МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 июля 2006 года N 06-971


Об образовательных учреждениях для детей, нуждающихся
в психолого-педагогической и медико-социальной помощи


Департамент государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей направляет дополнительную информацию по вопросам развития сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далее - ППМС-центр), в соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в ряд нормативных правовых актов Российской Федерации Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ.

В Российской Федерации на протяжении последних 15 лет сложилась и продолжает развиваться служба практической психологии в системе образования. Структуры управления службой практической психологии на региональном и муниципальном уровнях созданы и успешно функционируют в 62 субъектах РФ.

Сегодня это 740 ППМС-центров, более 64 тыс. педагогов-психологов, ежегодно оказывающих комплексную многопрофильную помощь более чем 2 млн. детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, их родителям (законным представителям). Как показывает практика, с каждым годом возрастает роль образовательных учреждений данного типа в организации коррекционно-развивающей среды, психопрофилактической работы с обучающимися, воспитанниками в других образовательных учреждениях различных типов и видов, а также психолого-педагогического сопровождения личностного, социального и профессионального самоопределения молодежи.

В ряде субъектов РФ (Архангельская, Белгородская, Курганская, Московская, Орловская, Псковская, Ростовская, Тюменская и Ярославская области, города Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Хабаровский край, республики Карелия, Саха (Якутия) и др.) сеть ППМС-центров успешно развивается. Вместе с тем в некоторых регионах отмечается сокращение количества ППМС-центров (по данным мониторинга 2005 года).

В связи с этим считаем необходимым разъяснить, что в соответствии с подпунктом 6.2 статьи 29 Закона РФ "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ) к компетенции субъектов РФ отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, в том числе в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ.

Согласно подпункту 13.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится решение вопросов "организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях, находящихся в соответствии с федеральным законом в ведении субъекта Российской Федерации". Таким образом, в соответствии с законами субъекта РФ органы государственной власти субъектов РФ вправе наделять отдельными полномочиями органы местного самоуправления, в том числе по организации предоставления образования в ППМС-центрах.

Пунктом 6 статьи 26.3 того же Закона установлена следующая норма: "Законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2, за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 25, 32-36, 38-40, 42, 43, 48, 52, 58, настоящей статьи (в части, касающейся выравнивания бюджетной обеспеченности поселений за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов". ППМС-центры могут функционировать как на уровне субъекта РФ, так и на муниципальном уровне.

В целях дальнейшего развития службы практической психологии в системе образования органам управления образованием субъектов РФ рекомендуем разработать региональные программы развития службы практической психологии, обеспечить их реализацию, предусмотрев:

- разработку нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность ППМС-центров и педагогов-психологов образовательных учреждений;

- совершенствование системы повышения квалификации специалистов данного профиля;

- сохранение и развитие сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, финансирование ППМС-центров за счет средств соответствующих бюджетов (субъектов РФ и органов местного самоуправления), совершенствование материально-технического и учебно-методического обеспечения.

Директор Департамента
государственной молодежной политики,
воспитания и социальной
защиты детей
С.Н.Апатенко

     


Текст документа сверен по:
Официальные документы в образовании.
Информационный бюллетень,
N 21, июль, 2006 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»