РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в действующее законодательство Российской Федерации,
реализующих право физических лиц и религиозных организаций на отказ
от присвоения им идентификационного номера налогоплательщика
Внести в часть первую Налогового Кодекса Российской Федерации следующие изменения и дополнения:
В пункте 4 статьи 80 слова "идентификационного номера налогоплательщика" дополнить словами "(при его наличии)".
В абзаце первом пункта 7 статьи 84 слова "Каждому налогоплательщику" заменить словами "Налогоплательщику".
В абзаце первом пункта 7 статьи 84 слова "идентификационного номера налогоплательщика" дополнить словами "Физические лица и религиозные организации вправе отказаться от присвоения им идентификационного номера налогоплательщика. В случае отказа от присвоения идентификационного номера налогоплательщика за ними сохраняются все права, предоставленные действующим законодательством."
В абзаце втором пункта 7 статьи 84 слова "идентификационного номера налогоплательщика" дополнить словами "(при его наличии)".
В абзаце третьем пункта 7 статьи 84 слова "идентификационного номера налогоплательщика" дополнить словами "(при его наличии)".
В абзаце четвертом пункта 7 статьи 84 слова "идентификационного номера налогоплательщика" дополнить словами ", равно как и порядок учета налогоплательщиков, отказавшихся от присвоения им идентификационного номера,".
В пункте 2 статьи 102 слова "идентификационного номера налогоплательщика" дополнить словами "(при его наличии)".
Внести в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следующие дополнения:
В подпункте о) пункта 2 статьи 5 слова "идентификационного номера налогоплательщика" дополнить словами "(при его наличии)".
В подпункте н) пункта 1 статьи 5 слова "идентификационного номера налогоплательщика" дополнить словами "(при его наличии)".
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
В.Путин
Принятая 16 июля 1998 года первая часть Налогового кодекса Российской Федерации внесла значительные коррективы в регулирование налоговых правоотношений. Основной новацией указанного нормативного акта является присвоение всем налогоплательщикам (включая физических лиц и религиозные организации) идентификационного номера налогоплательщика, что вызвало недовольство и волнения среди российских граждан.
Следует отметить, что исторически сложилось так, что большинство населения Российской Федерации являются православными христианами. Поэтому присвоение идентификационного номера ассоциируется у верующих с предсказанным в писании присвоением "числа антихриста".
Конституция Российской Федерации устанавливает право каждого гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений. Стремясь к построению правового государства, исходя из принципов демократизма и гуманности, Россия должна уважать религиозные чувства своих граждан и, используя все имеющиеся в арсенале государства средства, стараться не допускать конфронтации между религиозными убеждениями и гражданским долгом граждан.
Президент Российской Федерации, уважая религиозные чувства верующих, дал поручение Пр-111, предусматривающее право гражданам и религиозным организациям отказаться от присвоения ИНН. Однако необходимо закрепить это право в действующем законодательстве.
На основании вышеизложенного предлагается внести изменения и дополнения в часть 1 Налогового кодекса РФ и Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", реализующие право физических лиц и религиозных организаций на отказ от присвоения им идентификационного номера налогоплательщика.
Принятие данного федерального закона позволит значительно увеличить число добросовестных налогоплательщиков. В то время как на сегодняшний день многие верующие уклоняются от постановки на учет в налоговом органе и не платят налогов из принципиального несогласия по религиозным убеждениям с введенной системой налогового учета. Однако, верующие готовы платить налоги по ранее установленной форме.
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
В связи с отсутствием в законопроекте вопросов, требующих заключения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации, направляется официальный отзыв.
Законопроектом предусматривается внести изменения в статьи 80, 84 и 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также в статью 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", направленные на предоставление физическим лицам и религиозным организациям права отказаться от присвоения им идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и на использование в налоговых правоотношениях вместо ИНН персональных данных физического лица, наименования религиозной организации и других данных, а также на обеспечение постановки на учет в налоговых органах таких лиц в качестве налогоплательщиков без присвоения ИНН в порядке, действовавшем до введения в действие ИНН.
В применяемых в Российской Федерации системах учета предусматривается присвоение номеров соответствующим документам. Например, серия и номер в паспорте, в страховом свидетельстве государственного пенсионного страхования - страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в страховом медицинском полисе - номер полиса.
В соответствии с пунктом 7 статьи 84 Кодекса каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика. На налогоплательщика возлагается обязанность указывать свой ИНН в подаваемых в налоговый орган документах. Использование ИНН в системе учета налогоплательщиков не направлено на замену имени человека. При постановке на учет физического лица в состав сведений включаются также его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства, данные паспорта, данные о гражданстве (пункт 1 статьи 84 Кодекса).
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2003 года N 287-О наличие в идентификационном номере числа, могущего затрагивать религиозные чувства налогоплательщика, носит случайный характер. Идентификационный номер не заменяет имя человека и подлежит использованию наряду с другими сведениями о налогоплательщике исключительно в целях налогового учета. Следовательно, нет оснований утверждать, что абзац первый пункта 7 статьи 84 Кодекса нарушает свободу совести и вероисповедания.
Вместе с тем Государственной Думой 7 октября 2005 года принят в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", которым, в частности, предусматривается внесение изменения в пункт 7 статьи 84 Кодекса, направленного на предоставление физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, права не указывать ИНН в представляемых в налоговые органы документах.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации
А.Жуков
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка