• Текст документа
  • Статус
Неактуальный

Российский налоговый курьер, N 11, 2006 год
Б.Р.Форосский,
эксперт журнала "Российский налоговый курьер"



Выездные проверки, проводимые налоговыми органами, - событие, привычное для бухгалтера. Но появление на пороге фирмы сотрудников милиции порой приводит в замешательство даже опытного руководителя. Когда организацию проверяют вместе с налоговиками представители органов внутренних дел? Какими полномочиями они обладают?

Полномочия органов внутренних дел в сфере борьбы с экономическими преступлениями раскрыты в статье 11 Закона РФ от 18.04.91 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон о милиции). В частности, сотрудники МВД России вправе участвовать в выездных налоговых проверках по запросу налоговых органов, а также получать сведения, составляющие налоговую тайну*. Кроме того, милиция может проверить любую фирму, если заподозрит, что в ее деятельности есть признаки уголовного преступления, связанного с нарушением налогового законодательства или законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.
_______________
* Перечень должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, утвержден приказом МВД России от 26.12.2003 N 1033. - Примеч. ред.

Участие милиции в выездной налоговой проверке


Право органов внутренних дел на участие в выездных налоговых проверках прописано и в статье 36 НК РФ. Речь идет о том, что к проверяющим из налоговой инспекции могут присоединиться сотрудники милиции. Причем это должно быть обязательно указано в постановлении о назначении проверки.

Порядок взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов детально описан в инструкции, приведенной в приложении N 1 к совместному приказу МВД России и МНС России от 22.01.2004 N 76/АС-3-06/37 (далее - инструкция N 1). Основанием для участия милиции является запрос налоговой службы.

Так, в соответствии с данным приказом запрос налогового органа об участии сотрудников милиции может быть направлен при следующих условиях:

1) наличии у налогового органа сведений о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах и необходимости проверки этой информации с участием ревизоров и (или) сотрудников оперативных подразделений;

2) назначении выездной (повторной выездной) налоговой проверки по материалам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленным органом внутренних дел в налоговый орган согласно пункту 2 статьи 36 НК РФ;

3) необходимости привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов для проведения конкретных действий по осуществлению налогового контроля;

4) необходимости содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечении мер безопасности для защиты их жизни и здоровья.

Причем налоговый орган может направить запрос в милицию как перед началом выездной налоговой проверки, так и в процессе ее проведения. Об этом говорится в пункте 9 инструкции N 1.

Орган внутренних дел обязан передать в налоговый орган информацию о сотрудниках, назначенных для участия в выездной налоговой проверке, или направить мотивированный отказ от участия в ней не позднее пяти дней со дня поступления запроса. Основания для отказа приведены в пункте 10 инструкции N 1.

Перед началом проверки сотрудники налогового органа и милиции проводят совещание. Они вырабатывают основные направления предстоящей проверки и составляют аналитическую схему выявления нарушений налогового законодательства, по которым имеется информация. При воспрепятствовании законной деятельности контролеров во время проверки сотрудники милиции вправе принять меры по пресечению противоправных действий. Разумеется, речь идет о мерах, которые предусмотрены действующим законодательством.

Акт выездной налоговой проверки подписывают все участвовавшие в ней должностные лица налогового органа и милиции, а также руководитель или представитель проверяемой организации. Сотрудники милиции, привлеченные в качестве специалистов или для обеспечения безопасности, акт не подписывают.

Если по содержанию акта между проверяющими есть разногласия, окончательное решение принимает руководитель проверяющей группы. Члены группы вправе изложить свое мнение по спорному вопросу в заключении, приобщаемом к материалам проверки, которые остаются в налоговом органе и органе внутренних дел.

Акт составляется в трех экземплярах. Один экземпляр остается у налогового органа, второй - у проверяемого лица, а третий направляется в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.

Передача в милицию материалов, полученных налоговиками при проверке


В ходе налоговой проверки могут быть выявлены обстоятельства, предполагающие налоговое правонарушение, содержащее признаки преступления*. Пунктом 2 статьи 10 НК РФ установлено, что производство по таким делам ведется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом. Подробнее об уголовной ответственности за налоговые преступления см. в таблице на с. 70.
______________
* Речь идет о статьях 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса. - Примеч. ред.


Инструкция о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, приведена в приложении N 3 к упомянутому выше совместному приказу МВД России и МНС России от 22.01.2004 N 76/АС-3-06/37. Она предписывает, что налоговики обязаны в 10-дневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в орган внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Датой выявления таких обстоятельств является день, когда руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вынес решение о привлечении (об отказе в привлечении) организации к налоговой ответственности.

Налоговый орган имеет право предварительно ознакомить сотрудников милиции с полученными материалами. Руководитель налогового органа (его заместитель) направляет в милицию письменный запрос о выделении сотрудника для такого ознакомления. Запрос направляется до того, как налогоплательщику будет официально вручен акт выездной налоговой проверки либо решение о привлечении (об отказе в привлечении) его к налоговой ответственности.

Начальник органа внутренних дел обязан выделить такого сотрудника в трехдневный срок. По результатам предварительного ознакомления с материалами сотрудник милиции дает рекомендации налоговикам о том, какие неотложные действия надо осуществить, чтобы установить и закрепить доказательственную базу.

Если по результатам проверки материалов, которые поступили из налоговых органов, обнаружены признаки преступления, орган внутренних дел принимает по ним процессуальное решение согласно статьям 144 и 145 Уголовно-процессуального кодекса.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

Примеры

аналогичных документов, доступных с полным текстом:

Проверка фирмы с участием сотрудников милиции

Название документа: Проверка фирмы с участием сотрудников милиции

Вид документа: Комментарий, разъяснение, статья

Статус: Неактуальный

Опубликован: Российский налоговый курьер, N 11, 2006 год
Дата принятия: 02 июня 2006

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах