УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель
Министра гражданской авиации
А.И.Назаров
от 20 декабря 1979 года

     

РУКОВОДСТВО
по обслуживанию пассажиров на воздушных линиях Союза ССР

     

     

Часть 1. Обслуживание пассажиров в аэропорту и городском аэровокзале


"Руководство по обслуживанию пассажиров на воздушных линиях Союза ССР (РОП-80)", часть 1, предназначено для служб, осуществляющих обслуживание пассажиров в аэропортах и городских аэровокзалах. Оно основывается на действующих нормативных и руководящих документах МГА, учитывает многолетний опыт практической деятельности аэропортов Советского Союза и рекомендует наиболее эффективные методы обслуживания пассажиров.

В Руководстве изложены основные вопросы технологии наземного обслуживания пассажиров на всех этапах их пребывания в аэропортах (регистрация билетов, спецдосмотр, обработка багажа, посадка пассажиров в воздушное судно и выход из него), а также особенности обслуживания некоторых категорий пассажиров и др.

Документ подготовлен сотрудниками ГПИиНИИ ГА "Аэропроект": Гарусиной В.С. (ответственный исполнитель), Кисановой В.Д., Бельчич О.С., Афанасьевой Т.В., Малафеевой О.В., Майоровой В.Л., Новоселовой Л.М.

В работе приняли участие ряд сотрудников аэропортов: Микиртычян Л.Н. (Тбилиси), Михайлов А.Г. (Борисполь), Королев Н.С. (Внуково), Альмухомедов М.И. (Казань), Воробьев Г.Т. (Главагентство, г.Москва).

Ответственный редактор - Казанский В.Г. (УОП МГА).

Глава 1. Доставка пассажиров из города в аэропорт и из аэропорта в город

1.1. Общие положения

Проблема доставки наземным транспортом авиапассажиров к аэропортам - одна из наиболее важных при перспективном развитии аэропортов. Экономия времени при использовании воздушного транспорта может стать еще более значительной, если уменьшится, время, затрачиваемое на проезд из города в аэропорт и обратно. Это может быть обеспечено за счет создания экспрессных маршрутов, сокращения интервалов движения транспорта, уменьшения времени предполетного и послеполетного обслуживания авиапассажиров, а также оптимального расположения городских аэровокзалов, агентств Аэрофлота и остановочных пунктов, средств доставки пассажиров из города в аэропорт и из аэропорта в город.

1.2. Средства доставки пассажиров

1.2.1. В зависимости от класса аэропорта и местных условий доставка пассажиров из города в аэропорт и из аэропорта в город может осуществляться экспрессными и рейсовыми автобусами, троллейбусами, электропоездами, маршрутными и легковыми автомобилями, такси.

1.2.2. Выбор вида общественного транспорта для перевозки пассажиров между городом и аэропортом должен определяться, исходя из планируемых объемов перевозок, вместимости и скорости движения различных средств транспорта, с учетом максимального сокращения времени поездки до аэропорта, маршрутных интервалов и удобств пересадки с городского транспорта на транспорт, следующий в аэропорт.

1.2.3. При максимальных часовых пассажиропотоках к аэропортам, не превышающих 3000 человек в одном направлении, для обслуживания пассажирских перевозок экономически целесообразно применять автобусы, а в отдельных случаях и троллейбусы. При более интенсивном пассажиропотоке и удалении аэропорта от города свыше 25 км - также и железнодорожный транспорт.

1.3. Интервалы движения транспорта


Для обеспечения высокого уровня транспортного обслуживания интервалы не должны превышать 1 ч для электропоездов, 15 мин - 20 мин - для рейсовых, экспрессных автобусов и маршрутных такси в аэропортах I, II классов. В аэропортах III-V классов интервалы движения общественного транспорта необходимо увязывать с расписанием движения воздушных судов, но они не должны превышать 30 мин. В ночное время интервалы движения транспорта для аэропортов I-II классов не должны превышать 30 мин, а для аэропортов III-V классов - 1 ч (с учетом прилета и вылета воздушных судов).

1.4. Размещение в городе и аэропорту остановок транспорта для доставки пассажиров

1.4.1. Остановки транспорта для доставки пассажиров в аэропорт должны располагаться у городских аэровокзалов и агентств Аэрофлота. Кроме того, в районах, тяготеющих к аэропортам, могут создаваться специально оборудованные остановочные пункты посадки - выхода пассажиров. При отсутствии городского аэровокзала остановочный пункт должен предусматриваться у городского автовокзала.

1.4.2. В аэропорту остановочные пункты транспорта должны размещаться у аэровокзала со стороны города.

Остановочный пункт прибытия предусматривается у зоны обслуживания вылетающих пассажиров, а остановочный пункт отправления - у зоны обслуживания прилетевших пассажиров.

Остановки городского транспорта должны располагаться у тротуара, напротив или вблизи входов в аэровокзал или выходов из него.

1.4.3. Для обеспечения надлежащего уровня обслуживания пассажиров остановочные пункты транспорта должны быть оборудованы платформой, навесами, скамейками, информационными табло.

Глава 2. Организация обслуживания вылетающих пассажиров в аэропорту

     

2.1. Общие положения


Технология обслуживания вылетающих пассажиров должна обеспечивать заданную пропускную способность аэропорта и удовлетворять следующим основным требованиям:

- максимальное сокращение времени, необходимого для оформления вылета пассажиров;

- унификация процессов оформления авиаперевозок в аэропортах и городских аэровокзалах;

- содействие эффективному проведению мероприятий по досмотру ручной клади, багажа и личного досмотра пассажиров в целях обеспечения безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей воздушных судов;

- исключение задержек рейсов при снятии багажа не явившегося на посадку пассажира;

- повышение производительности труда работников служб организации перевозок.

2.2. Обязательный комплекс услуг, предоставляемых пассажирам в аэропорту


В обязательный комплекс услуг, предоставляемых пассажирам в аэропорту, входят:

- камера хранения;

- комната матери и ребенка;

- медицинский пункт;

- предприятия общественного питания;

- отделение связи;

- киоск "Союзпечать";

- аптечный киоск;

- туалеты.

2.3. Регистрация билетов и оформление багажа

2.3.1. Оформление пассажиров на вылет должно производиться в аэровокзалах или иных специально предназначенных для этого сооружениях и помещениях, оснащенных необходимым оборудованием, средствами механизации и связи, отвечающих современным требованиям технического прогресса.

2.3.2. В аэропортах и городских аэровокзалах применяются два вида регистрации билетов и оформления багажа:

- порейсовый, при котором регистрация билетов пассажиров данного рейса осуществляется на закрепленных рабочих местах (пунктах регистрации);

- свободный, при котором регистрация билетов пассажиров любого рейса осуществляется на любом рабочем месте (пункте регистрации).

Порейсовая регистрация может проводиться тремя методами:

- основным, при котором ведется ведомость регистрации отправок пассажиров и багажа, взвешивается багаж каждого пассажира; осуществляется учет сведений по пассажирским и багажным перевозкам по каждому пассажиру, в целом на рейс и по пунктам посадок;

- упрощенным, при котором не ведется ведомость регистрации отправок пассажиров и багажа; взвешивается в целом партия багажа на рейс; осуществляется учет сведений по пассажирским и багажным перевозкам в целом на рейс; проверка у пассажиров билетов на данный рейс и вручение пассажиру посадочного талона являются операциями по регистрации билета;

- аэробусным, при котором продажа билетов и их регистрация производятся одновременно и непосредственно перед вылетом.

2.3.3. При регистрации билетов и оформлении багажа вылетающих пассажиров рекомендуется применять:

порейсовый - основной и упрощенный метод при обслуживании пассажиров любых рейсов;

порейсовый - упрощенный метод при обслуживании пассажиров прямых (беспосадочных) рейсов, когда по статистическим данным масса багажа пассажиров не превышает норму бесплатного провоза;

аэробусный метод - при высокой интенсивности движения воздушных судов, значительном и устойчивом по величине пассажиропотоке, при установившейся массе багажа, не превышающей норму бесплатного провоза.

2.3.4. Обслуживание пассажиров по свободному методу рекомендуется применять в больших аэровокзалах, где внедрены автоматизированные системы наглядной информации и средства механизации, автоматизации процессов регистрации билетов, оформления и обработки багажа пассажиров.

