МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 5 мая 2000 года N СФ-21А-р


О введении в действие Положения о порядке привлечения инвестиций
на строительство портовых перегрузочных комплексов (терминалов)


В целях упорядочения работы по привлечению инвестиций на строительство портовых технологических перегрузочных комплексов

обязываю:

1. Ввести в действие с 05.05.2000 Положение о порядке привлечения инвестиций на строительство портовых перегрузочных комплексов (терминалов) (далее - Положение) в качестве руководящего нормативного документа.

2. Генеральной дирекции Государственного заказчика (B.B.Аристархов):

2.2. Опубликовать информацию о введении в действие указанного в пункте 1 настоящего распоряжения Положения в отраслевых средствах массовой информации;

2.2. Обеспечить строгое соблюдение требований Положения при проведении работы по привлечению инвестиций в строительство ТПК;

2.3. В месячный срок подготовить проект Примерного инвестиционного договора (контракта) на строительство ТПК и в установленном порядке представить его на утверждение.

3. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Министра А.А.Луговца.

Министр
С.О.Франк

     

УТВЕРЖДАЮ
Министр транспорта
Российской Федерации
С.О.Франк
5 мая 2000 года N СФ-21А-р

     

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке привлечения инвестиций на строительство портовых технологических перегрузочных комплексов (терминалов)

     

1. Общие положения

1. Настоящее положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 25.02.99 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", Федеральным законом от 06.05.99 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", Федеральным законом от 13.12.94 N 60-ФЗ "О поставках продукции для нужд Российской Федерации", Федеральным законом от 09.07.99 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", п.5 п.п.16, 18, 21, 23 и п.7 п.п.16, 31 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.04.97 N 501.

2. Настоящее положение определяет порядок привлечения инвестиций для финансирования нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения портовых технологических перегрузочных комплексов (терминалов), а также отношения, возникающие в соответствии с обязательствами, определенными в государственном контракте между государственным заказчиком и инвестором и требованиями законов, иных правовых и нормативных актов, которые обязательны для выполнения условий такого государственного контракта.

3. Основными целями настоящего положения являются: повышение инвестиционной активности и привлечение средств отечественных и иностранных частных инвесторов для реализации Федеральной целевой Программы возрождения торгового флота России, повышение общеэкономической и коммерческой эффективности инвестиций в объекты всех видов собственности, повышение качества и сокращение сроков строительства объектов и сооружений портовых технологических перегрузочных комплексов.

4. Положение относится к конкурсному размещению средств инвесторов по инвестиционным проектам строительства портовых технологических перегрузочных комплексов и определяет функции Министерства транспорта России, взаимоотношения органов исполнительной власти с инвесторами, условия организации и проведения конкурса на заключение государственного контракта, права и обязанности организаторов и участников конкурса, основные требования к конкурсной документации и конкурсным предложениям участников, процедуру рассмотрения конкурсных предложений, оформление результатов конкурсов, а также порядок осуществления строительства и эксплуатации портовых технологических перегрузочных комплексов.

5. Положение обуславливает права государственного заказчика осуществлять надзор и контроль за ходом реализации инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность инвестора.

6. Финансирование строительства портовых технологических перегрузочных комплексов осуществляется за счет:

- средств федерального бюджета, предназначенных для реализации федеральной целевой Программы возрождения торгового флота России (в установленном порядке):

- средств целевых и внебюджетных фондов (в установленном порядке);

- средств Морских администраций портов;

- собственных или привлеченных средств отечественных и иностранных инвесторов в порядке, установленном настоящим Положением.

7. Объектами строительства технологического перегрузочного комплекса являются гидротехнические сооружения, причалы, склады, технологическое перегрузочное оборудование, железнодорожные и автомобильные подходы к портам и другие объекты.

2. Общие термины и определения

1. Порт - комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового плавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и оказания других услуг, обычно оказываемых в порту.

