РЕКОМЕНДАЦИЯ N 1283 (1996 год)

________________

Дебаты Ассамблеи 22 января 1996 года (1-е заседание) (см.док. N 7446, доклад Комитета по культуре и образованию, докладчик: г-н де Пуиг).

Текст принят Ассамблеей 22 января 1996 года (1-е заседание).

Об истории и изучении истории в Европе



1. Народ имеет право на свое прошлое, так же как право на отказ от прошлого. История является одним из нескольких путей восстановления этого прошлого и создания культурной индивидуальности. Она также является путем к постижению опыта и богатства прошлого, а также других культур. Это дисциплина, занимающаяся развитием критического подхода к информации и контролируемого воображения.

2. История также играет ключевую политическую роль в современной Европе. Она может привести к большему пониманию, терпимости и доверию между людьми и народами Европы, либо стать источником раскола, насилия и нетерпимости.

3. Знание истории является важным общественным навыком. Без нее люди более подвержены политической и иной манипуляции.

4. Для большинства молодых людей история начинается в школе. Это не должно быть просто заучивание наизусть случайных исторических фактов; необходимо начать с введения о том, как появилась историческая наука, вопроса развития критического подхода и развития демократического, толерантного и ответственного отношения общества.

5. Школы не являются единственным источником исторической информации и общественного мнения. В числе других источников можно назвать средства массовой информации, фильмы, литературу и туризм. Влияние также оказывают семья, общественные движения, местные и национальные сообщества, а также религиозные и политические круги.

6. Новые технологии связи (CD-I, CD-ROM, Интернет, виртуальная реальность, и т.д.) постепенно увеличивают сферу и влияние исторической науки.

7. Можно выделить несколько форм истории: традиции, памятники и аналитическая история. Факты в каждой из них отбираются на основании различных критериев. И эти различные формы истории играют различную роль.

8. Политики по-своему интерпретируют историю, а некоторые пытаются подтасовывать ее. Практически все политические системы использовали историю для подтверждения своих выводов и предлагали свои версии исторических фактов и свое определение негативных и позитивных моментов истории.

9. Историки, даже если их постоянной целью можно назвать стремление к максимальной объективности, также прекрасно осведомлены о существенной субъективности истории и о различных способах ее реконструкции и интерпретации.

10. Граждане имеют право на изучение действительной истории. Государство должно гарантировать это право и стимулировать приемлемый научный подход, без религиозной или политической предвзятости, во всех изучаемых областях.

11. Преподаватели и научные работники должны тесно сотрудничать для обеспечения постоянного совершенствования и обновления содержания преподавания истории. Необходимо, чтобы история была современна.

12. Необходимо сохранять связь между занятыми в любой области истории, будь то школьный класс, телестудия или университетская библиотека.

13. Особое внимание необходимо уделить проблемам в Центральной и Восточной Европе, которые до настоящего времени страдают от подтасовки исторических фактов и в некоторых случаях остаются подвержены политической цензуре.

14. Ассамблея рекомендует Комитету Министров способствовать преподаванию истории в Европе, принимая во внимание следующие предложения:

i. Знание истории должно быть существенной частью образования всех молодых людей. Преподавание истории должно позволить учащимся приобрести навыки критического осмысления для эффективного и ответственного анализа и интерпретации информации, понимания сложности вопросов и признания культурного разнообразия. Необходимо определить стереотипы и другие искажения, основанные на национальных, расовых, религиозных и других предрассудках;

ii. предмет преподавания истории должен быть предельно открыт. Он должен включать все аспекты жизни общества (социальную и культурную, а также политическую историю). Необходимо уделить должное внимание роли женщин. Местную и национальную (но не националистическую) историю необходимо преподавать так же, как и историю меньшинств. Противоречивые, яркие и трагические события необходимо уравновесить позитивными взаимозависимостями;

iii. в программы курсов должна быть включена история всей Европы, история основных политических и экономических событий, а также философских и культурных движений, формирующих уникальность Европы;

iv. школы должны признать различные пути рассмотрения одного предмета в различных странах, этот вопрос может быть изучен на основе межшкольного обмена;

v. необходимо оказывать поддержку Институту Георга Эккерта по международным исследованиям учебников, следует обратиться к Министерствам образования и образовательным издательствам в государствах-членах с просьбой обеспечить обновление коллекции учебников института;

vi. необходимо комбинировать различные формы изучения истории (учебники, телевидение, исследования, посещение музеев и т.д.), без оказания особого предпочтения какой-либо из них. Необходимо всесторонне интегрировать новые информационные технологии. Необходимо гарантировать приемлемые образовательные (и академические) стандарты для используемого материала;

vii. необходимо способствовать большему взаимодействию между школой и влияниями извне для понимания истории молодежью, например музеями (и, в частности, историческими музеями), культурными маршрутами и туризмом в целом;

viii.необходимо поддерживать инновационные подходы, а также продолжать обучение без отрыва от производства, особенно новым технологиям. Необходимо стимулировать взаимодействие преподавателей истории. История должна быть приоритетным предметом для курсов повышения квалификации европейских преподавателей, организуемых в рамках программы профессионального обучения для преподавателей Совета по культурному сотрудничеству;

ix. необходимо стимулировать сотрудничество между преподавателями и историками, например, с помощью нового проекта по изучению и преподаванию истории Европы XX века Комитета по образованию Совета по культурному сотрудничеству;

х. необходимо предоставлять государственную поддержку созданию независимых национальных ассоциаций преподавателей истории. Необходимо способствовать их активному участию в европейской ассоциации преподавателей истории Евроклио;

xi. для преподавания истории необходимо, в сотрудничестве с преподавателями истории, разработать кодекс добросовестной практики, а также европейскую хартию по их защите от политического манипулирования.

15. Ассамблея поддерживает свободу академических исследований, но ожидает также профессиональной ответственности, как это происходит в близкой области средств массовой информации. Ассамблея, таким образом, рекомендует Комитету Министров:

i. просить правительства обеспечить продолжительную финансовую поддержку исторических исследований и работы двусторонних и многосторонних комиссий по новейшей истории;

ii. стимулировать сотрудничество между историками для содействия развитию более открытого и толерантного отношения в Европе, принимая во внимание различные мнения и опыт;

iii. гарантировать охрану права историков на свободу выражения.

16. Необходимо содействовать общеевропейскому сотрудничеству в области истории. Ассамблея рекомендует Комитету Министров:

i. исследовать общие элементы истории различных народов Европы, которые, при их принятии всеми членами, могут быть включены во все европейские учебники истории;

ii. рассмотреть возможность создания в государствах-членах интерактивной исторической библиотеки;

iii. стимулировать создание государствами-членами национальных исторических музеев подобно немецкой "Палате истории" в Бонне;

iv. содействовать двусторонним и многосторонним проектам по истории и преподаванию истории и, в частности, региональным проектам сотрудничества между соседними странами.


Текст документа сверен по:

Сборник правовых актов Совета Европы

о сохранении культурного наследия, часть 2 -

Екатеринбург, 2003 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»