2.3.5. Регистрация билетов и оформление багажа, ручной клади вылетающих пассажиров по основному методу должны начинаться для воздушных судов I и II классов не менее чем за 1 ч (в зависимости от пассажировместимости воздушного судна и числа реализованных мест) и заканчиваться за 30 мин до времени вылета, указанного в билете, для воздушных судов III класса - соответственно за 25 мин и за 10 мин до времени вылета, для воздушных судов IV класса - соответственно за 20 мин и за 5 мин.

Регистрация билетов и оформление багажа, ручной клади по упрощенному методу должны начинаться для воздушных судов I и II классов за 35 мин и заканчиваться за 15 мин до времени вылета, указанного в билете, для воздушных судов III и IV классов - соответственно за 15 мин и за 5 мин.

2.3.6. Оформление пассажиров на вылет проводят работники службы организации перевозок - дежурные по регистрации и приемосдатчики багажа, прошедшие специальную подготовку и обладающие практическими навыками по выполнению этой работы.

2.3.7. О начале регистрации пассажиров оповещают по радио, а также через информационные табло, расположенные в операционном зале, у соответствующих регистрационных стоек или у входов в накопители.

В объявлении указываются номер рейса, маршрут следования, номер стойки или накопителя. При отсутствии информационных табло на регистрационной стойке устанавливается указатель рейса.

2.3.8. Информация о проведении регистрации в аэропортах, аэровокзалах городов, расположенных в союзных и автономных республиках, должна осуществляться на русском и национальном языках.

2.3.9. Пассажир, имеющий билет, обязан прибыть в аэропорт не позднее времени, установленного для регистрации билета и оформления багажа. Время начала регистрации сообщают пассажиру при приобретении им билета.

2.3.10. Если пассажир прибыл в аэропорт после окончания регистрации билетов и оформления багажа, его обслуживание производится в соответствии с п.10.5 настоящего Руководства.

2.3.11. Пассажиры с детьми, инвалиды, а также престарелые пассажиры проходят регистрацию вне очереди.

2.3.12. Пассажиры с детьми в возрасте до 5 лет при регистрации билетов должны предъявить дежурному "Талон на бесплатную перевозку ребенка до 5 лет".

2.3.13. При регистрации пассажир, имеющий билет со скидкой (служебный, воинский и др.), должен предъявить документ, на основании которого выдан льготный билет. Если при проверке документов установлен факт передачи льготного билета другому лицу, билет у пассажира изымается и пассажир к перевозке не допускается.

2.3.14. При следовании в погранзону пассажир при регистрации должен предъявить пропуск.

2.3.15. Регистрация пассажиров, вылетающих арендованным воздушным судном, производится по предъявлении представителем заказчика "Заявки на полет" и приложенного к ней списка пассажиров, заверенного подписью и печатью заказчика.

2.4. Основной метод регистрации

2.4.1. Регистрация билетов и оформление багажа на авиаперевозку основным методом применяются на линиях союзного значения и местных воздушных линиях и производятся в операционном зале аэровокзала аэропорта или городского аэровокзала за специально оборудованными стойками.

2.4.2. Регистрация билетов и оформление багажа пассажиров каждого рейса осуществляются на одном или нескольких рабочих местах.

2.4.3. Сведения о пассажирах и багаже заносятся в ведомость регистрации, заполняемую по формам К-11а, К-11б. Образцы форм даны.

(Образец)

Форма К-11а

Составлена на _____листах

     

ВЕДОМОСТЬ
регистрации отправок пассажиров и багажа


Самолет: тип

N

Количество кресел

От а/п

Рейс N

Принадлежность с-та

Дата

198

г.

До а/п

Время вылета

ч

мин

     

N

ПАССАЖИРЫ

Руч-

БАГАЖ

Но-

N

ПАССАЖИРЫ

Руч-

БАГАЖ

Но-

п/п

ВЗР

РБ

РМ

ная кладь, кг

кол. мест

мас-
са, кг

плат., кг

ме-
ра ба-
гаж-
ных би-
рок

п/п

ВЗР

РБ

РМ

ная кладь, кг

кол. мест

мас-
са, кг

плат., кг

ме-
ра ба-
гаж-
ных би-
рок

1

20

2

27

3

28

4

29

5

30

6

31

7

32

8

33

9

34

10

35

11

36

12

37

13

38

14

39

15

40

16

41

17

42

18

43

19

44

20

45

21

46

22

47

23

48

24

49

25

50

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»