой 23_1 следующего содержания:

"Глава 23_1. Налог на наследование и дарение

Статья 233_1. Плательщики налога


Плательщиками налога являются физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения.

Статья 233_2. Объекты налогообложения


Объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий, паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах, суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.

Статья 233_3. Ставка налога


Налог с имущества, переходящего физическим лицам в порядке наследования и дарения, исчисляется по следующим ставкам:

а) если наследник или даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами):

при стоимости имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, до 15000000 рублей - налог не взимается;

при стоимости имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, более 15000000 рублей - 13 процентов;

б) если наследник или даритель и одаряемый не являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами) -13 процентов.

Статья 233_4. Льготы по налогу От налогообложения освобождается:


жилые дома (квартиры) и паенакопления в жилищно-строительных кооперативах, если наследники проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем на день открытия наследства;

наследуемое имущество лиц, погибших при защите Российской Федерации в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей или в связи с выполнением долга гражданина Российской Федерации по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка;

жилые дома и транспортные средства, переходящие в порядке наследования инвалидам I и II групп.

Статья 233_5. Порядок исчисления и уплаты налога

1. Налог взимается при условии выдачи нотариусами, должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, свидетельств о праве на наследство или удостоверения ими договоров дарения в случаях, если общая стоимость переходящего в собственность физического лица имущества на день открытия наследства или удостоверения договора дарения превышает 15 000 000 рублей и наследник или даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), и независимо от стоимости имущества, если наследник или даритель и одаряемый не являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).

2. Оценка жилого дома (квартиры), дачи и садового домика, переходящих в собственность физического лица в порядке наследования или дарения, производится органами коммунального хозяйства или страховыми организациями.

Оценка транспортных средств производится страховыми и другими организациями, которым предоставлено право осуществлять эти действия.

Оценка другого имущества производится экспертами.

3. Нотариусы, а также должностные лица, уполномоченные совершать нотариальные действия, обязаны в 15-дневный срок с момента выдачи свидетельства или удостоверения договоров направить в налоговый орган по месту их нахождения справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

4. Исчисление налога производится налоговыми органами на основании документов, указанных в части 3 настоящей статьи.

Сумма налога на имущество, переходящее в собственность физических лиц в порядке наследования в случаях наличия в составе этого имущества жилых домов (квартир), дач и садовых домиков в садовых товариществах, уменьшается на сумму налогов на имущество физических лиц, подлежащую уплате этими лицами за указанные объекты до конца года открытия наследства.

В случаях, когда физическому лицу от одного и того же физического лица неоднократно в течение года переходит в собственность имущество в порядке дарения, налог исчисляется с общей стоимости имущества на основании всех нотариально удостоверенных договоров.

5. Уплата налога производится плательщиком на основании платежного извещения, вручаемого ему налоговым органом.

6. Физические лица, проживающие в Российской Федерации, уплачивают налог не позднее трехмесячного срока со дня вручения им платежного извещения. В случае необходимости налоговые органы могут предоставлять плательщикам по их письменному заявлению рассрочку или отсрочку уплаты налога, но не более чем на два года, с уплатой процентов в размере 0,5 учетной ставки банковского процента.

7. Физические лица, проживающие за пределами Российской Федерации, обязаны уплатить налог до получения документа, удостоверяющего право собственности на имущество. Выдача им такого документа без предъявления квитанции об уплате налога не допускается.

8. Наследственное имущество и имущество, перешедшее в порядке дарения, может быть продано, подарено, обменено собственником только после уплаты им налога, что подтверждается справкой налогового органа.".

Статья 3


Пункт 2 статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823) дополнить новым абзацем следующего содержания:

"налога на наследование и дарение - по нормативу 100 процентов.".

Статья 4


Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 года.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

     

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные
 акты Российской Федерации в связи с введением налога на наследование и дарение"



В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2005 года была справедливо поднята тема налогообложения имущества, переходящего в порядке наследования. При этом Президент отметил, что считал бы правильным отменить налог на наследование имущества относительно небольшой стоимости, поскольку многомиллиардные состояния все равно числятся на оффшорах.

Вместе с тем принятым 1 июля 2005 года Федеральным законом N 78-ФЗ налог на наследование и дарение был полностью отменен, и сверхкрупные состояния были выведены из под обложения указанным налогом.

Предлагаемый законопроект направлен на восстановление налога на наследования и дарение в таком виде, который позволяет дифференцированно подходить к обложению этим налогом имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. В частности, предлагается взимать налог на наследование и дарение по ставке 13 процентов в случаях, если наследник или даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами) и стоимость имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, превышает 15000000 рублей, а если наследник или даритель и одаряемый не являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами) - независимо от стоимости имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

При этом от налогообложения предлагается освободить жилые дома (квартиры) и паенакопления в жилищно-строительных кооперативах, если наследники проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем на день открытия наследства, а также имущество некоторых других льготных социальных групп.

Данный подход соответствует принципу социальной справедливости и позволит вернуть необоснованно отмененное налогообложение сверхкрупных состояний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в связи с введением налога на наследование и дарение"
,
вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы А.М.Бабаковым



В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона.

Проектом федерального закона предусматривается ввести налог на наследование и дарение со ставкой налога в размере 13 процентов, если наследодатель и наследник или даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками и стоимость имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, превышает 15 млн.рублей, а если наследодатель и наследник или даритель и одаряемый не являются таковыми, то независимо от стоимости имущества. При этом от налогообложения предлагается освободить жилые дома (квартиры) и паенакопления в жилищно-строительных кооперативах, если наследники проживали в них совместно с наследодателем на день открытия наследства, а также имущество некоторых социально незащищенных категорий граждан.

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, отменен с 1 января 2006 года Федеральным законом от 1 июля 2005 года N 78-ФЗ "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения".

В соответствии с пунктом 18_1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации доходы, полученные в порядке дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, облагаются налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов. В доходы, полученные по договорам дарения и подлежащие налогообложению, включается зарегистрированное в установленном порядке имущество, а не только удостоверенное у нотариуса, как это предусмотрено законопроектом. При этом от налогообложения освобождаются доходы, полученные в порядке дарения, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации.

Учитывая, что в представленных к законопроекту материалах не содержится необходимых расчетов и прогнозов последствий предлагаемых изменений, а практика применения Федерального закона от 1 июля 2005 года N 78-ФЗ составляет менее одного года, введение налога на наследование или дарение не имеет достаточных обоснований.

Принимая во внимание изложенное, Правительство Российской Федерации проект федерального закона не поддерживает.

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации
А.Жуков

     


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка     

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»