Недействующий

     

Проект N 385399-4

Вносится депутатами
Государственной Думы


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон
"О собраниях, митингах, демонстрациях,
шествиях и пикетированиях"


Внести в Федеральный закон от 19 июня 2004 года N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (Собрание законодательства Российской Федерации. 2004, N 25, ст. 2485) следующие изменения:

1) в статье 5:

а) часть 2 дополнить пунктами 3 - 5 следующего содержания:

"3) лицо, осужденное за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющее на день подачи уведомления о проведении публичного мероприятия неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, а также лицо, подвергнутое административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если публичное мероприятие состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

4) лицо, которому в соответствии с частью первой статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ  "О противодействии экстремистской деятельности" Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем либо подчиненным ему соответствующим прокурором или его заместителем объявлено предостережение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, - в течение шести месяцев со дня объявления предостережения, если оно не было обжаловано в судебном порядке и признано судом незаконным;

5) политическая партия, иное общественное или религиозное объединение либо иная организация, которым в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненным ему соответствующим прокурором либо федеральным органом исполнительной власти в сфере юстиции или его соответствующим территориальным органом вынесено предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, - в течение шести месяцев по дня вынесения предупреждения, если оно не было обжаловано в судебном порядке и признано судом незаконным.";

б) часть 5 дополнить словами: ", а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом";

2) в статье 8:

а) в части 1 после слов "или иной угрозы безопасности" дополнить словами: "граждан, в том числе";

б) пункт 1 части 2 дополнить словами: ", а также к местам дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов";

3) статью 12 дополнить пунктами 3 и 4 следующего содержания:

"3. При наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, которые могут быть совершены в ходе проведения публичного мероприятия и повлечь за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству, проведение публичного мероприятия может быть отменено органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании принятого по его заявлению судебного решения, в котором установлен факт готовящихся противоправных действий. Отмена публичного мероприятия допускается не позднее дня, предшествующего дню его проведения.

4. В целях обеспечения прав и свобод граждан, обеспечения общественной и государственной безопасности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе запретить проведение на соответствующей территории публичных мероприятий в форме митингов, демонстраций, шествий и пикетирований во время проведения на этой территории выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления. Данный запрет может действовать в период, который начинается за две недели до дня голосования на выборах и оканчивается через две недели после дня голосования на этих выборах. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления может также принять решение о запрете проведения публичного мероприятия в указанных формах только в какие-либо (какой-либо) из дней в пределах этого периода.".

Президент
Российской Федерации
В.Путин

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон
"О собраниях, митингах, демонстрациях,
шествиях и пикетированиях"



Предлагаемые авторами поправки в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в целях обеспечения прав и свобод граждан Российской Федерации, а также обеспечения общественной и государственной безопасности вводят дополнительные требования к порядку организации и проведения публичных мероприятий в Российской Федерации.

Законопроектом предусматриваются следующие основные изменения. Статью 5 Федерального закона предлагается дополнить новыми пунктами 3 - 5, устанавливающими ограничения права лиц и общественных объединений быть организаторами публичных мероприятий. Ограничения касаются лиц, осужденных за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющих на день подачи уведомления о проведении публичного мероприятия неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления. Кроме этого, лица и общественные объединения, которым в соответствие с Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности" было объявлено соответственно предостережение или предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, в течение шести месяцев со дня объявления предостережения (предупреждения) не вправе выступать в качестве организаторов публичных мероприятий.

Поправки в статью 8 рассматриваемого Закона расширяют перечень мест, где проведение публичных мероприятий запрещено, поскольку там не может быть обеспечена безопасность граждан или эти места имеют специальный правовой режим. К ним предлагается отнести места дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и их органов.

Статью 12 предлагается дополнить пунктами 3 и 4. В пункте 3 предлагается при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, которые могут быть совершены в ходе проведения публичного мероприятия и повлечь за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, ввести институт отмены органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления проведения публичного мероприятия на основании принятого по его заявлению судебного решения, в котором установлен факт готовящихся противоправных действий.

В пункте 4 статьи 12 предлагается в целях обеспечения прав и свобод граждан, обеспечения общественной и государственной безопасности предоставить право органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в период за две недели до дня и две недели после дня голосования на выборах в органы государственной власти в Российской Федерации и органы местного самоуправления на территориях соответствующих уровню выборов запретить проведение публичных мероприятий в форме митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. Необходимо обратить внимание, что, во-первых, запрету подлежат не конкретные публичные мероприятия организованные какими-либо лицами или общественными объединениями, а сама возможность проведения таких форм публичных мероприятий как митинги, демонстрации, шествия и пикетирования любым организатором. Такой подход исключает возможность принятия органами публичной власти субъективных решений по отказу определенному лицу или определенному общественному объединению в проведении публичных мероприятий. Во-вторых, в данном случае под запрет не подпадают собрания, как наиболее распространенная форма публичных мероприятий.

Международные правовые акты в сфере защиты прав человека предусматривают ограничения в организации и проведении публичных мероприятий. "Конвенция о защите прав человека и основных свобод" в пункте 2 статьи 11 устанавливает возможность ограничений права на свободу собраний, когда это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступления, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Законодательством (в частности конституциями) многих иностранных государств предусматриваются ограничения при проведении публичных мероприятий. Как правило, ограничения вводятся по соображениям безопасности и поддержания общественного порядка. Такие ограничения имеются, в частности, в конституциях Италии, Германии, Дании, Латвии, Литвы, Эстонии и некоторых других государств.

Законопроект не предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, поэтому на него заключения Правительства Российской Федерации не требуется.

Законопроект внесен по вопросу, являющемуся предметом исключительного ведения Российской Федерации (п. "в" статьи 71 Конституции Российской Федерации).




Текст документа сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»