2. Портовый технологический перегрузочный комплекс (терминал) - ТПК - специализированный район в морском или речном порту, включающий территорию и совокупность технических средств: инженерных сооружений (причалов, складов и др.), подъемно-транспортного и иного оборудования, обеспечивающих условия для безопасного прохода, швартовки, стоянки морских и речных судов, погрузки и разгрузки грузов, а также обработки транспортных средств других видов транспорта.

3. Федеральная целевая программа (Программа) - Федеральная целевая программа "Возрождение торгового флота России на 1993-2000 годы", утвержденная постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 08.10.93 N 996 "О реализации первоочередных мер по возрождению торгового флота России".

4. Государственный заказчик - Министерство транспорта Российской Федерации, на которое постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 08.10.93 N 996 "О реализации первоочередных мер по возрождению торгового флота России" возложены функции Государственного заказчика.

5. Дирекция программы - Генеральная дирекция государственного заказчика по реализации Программы возрождения торгового флота России (ГДГЗ) - исполнительный орган Программы, наделенный функциями Государственного заказчика в части Программы, относящейся к морскому транспорту, в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.12.93 N 108 или иное лицо, которому была передана часть функций Государственного заказчика.

6. Директор программы - заместитель Министра транспорта Российской Федерации, уполномоченный приказом Министра транспорта осуществлять руководство федеральной целевой Программы.

7. Проект - комплекс мероприятий, направленных на решение некоторой задачи (проблемы) с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обуславливающими способ ее решения.

8. Порядок работы над проектом - последовательность действий Государственного заказчика, Дирекции программы, Инициатора проекта, Инвестора по осуществлению всего жизненного цикла проекта, регламентированная настоящим Положением и другими нормативными актами Государственного заказчика. Порядок работы над Проектом схематично изображен в Регламенте взаимодействия Государственного заказчика и Инвестора, являющегося приложением 1 настоящего Положения.

9. Жизненный цикл проекта состоит из последовательности пяти основных этапов: инициирующего, прединвестиционного, инвестиционного, эксплуатационного и завершающего этапа. В отдельных случаях возможны также этапы приостановки проекта или изменения проекта.

10. Реестр проектов - перечень имеющихся проектов, по которым потенциально возможно осуществление инвестиции, утвержденный Директором программы.

11. Паспорт проекта - лаконичный документ представительского назначения, описывающий основные характеристики проекта и дающий общее представление о проекте.

12. Инициатор проекта - любое физическое или юридическое лицо, выступившее с инициативой по созданию, модернизации или реконструкции портовых объектов и представившее Государственному заказчику необходимые обоснования.

13. Инвестор - юридическое (физическое) лицо, которое от своего имени или от имени других юридических (физических) лиц направляет собственные и/или заемные средства на строительство ТПК и выступает стороной Государственного контракта, заключаемого с Государственным заказчиком.

14. Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные и иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

15. Капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

16. Инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

17. Государственный контракт (контракт) - договор, заключаемый между Государственным заказчиком и Инвестором на строительство (реконструкцию, восстановление) ТПК, включающий, в том числе вопросы земельных отношений и финансирования строительства.

18. Оператор проекта (эксплуатант) - юридическое лицо, которому предстоит эксплуатировать ТПК после завершения строительства.

19. Договор о привлечении финансовых средств на строительство ТПК (инвестиционное соглашение) - договор, заключенный Инвестором с соблюдением норм гражданского законодательства с юридическими или физическими лицами о привлечении финансовых средств на строительство ТПК, осуществляемое в соответствии с Государственным контрактом.

20. Реестр государственных контрактов - последовательная текущая запись заключенных Государственных контрактов присвоением номера, осуществляемая Дирекцией программ.

21. Регистрация - ведение Государственным заказчиком реестра Государственных контрактов и Договоров о привлечении финансовых средств на строительство ТПК, в виде совершения учетной записи в реестре и присвоения регистрационного номера каждому Государственному контракту или Договору на привлечение финансовых средств, заверенное подписью ответственного сотрудника Дирекции программ, в установленный настоящим Положением срок с момента их заключения.

22. Конкурс - способ выявления Инвестора, обеспечивающий лучшие условия исполнения Государственного контракта по созданию ТПК.

23. Предмет (конкурса) - инвестиции, работы и услуги по созданию конкретного ТПК, на строительство которого проводится конкурс.

24. Организатор (конкурса) - лицо, которому Государственный заказчик передал часть своих функций по проведению конкурса.

25. Конкурсная комиссия - коллегиальный орган, формируемый на каждый конкурс для оценки и сопоставления Заявок и определения Победителя конкурса.

26. Претендент - лицо, решившее принять участие в конкурсе до момента регистрации Заявки.

27. Участник (конкурса) - претендент, приславший Заявку, подкрепленную документами, подтверждающими ее обеспечение, с момента регистрации данной заявки.

28. Конкурсная документация - комплект документов, содержащих исходную информацию о технических, коммерческих, организационных и иных характеристиках предмета конкурса, а также об условиях процедуры проведения конкурса.

29. Заявка на участие в конкурсе (заявка) - комплект документов составленных с учетом Конкурсной документации и содержащих предложение участника конкурса заключить Государственный контракт в отношении конкретного предмета конкурса, а также условия Контракта, предлагаемые Участником конкурса.

30. Календарный план - документ (или группа документов), включаемый в состав Контракта и определяющий продолжительность и последовательность работ в форме линейного календарного графика, календарного графика, сетевого графика, этапного графика или иной форме.

31. Подрядчик - физическое и юридическое лицо, которое выполняет работы по договору подряда, заключаемым с Инвестором в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

32. Победитель (конкурса) - Участник, чья Заявка признана выигравшей в соответствии с настоящим положением. Победитель имеет право на заключение Государственного контракта с Заказчиком на условиях, установленных поданной им Заявкой и Конкурсной документацией.

33. Проектировщик - проектная организация, имеющая государственную лицензию и выполняющая разработку проектной или рабочей документации по строительству ТПК на основании договора на выполнение проектных работ.

34. Оператор ТПК (эксплуатант) - лицо, осуществляющее эксплуатацию ТПК и предоставляющее погрузоразгрузочные работы на основании договоров с грузовладельцами.

35. Управляющая компания Проекта - организация, осуществляющая в рамках выполнения Программы поиск Инвесторов для строительства ТПК, ведение переговоров с целью обеспечения баланса интереса всех участником Проекта на основании договора с Государственным заказчиком, заключаемого в порядке соответствующем заключению Государственного контракта.

36. Обоснование инвестиций - группа документов, описывающих предполагаемый объем финансирования Проекта, общую сумму затрат, сроки строительства и достижения проектных мощностей, планируемую рентабельность и сроки окупаемости Проекта.

37. Проектная документация - комплект документов, необходимых для осуществления строительства, предусмотренных Инструкцией "О порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" (СНип 11-01-95), принятой и введенной в действие постановлением Минстроя России от 30.06.95 N 18-64.

3. Подготовительный этап строительства ТПК

     
     Образование Дирекции программ

1. Государственный заказчик для текущего (оперативного) управления процессом реализации Программы образует Дирекцию программы, функции которой включают в себя: подготовку и экспертизу проектов, планирование, регулирование, инспекцию, анализ хода реализации и координацию действий исполнителей Программы и другие функции, переданные Государственным заказчиком полностью или частично Дирекции Программы.

2. Для осуществления общего руководства реализации Программы Государственный заказчик назначает Директора программы.

3. Директор программы утверждает Реестр проектов, который ежегодно актуализируется Дирекцией программы с целью наиболее точного учета интересов Российской Федерации, изменений рыночной конъюнктуры и пожеланий Инициаторов проектов.

     Составление Паспортов проектов

4. Дирекция программы составляет Паспорта проектов, содержащие обобщенную информацию по основным характеристикам проектов и включающие в себя следующие сведения:

- наименование проекта;

- его местоположение;

- предназначение ТПК (номенклатура и объем обрабатываемых грузов);

- цели проекта (новое строительство, реконструкция, увеличение мощностей и др.);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»