• Текст документа
  • Статус

Проект N 288967-4


Принят Государственной Думой
6 декабря 2006 года



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации
и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

Статья 1


Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N 22, ст. 2332; N 26, ст. 3012; 1999, N 7, ст. 873; 2001, N 26, ст. 2587; 2002, N 19, ст. 1793; N 44, ст. 4298; 2003, N 50, ст. 4848; 2004, N 30, ст. 3091, 3092; 2006, N 31, ст. 3452) следующие изменения:

1) в статье 158:

а) часть третью изложить в следующей редакции:

"3. Кража, совершенная:

а) с незаконным проникновением в жилище;

б) из нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода;

в) в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.";

б) абзац второй пункта 3 примечаний изложить в следующей редакции:

"Под хранилищем в статьях настоящей главы понимаются хозяйственные помещения, обособленные от жилых построек, участки территории, трубопроводы, иные сооружения независимо от форм собственности, которые предназначены для постоянного или временного хранения материальных ценностей.";

2) пункт "б" части второй статьи 175 изложить в следующей редакции:

"б) в отношении нефти и продуктов ее переработки, автомобиля или иного имущества в крупном размере, -";

3) дополнить статьей 215_3 следующего содержания:



"Статья 215_3.Приведение в негодность нефтепроводов,
 нефтепродуктопроводов и газопроводов

1. Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, газопроводов, а также технологически связанных с ними объектов, сооружений, средств связи, автоматики, сигнализации, которые повлекли или могли повлечь нарушение их нормальной работы и были совершены из корыстных или хулиганских побуждений, -

наказываются штрафом в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в отношении магистральных трубопроводов, -

наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет.".

Статья 2


Пункт 3 части второй статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; N 30, ст. 3020, 3029; N 44, ст. 4298; 2003, N 27, ст. 2700, 2706; N 50, ст. 4847; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 1, ст. 13; 2006, N 28, ст. 2975, 2976; N 31, ст. 3452) после цифр "215_2," дополнить цифрами "215_3,".

Президент
Российской Федерации
В.Путин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"

В условиях сохранения угрозы терроризма, активной деятельности организованных преступных групп, высокого уровня общеуголовной преступности особую актуальность приобретает задача обеспечения безопасности магистральных трубопроводов, транспортирующих нефть, нефтепродукты, газ и другую продукцию. Анализ криминальной ситуации в этой сфере свидетельствует о необходимости реализовать комплекс дополнительных мер, прежде всего, законодательного характера, направленных на усиление защищенности нефтепроводов, нефтепродуктопроводов от преступных посягательств.

В настоящее время наибольшую опасность представляют получившие распространение хищения нефти и нефтепродуктов с помощью несанкционированные врезок в трубопроводы, а также из вдоль трассовых технологических устройств. За большинством преступлений этой категории стоят организованные преступные формирования, располагающие разветвленными коррупционными связями, группами охранения, высококлассными специалистами по изготовлению врезок, автотранспортом, приспособленным для перевозки нефти, а также устойчивыми каналами сбыта похищенной нефти.

В результате расхищаются значительные объемы сырьевых и топливных ресурсов стратегического назначения, что подрывает экономическую безопасность государства, наносит существенный ущерб нефтяным и трубопроводным компаниям. Кроме того, каждое из подобных преступлений многократно повышает опасность либо становится непосредственной причиной аварий и взрывов, сопровождаемых гибелью людей, загрязнением окружающей среды с тяжелейшими последствиями для окружающей среды.

Например, действия преступников, изготовивших в Самарской области на 238,9 км магистрального нефтепровода "Альметьевск-Куйбышев" врезку, стали причиной произошедшего 12.10.04 г. разлива нефти и загрязнения р. Падовка на протяжении 3 км вниз по течению, что причинило ущерб в размере 3 млн. 100 тыс. рублей. В апреле прошлого года в Самарской области изготовление криминальной врезки на 93,4 км магистрального нефтепровода "Куйбышев-Лисичанск" привело к разливу 86 тонн нефти, а понесенный ущерб, основную часть которого составили расходы на устранение загрязнения почвы, достиг 2 млн. рублей. В сентябре 2004 г. в Краснодарском крае на 157,7 км магистрального нефтепровода "Тихорецк-Туапсе" проезжавшей автомашиной был поврежден отвод от несанкционированной врезки, что привело к выходу нефти и загрязнению почвы на площади 2,5 тыс. кв. метров, а затраты на восстановительные работы, в т.ч. строительство временной земляной дамбы, сбор и утилизацию разлитой нефти и замазученного грунта, составили 2,5 млн. рублей.

Направленность умысла преступников преимущественно на хищение нефти либо продуктов ее переработки не исключает ошибочных врезок в газопроводы, которые нередко расположены на незначительном расстоянии от нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. В подобных случаях вероятность взрыва многократно возрастает, что может привести к крупномасштабной аварии на всех трубопроводах, расположенных в непосредственной близости от места преступления.

Аналогичные по тяжести последствия могут стать итогом повреждений линий электропередач, устройств дистанционного управления запорной арматурой, установок электрохимической защиты, средств связи, автоматики и сигнализации, другого оборудования трубопроводов при кражах кабеля, проводов, деталей и компонентов вдоль трассовых сооружений. В частности, нарушение электроснабжения в результате кражи проводов не позволит своевременно включить задвижку и остановить перекачку нефти в случае повреждения трубопровода, что неминуемо приведет к разливу нефти и причинению значительного ущерба окружающей среде.

Отмечается не только повышение активности криминальных группировок, занимающихся хищениями нефти из магистральных трубопроводов, но и нарастание дерзости преступных действий. При проведении охранных мероприятий на линейной части магистральных трубопроводов сотрудники служб безопасности дочерних обществ компании регулярно сталкиваются с открытым, в том числе вооруженным противодействием криминальных структур. Участились попытки их представителей путем шантажа и угроз склонить сотрудников служб безопасности к соучастию в кражах нефти либо отказу от активных действий по пресечению этих преступлений. Зафиксированы случаи, когда преступники, пытаясь избежать задержания, направляли используемый ими для перевозки похищенной нефти автотранспорт на охранников, создавая реальную угрозу их жизни и здоровью, либо блокировали автотранспорт охранников своими автомашинами.

Представляется, что в условиях сохранения высоких внешних и внутренних цен на сырую нефть и продукты ее переработки, масштабы криминального нефтяного бизнеса, а, следовательно, количество попыток хищений нефти из магистральных нефтепроводов будут увеличиваться.

Вместе с тем действующее уголовное законодательство не содержит норм, адекватных высокой степени общественной опасности преступлений и других противоправных деяний, совершаемых на объектах нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. Более того, изменения, внесенные в Уголовный кодекс Российской Федерации Федеральным законом N 133-ФЗ от 31.10.2002 г., отнесли кражи транспортируемой продукции из трубопроводов к категории преступлений средней тяжести и приравняли их к "карманным" кражам.

Отсутствуют действенные уголовно-правовые средства борьбы с грубыми нарушениями лицензионных требований и условий при хранении и переработке нефти и нефтепродуктов, хотя подобные противоправные действия являются неотъемлемой составляющей деятельности организованных преступных групп, специализирующихся на хищениях и незаконном обороте углеводородного сырья.

При этом привлечь участников подобных действий к уголовной ответственности, например, по статье 171 Уголовного кодекса Российской Федерации (незаконное предпринимательство) крайне затруднительно, поскольку в большинстве случаев операции с добытыми преступным путем нефтью и нефтепродуктами осуществляются ими наряду с легальной коммерческой деятельностью, кроме того, не всегда представляется возможным установить и доказать предусмотренные диспозицией этой статьи размеры извлеченного дохода.

Предлагаемые изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации призваны повысить уровень безопасности функционирования трубопроводного транспорта, устранить дисбаланс в оценке степени общественной опасности преступных посягательств на объекты нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, предоставить правоохранительным органам эффективные правовые инструменты для предупреждения и пресечения этих преступлений.


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс
 Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
,
 вносимый депутатами Государственной Думы В.Г.Драгановым,
В.С.Катренко, П.В.Крашенинниковым, В.А.Пехтиным.



В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

Законопроектом предлагается ужесточить ответственность за кражи из магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, а также предусматривается установить ответственность за повреждение магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов и незаконный оборот нефти, газа и продуктов их переработки.

Внесение изменения в часть третью статьи 158 (Кража) Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК) вне зависимости от стоимости похищенного представляется нецелесообразным. Кроме того, в настоящее время квалификация хищения из магистральных трубопроводов осуществляется по пункту "б" части второй указанной статьи, предусматривающему в качестве квалифицирующего признака "незаконное проникновение в помещение либо иное хранилище".

Предлагаемое законопроектом исключение магистральных трубопроводов из понятия "хранилище" нарушит единую систему конструирования составов хищений в уголовном законодательстве и снизит уровень уголовной ответственности за открытое хищение из магистральных трубопроводов. Так, оставление неизменным состава статьи 161 (Грабеж) УК приведет к тому, что совершение кражи из магистральных трубопроводов становится более опасным преступлением, чем совершение открытого хищения.

Предложение о выделении в отдельную норму состава преступления, предусматривающего уголовную ответственность за повреждение нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов (статья 167_1 УК), требует дополнительной аргументации, в том числе подтверждения статистическими данными. Кроме того, введение в УК указанной статьи создаст коллизию с уже имеющимися нормами - статьями 167 (Умышленное уничтожение или повреждение имущества), 215_2 (Приведение в негодность объектов жизнеобеспечения) УК.

Кроме того, преступления, связанные с повреждением нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, будут квалифицироваться по статьям 167, 215_2УК. В том случае, если повреждение магистрального трубопровода связано с нарушением правил безопасности при его строительстве, эксплуатации или ремонте, и повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, то содеянное подлежит квалификации по статье 269 (Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов) УК.

Предложение дополнить УК статьей 171_2, устанавливающей ответственность за хранение и переработку нефти, газа и продуктов их переработки, осуществляемое без специального разрешения (лицензии), не учитывает, что Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" не предусматривает лицензирование таких видов деятельности.

Представляется нецелесообразным отнесение к преступлениям средней тяжести по части второй статьи 175 (Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем) УК действий по приобретению или сбыту имущества, заведомо добытого преступным путем, в отношении нефти или нефтепродуктов без учета стоимости данного имущества.

Следует отметить, что позиция Правительства Российской Федерации в отношении предложений, касающихся внесения изменений в статьи 158, 175 УК и дополнения УК статьей 167_1, нашла отражение в официальном отзыве Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. N 4048п-П4.

С учетом изложенного представленный законопроект Правительством Российской Федерации не поддерживается.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
А.Жуков




Текст документа сверен по:
рассылка

О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

Название документа: О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

Номер документа: 288967-4

Вид документа: Проект Федерального закона

Принявший орган: Государственная Дума

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 30 декабря 2006

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах