Недействующий

     

Проект N233710-4*
_____________________________
* Согласно паспорту проекта,
проект внесен на рассмотрение
Государственной Думы. -
Примечание "КОДЕКС".


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

Статья 1


Внести в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 1, ст. 18; N 53, ст. 5015; 2002, N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3027; 2003, N 28, ст. 2886; 2004, N 27, ст. 2711; N 34, ст. 3517; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377) следующие изменения:

1) в абзаце третьем пункта 4 статьи 158 слова "15,25 процента" заменить словами "11,5 процента";

2) в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 после слова "товаров" дополнить словами "(за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, угля и другого сырья)";

3) в пункте 3 статьи 164 слова "по налоговой ставке 18 процентов" заменить словами "по налоговой ставке 13 процентов";

4) в абзаце втором пункта 9 статьи 165 слова "18 процентов" заменить словами "13 процентов".

     

     

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в главу 21
части второй Налогового кодекса Российской Федерации"


Представленный законопроект направлен на дальнейшее совершенствование налогового законодательства в части применения косвенного налогообложения и предусматривает снижение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 1 января 2006 года с 18 до 13 процентов, одновременно с отменой действующего с начала 2005 года применения нулевой ставки налога по нефти, включая стабильный газовый конденсат, природному газу, углю и другому сырью, вывозимых с территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта.

Позитивные тенденции снижения ставки налога на добавленную стоимость с 1 января 2004 года (с 20 до 18 %) в значительной степени определили темпы роста ВВП в 2004 году.

Однако в начале текущего года проявилась тенденция к замедлению экономического роста. ВВП увеличился в январе-апреле к уровню соответствующего периода 2004 г., по оценке Минэкономразвития, на 5.3% (в январе-апреле 2004 г. - на 7.3%). Расчеты динамики ВВП с исключением сезонного и календарного факторов показывают резкое (вдвое) снижение среднемесячных темпов роста в текущем году. Замедление экономического роста в текущем году вызвано в основном приостановкой инвестиционной активности.

Одной из основных причин, влияющих на снижение объема инвестиций, прежде всего в перерабатывающую промышленность, является недостаток оборотных средств в экономике Российской Федерации, вследствие остающегося достаточно высоким удельного веса НДС в себестоимости производимой на территории Российской Федерации продукции (товаров, работ и услуг).

В среднем по промышленности в структуре цены единицы продукции от 45 до 65 процентов составляет стоимость сырья, материалов, энергоресурсов, работ (услуг). По этой части себестоимости имеется входящий НДС, который подлежит возмещению. При этом от 35 до 55 процентов в цене продукции составляют собственные расходы и плановая прибыль предприятий, по которым нет входящего НДС, в том числе: до 5 процентов - амортизационные отчисления, до 20 процентов - затраты на оплату труда и начисления и от 10 до 30 процентов - уровень рентабельности производства.

Следовательно, снижение ставки налога на добавленную стоимость, начиная с 1 января 2006 года, будет способствовать устойчивости роста объемов ВВП за счет оживления экономики Российской Федерации, повышения рентабельности производства, заработной платы и уровня жизни населения.

Для компенсации возникающих вследствие этого выпадающих доходов федерального бюджета предлагается вернуться к действовавшему до 1 января текущего года порядку обложения НДС экспортируемого сырья.

В настоящее время согласно статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов облагаются все товары, вывозимые в таможенном режиме экспорта.

Применение нулевой ставки налогообложения является налоговым механизмом Российской Федерации, который стимулирует экспорт. Указанное фактически означает, что по операциям, облагаемым по нулевой ставке, как и по операциям, освобождаемым от налогообложения, НДС не уплачивается. При этом по операциям, облагаемым по нулевой ставке, формируется налоговая база и суммы (входящего) НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), подлежат возмещению из бюджетной системы.

По оценке Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, экспорт топливно-энергетических ресурсов в стоимостном выражении вырос в I квартале 2005 г. на 42,8%, а их доля в общем объеме экспорта России составила 61,4%. (увеличение на 3.5 процентного пункта по сравнению с I кварталом 2004 г.). При этом рост экспорта нефти и природного газа произошел не за счет увеличения физических объемов поставок, а главным образом за счет роста цен на 41,2%.

Таким образом, высокие нефтяные цены, с одной стороны, дают экономике дополнительные сверхдоходы, позволяют наращивать профицит бюджета и Стабилизационный фонд, но, с другой стороны, их вклад в повышение темпов роста производства в натуральном выражении приблизился к нулю, а с учетом инфляционного фактора, стал отрицательным.

Основной причиной этого является то, что применение нулевой ставки по НДС фактически стимулирует прежде всего экспорт сырья и природных ресурсов в ущерб экспорту готовой продукции.

Учитывая, что Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации приоритетными направлениями развития экономики Российской Федерации определены наращивание темпов производства и переработки продукции на территории России, сокращение объемов экспортных поставок сырьевых природных ресурсов Российской Федерации, возникает необходимость изменения налогового законодательства как основного инструмента регулирования экономических процессов и макроэкономических показателей.

В связи с этим реализацию на экспорт основных природных ресурсов Российской Федерации предлагается облагать налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 13 процентов.

Предлагаемые изменения в налоговом законодательстве Российской Федерации позволят:

способствовать увеличению темпов роста объемов ВВП, заработной платы и уровня жизни населения за счет снижения себестоимости производимой на территории Российской Федерации продукции (товаров, работ и услуг);

стимулировать развитие промышленного производства на территории Российской Федерации путем создания условий, при которых более выгодным в плане налогообложения становится экспорт не сырья, а готовой продукции;

мобилизовать сверхдоходы организаций, осуществляющих добычу и реализацию природных ресурсов, в доходы федерального бюджета.


Председатель Алтайского краевого
Совета народных депутатов А.Г. Назарчук

На N 1964/01-09 от 8 июля 2005 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации"
, вносимый в Государственную
 Думу Алтайским краевым Советом народных депутатов


В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.

Законопроектом предусматривается снизить размер основной ставки налога на добавленную стоимость с 18 до 13 процентов с одновременной отменой нулевой ставки налога на добавленную стоимость, применяемой в отношении нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, угля и другого сырья, вывозимых с территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта.

В целях сокращения налоговой нагрузки Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" реализован комплекс мер по совершенствованию действующего порядка применения налога на добавленную стоимость.

Указанным Федеральным законом предусмотрено, что наряду с переходом на уплату налога по методу начисления, вычеты налога по материальным ресурсам, приобретаемым налогоплательщиками, с 1 января 2006 г. будут производиться независимо от факта оплаты этих ресурсов их поставщикам. Кроме того, вводится общеустановленный порядок вычета налога на добавленную стоимость, уплаченного строительным организациям, производящим подрядные работы, а также по товарам (работам, услугам), приобретаемым для работ капитального характера.

Что касается отмены нулевой ставки налога, то согласно международной практики применения налога на добавленную стоимость ставка этого налога в размере 0 процентов позволяет избежать двойного налогообложения экспортируемых товаров в стране-экспортере и стране-импортере и обеспечивает конкурентоспособность экспортируемых товаров на международном рынке.

Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
А.Жуков


Текст документа сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»