• Текст документа
  • Статус
Действующий

РЕКОМЕНДАЦИЯ N 1172 (1992 год)О ситуации с культурным наследием в Центральной и Восточной Европе

________________
О ситуации с культурным наследием в Центральной и Восточной Европе Прения Ассамблеи проходили 3 февраля 1992 года (19-я Сессия) (см.док. N 6538, доклад Комитета по культуре и образованию, докладчики: г-н Липес Хенарес и г-н Мюллер).

Текст принят Ассамблеей 3 февраля 1992 года (19-я сессия).


1. Ассамблея приветствует возможность впервые за весь период своего существования представить обзор Европейского культурного наследия в целом. Эта недавно достигнутая перспектива ведет к новым возможностям для всех вовлеченных стран для расширения своих горизонтов, обмена опытом и улучшения местной практики на взаимной основе.

2. Ассамблея, тем не менее, серьезно озабочена ситуацией с культурным наследием в Центральной и Восточной Европе. Она признает, что ситуация значительно варьируется от передовых методик охраны в таких странах, как Венгрия и Польша, до практически не поддающихся документированию районов восточных республик бывшего СССР.

Противозаконный оборот объектов искусства

3. Ассамблея с сожалением отмечает массовую тенденцию в Центральной и Восточной Европе к часто незаконной продаже движимых объектов искусства за устойчивую валюту, в частности, физическими лицами, которые, наводнив, рынок, лишают себя и свои страны неоценимых богатств за небольшую скорую прибыль.

4. В рамках Рекомендации N 1072 (1988 год) и в ожидании более детального изучения данного вопроса, Ассамблея рекомендует Комитету Министров убедить все заинтересованные страны Европы, включая страны, принимающие объекты, принять срочные меры для прекращения утечки национальных ресурсов.

Югославия

5. С не меньшей срочностью Ассамблея решительно против преднамеренного и систематического разрушения наследия в Хорватии войсками федерального правительства Югославии, в прямое нарушение Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаага, 1954 год), Европейской конвенции по культуре (Париж, 1954 год) и Конвенции об охране всемирного наследия (Париж, 1972 год), к которым Югославия присоединилась, соответственно, в 1956 году, 1987 году и 1975 году.

6. Ассамблея рекомендует Комитету Министров создать организацию, объединяющую соответствующих экспертов в области охраны, которые могли бы, с согласия Совета Министров Западноевропейского Союза и других заинтересованных сторон, вмешиваться непосредственно в охрану и восстановление культурного наследия, которому нанесен ущерб в Хорватии, когда позволят обстоятельства.

Архитектурное наследие

7. В целом Ассамблея обращает внимание, что само архитектурное наследие в Центральной и Восточной Европе, будучи необычайно богатым и варьируясь от крупных памятников до традиционной народной архитектуры деревень, подвержено большому риску уничтожения, разрушения или потери привлекательности, вследствие отсутствия соответствующего законодательства и его внедрения, а также нехватки ресурсов для его сохранения и ремонта.

8. Во многих странах значительный опыт в области охраны накоплен государственными властями. Существует реальная угроза того, что этот опыт может быть утерян при замене на более дешевые технологии, предлагаемые частным сектором.

9. Ассамблея четко осознает трудности, с которыми сталкиваются соответствующие администрации. После ухода тоталитарного правительства для охраны культурного наследия должны быть разработаны новая структура и политика, и, в частности, новые союзы, основанные на внутриправительственном уровне (между центральными и местными властями), с широкой общественностью, а также с возникающим частным сектором. Источники недостаточны и не могут быть использованы для установления соответствующего приоритета для мер по охране.

10. Вместе с тем, что следует сделать немедленно, так это стремиться обеспечить пути интеграции охраны в общую политику планирования и социальных реформ и создать практический список приоритетов при охране. Законодательство об охране является приоритетной задачей и должно быть в срочном порядке введено в действие.

11. Следует обратить особое внимание на то, чтобы законодательство быстро заполняло пробелы в отношении собственности и ответственности, которая эта собственность может повлечь в случае культурных ценностей.

12. Должны неукоснительно соблюдаться принципы комплексной охраны на всех уровнях планирования, а также в финансовой экономической и социальной политике и в распространении понятия общей, но разграниченной, ответственности, включающей общественное управление на местном и национальном уровнях и распространяющейся на отдельных членов общества.

13. Принципы охраны разработаны международными организациями, включая Совет Европы. Они были вновь недавно объявлены в заключительных документах краковского симпозиума по культурному наследию.

14. Ассамблея рекомендует Комитету Министров:

i. обращать особое внимание на обмен опытом, приобретенным Советом Европы и странами-участниками в Западной Европе с органами, ответственными за культурное наследие в Центральной и Восточной Европе; ошибки, сделанные на Западе, не должны повториться, а опыт, традиции и культурное наследие, существующие на Востоке, не должны быть потеряны;

ii. проводить систематический анализ положения культурного наследия в этих странах и консультировать их при определении приоритетных областей деятельности;

iii. предупреждать правительства Центральной и Восточной Европы о невосполнимом ущербе культурному наследию, вызванном неконтролируемым планированием, развитием и туризмом, если не принимать во внимание вопросы охраны;

iv. призвать те же правительства, которые в настоящее время занимаются большей частью реформированием своего законодательства, обеспечивать одновременную подготовку и включение вопросов охраны в должным образом интегрированное законодательство;

v. призвать правительства к поощрению частных инициатив в области охраны, в частности, путем создания компаний, специализирующихся на восстановлении, и официального признания неправительственных организаций, занимающихся охраной;

vi. поощрять распространение бесплатной информации и все формы сотрудничества, как Советом Европы в виде формулирования политики, законодательства или технической помощи, Европейским Сообществом в виде прямых субсидий для охранных проектов, так и путем двусторонних контактов с правительствами участников, породненными городами или неправительственными организациями.

Пан-европейская кампания

15. Для того чтобы дать новый, более сильный толчок охране культурного наследия в Европе в целом, и как знак солидарности с Центральной и Восточной Европой, Ассамблея также рекомендует Комитету Министров запустить, по возможности в 1999 году и на условиях, сходных с кампанией 1975 года, общеевропейскую кампанию по охране культурного наследия. Данная кампания должна охватывать все объекты культуры, включая произведения искусства, здания и памятники. Ассамблея, Постоянная конференция местных и региональных властей Европы и неправительственные организации (в частности, Europa Nostra) должны быть связаны с организацией кампании.


Текст документа сверен по:

Сборник правовых актов Совета Европы
о сохранении культурного наследия, часть 2
Екатеринбург, 2003 год

О ситуации с культурным наследием в Центральной и Восточной Европе

Название документа: О ситуации с культурным наследием в Центральной и Восточной Европе

Номер документа: 1172(1992)

Вид документа: Рекомендация Парламентской Ассамблеи Совета Европы

Принявший орган: Парламентская Ассамблея Совета Европы

Статус: Действующий

Опубликован: Сборник правовых актов Совета Европы о сохранении культурного наследия, часть 2 - Екатеринбург, 2003 год
Дата принятия: 03 февраля 1992

Дата начала действия: 03 февраля 1992
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах