МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 8 июля 2006 года N 3604-ВС


методических рекомендациях по организации выполнения государственного задания по оказанию высокотехнологичных видов медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских учреждениях, подведомственных Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, Федеральному медико-биологическому агентству, Российской академии медицинских наук]

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации направляет для сведения и дальнейшего использования в работе методические рекомендации по организации выполнения государственного задания по оказанию высокотехнологичных видов медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских учреждениях, подведомственных Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, Федеральному медико-биологическому агентству, Российской академии медицинских наук.

В.И.Стародубов

     

     

Приложение

     
УТВЕРЖДАЮ
заместитель
Министра здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
В.И.Стародубов
от 8 июля 2006 года N 3604-ВС

     

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации выполнения государственного задания по оказанию
высокотехнологичных видов медицинской помощи гражданам Российской
Федерации за счет средств федерального бюджета в федеральных
специализированных медицинских учреждениях, подведомственных федеральному
агентству по здравоохранению и социальному развитию, федеральному
медико-биологическому агентству, Российской академии медицинских наук

     

1. Основные положения, основные понятия

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи по организации выполнения утверждаемого Минздравсоцразвития России государственного задания по оказанию высокотехнологичных видов медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских учреждениях, подведомственных Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, Федеральному медико-биологическому агентству, Российской академии медицинских наук.

Цель Методических рекомендаций - организация взаимодействия между участниками оказания высокотехнологичной медицинской помощи:

- главными распорядителями средств федерального бюджета (далее - ГРСФБ): Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию, Федеральным медико-биологическим агентством и Российской академией медицинских наук;

- федеральными специализированными медицинскими учреждениями, подведомственными указанным ГРСФБ;

- органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации (далее - ТОУЗ).

1.2. В настоящих рекомендациях используются следующие основные понятия:

Федеральное специализированное медицинское учреждение (далее - ФСМУ) - медицинское учреждение, включенное в Перечень федеральных специализированных медицинских учреждений, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 872 "О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля", а также в Перечень подведомственных Росздраву федеральных государственных учреждений, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.01.2005 N 32-р.

Перечень ФСМУ, выполняющих государственное задание по оказанию ВМП, финансируемой за счет средств федерального бюджета, в соответствии с заключенными соглашениями на оказание ВМП, утверждается приказом Минздравсоцразвития России.

Высокотехнологичная медицинская помощь (далее - ВМП) - комплекс лечебных и диагностических медицинских услуг, проводимых в условиях стационара с использованием сложных и (или) уникальных, обладающих значительной ресурсоемкостью медицинских технологий.

ВМП предоставляется в соответствии со стандартами медицинской помощи, утвержденными приказами Минздравсоцразвития России для федеральных специализированных медицинских учреждений, оказывающих ВМП, и финансируется за счет средств федерального бюджета.

Перечень видов ВМП и их профилей утверждается приказом Минздравсоцразвития России.

Пролеченный больной - больной, выбывший из стационара ФСМУ после достижения конечного результата госпитализации, которому оказаны один или несколько видов высокотехнологичной медицинской помощи в рамках соответствующего стандарта медицинской помощи.

Объем ВМП - число пролеченных больных (законченных случаев лечения), которым оказана высокотехнологичная медицинская помощь.

Стандарт медицинской помощи - объем медицинской помощи, предоставляемой больному при определенной нозологической форме в соответствии с МКБ-Х, утвержденный приказами Минздравсоцразвития России и рекомендованный для федеральных специализированных медицинских учреждений при оказании ВМП. Стандарт медицинской помощи включает перечень диагностических и лечебных медицинских услуг, с указанием количества и частоты их применения, перечень используемых лекарственных средств с указанием разовых и курсовых доз, перечень дорогостоящих изделий медицинского назначения (включая импланты, эндопротезы и т.д.), перечень компонентов крови с указанием количества и частоты их использования.

Стандарты медицинской помощи используются для расчета стоимости оказываемой медицинской помощи, а также могут применяться в целях установления требований к оказанию лечебных и диагностических услуг больным при определенных нозологических формах заболеваний и организации деятельности по контролю качества оказываемой медицинской помощи.

Нормативы финансовых затрат на оказание ВМП - величина финансовых средств, обеспечивающая за счет федерального бюджета затраты, связанные с оказанием ВМП, рассчитанная в соответствии со стандартами медицинской помощи на единицу финансирования ВМП - пролеченного больного и утвержденная приказом Минздравсоцразвития России в целях реализации государственного задания по оказанию ВМП в подведомственных Росздраву, ФМБА России и РАМН ФСМУ.

Указанные нормативы финансовых затрат дифференцируются по профилям ВМП, предусматривают состав компенсируемых затрат и применяются в целях планирования, финансирования и учета расходов федерального бюджета на ВМП.

Талон-направление на ВМП - учетная форма N 025/у-ВМП первичной медицинской документации, содержащая сведения, необходимые для организации, учета и контроля оказания ВМП больному за счет средств федерального бюджета, которая заполняется на каждом этапе получения ВПМ.

Талон-направление на ВМП используется для формирования "Листа ожидания" и Регистра ВМП.

"Лист ожидания ВМП" (далее - "Лист ожидания") - сведения о больных, проходящих в установленном порядке процедуру получения ВМП за счет средств федерального бюджета. Форма "Листа ожидания" утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 05.10.2005 N 617 "О порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний".

"Лист ожидания" заполняется на основании сведений из "Талона-направления на ВМП" и является частью Регистра ВМП.

На основе "Листа ожидания" формируется база данных по больным, нуждающимся в оказании ВМП, позволяющая реализовать управление потребностью населения Российской Федерации в ВМП.

Регистр ВМП - единая электронная база данных, формируемая на основе "Талона-направления на ВМП" и включающая сведения о больных:

- проходящих или ранее проходивших установленную процедуру подтверждения медицинских показаний на получение ВМП за счет средств федерального бюджета;

- ожидающих ее получения;

- проходящих курс лечения, получивших лечение в ФСМУ;

- лицах, которым было отказано в получении ВМП;

- снятых с учета по каким-либо причинам.

1.3. Оперативный обмен сведениями между ТОУЗ и ФСМУ, включая сведения, которые содержатся в "Талоне-направлении на ВМП" и "Листе ожидания" с соответствующими отметками и копии медицинских документов, осуществляется по электронной почте.

Ведение Регистра ВМП, "Талона-направления на ВМП", формирование "Листа ожидания" и необходимых отчетных форм и справок целесообразно осуществлять в электронном виде с помощью программных средств.

Данные о больном на каждом этапе движения пациента с целью получения ВМП заносятся в электронную базу данных, из которой по запросу формируется "Лист ожидания".

На каждом этапе ФСМУ направляет в ТОУЗ письменные обоснования принимаемых решений (по вопросам госпитализации больного, отсрочке госпитализации либо отказе в оказании ВМП).

2. Рекомендации по деятельности ФСМУ, связанной с отбором больных
и оказанием ВМП

2.1. Основанием для начала работы ФСМУ по отбору больных для оказания ВМП является поступление из ТОУЗ следующих документов:

- заполненного в установленном порядке "Талона-направления на ВМП";

- подробной выписки из истории болезни с заключением соответствующего главного специалиста-эксперта с обоснованием необходимости в ВМП;

- данных клинических, лабораторных и других исследований, соответствующих профилю заболевания, не более чем месячной давности.

ФСМУ осуществляет заочную консультацию больного по указанным документам и направляет сведения о принятом решении в ТОУЗ в течение 10 дней со дня поступления в ФСМУ документов больного (при проведении очной консультации - в течение 5 дней).

2.2. В случаях, когда по результатам заочной консультации больного (а также по результатам телеконсультации, очной консультации больного) на основании рекомендаций совещательного органа - комиссии ФСМУ по отбору больных для оказания ВМП определены медицинские показания для госпитализации, ФСМУ принимает решение об оказании ВМП больному и назначает дату плановой госпитализации.

2.3. ФСМУ может отложить принятие решения о необходимости оказания ВМП.

2.3.1. По результатам проведения заочной консультации по медицинским документам, в следующих случаях:

- неправильного (неполного) оформления поступившей медицинской документации и (или) "Талона-направления на ВМП";

- необходимости дополнительного обследования больного, проведения предварительных лечебных и оздоровительных мероприятий;

- необходимости проведения очной консультации больного в ФСМУ (либо по возможности проведения телеконсультации).

2.3.2. Пациентам, прибывшим на госпитализацию в ФСМУ с "Талонами-направлениями на ВМП" с целью получения ВМП в случаях:

- отсутствия требуемых для госпитализации документов и справок;

- карантина в ФСМУ;

- обострения у больного хронического заболевания, наличия у больного острого и (или) инфекционного заболевания в момент госпитализации, являющимися препятствием для оказания ВМП;

- опоздания больного к назначенной дате госпитализации при отсутствии в момент прибытия больного в ФСМУ свободных мест.

ФСМУ доводит до ТОУЗ в письменной форме аргументированные предложения по дальнейшей тактике проведения мероприятий, необходимых для принятия окончательного решения, и назначает другую дату госпитализации.

2.4. ФСМУ может принимать решение об отказе в оказании ВМП.

2.4.1. По результатам проведенной заочной консультации по медицинским документам в случаях:

- отсутствия показаний для оказания ВМП;

- тяжести состояния больного, обусловленного особенностями течения основного заболевания, или наличием тяжелой сопутствующей патологии;

- несоответствия нозологической формы заболевания, имеющегося у больного, профилю деятельности ФСМУ.

2.4.2. Пациентам, прибывшим на лечение в ФСМУ или поступившим в стационар ФСМУ с целью оказания ВМП, по данным дополнительного обследования и лечения в случаях:

- выявления отсутствия показаний для оказания ВМП;

- возникновения осложнений или ухудшений в состоянии больного, обусловленных особенностями течения самого заболевания или наличием тяжелой сопутствующей патологии, препятствующих оказанию ВПМ;

- отказа больного от оказания ВМП в период нахождения на стационарном лечении.

В случаях смертельного исхода, наступившего до момента оказания ВМП, ФСМУ доводит до ТОУЗ соответствующие сведения о том, что ВМП больному не оказана.

2.5. По окончании лечения ФСМУ выдает пациенту заключение о проведенном лечении и рекомендации по дальнейшему лечению и наблюдению по месту жительства, а также заполняет и направляет в ТОУЗ "Талон-направление на ВМП". В случае необходимости повторной госпитализации в "Талоне-направлении на ВМП" делается соответствующая отметка.

2.6. При поступлении больного с направлением от Минздравсоцразвития России, главных распорядителей средств федерального бюджета (Росздрава, ФМБА России и РАМН) за счет соответствующего резерва ФСМУ принимает решение по оказанию ВМП, заполняет "Талон-направление на ВМП" (кроме 2-4 части) и направляет сведения о больном в ТОУЗ по месту жительства больного, а также информирует о принятом решении направившую организацию (Минздравсоцразвития России, ГРСФБ).

27. В случае, если в период пребывания больного на стационарном лечении в ФСМУ выявлено, что больному не показана ВМП, но он относится к категории граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг (см. приказ Минздравсоцразвития России от 05.10.2005 N 617), ФСМУ оказывает больному необходимую медицинскую помощь за счет бюджетного финансирования по смете расходов на текущее содержание.

3. Рекомендации по деятельности ТОУЗ,
связанной с отбором и направлением больных
на получение ВМП в ФСМУ

3.1. В целях принятия ТОУЗ обоснованного решения о направлении медицинских документов больного на заочную консультацию в ФСМУ в соответствии с доведенными Минздравсоцразвития России до ТОУЗ плановыми показателями по числу больных, которым может быть оказана ВМП за счет средств федерального бюджета, целесообразно создание совещательного органа - комиссии ТОУЗ по отбору больных для направления на оказание ВМП (далее - Комиссия ТОУЗ).

Состав, выполняемые функции и регламент деятельности Комиссии ТОУЗ устанавливаются в порядке, определяемом ТОУЗ.

3.2. Основанием для принятия ТОУЗ решения для направления на оказание ВМП в ФСМУ являются рекомендации Комиссии ТОУЗ, сформированные по результатам рассмотрения заключения главного внештатного специалиста-эксперта ТОУЗ о необходимости оказания данного вида ВМП в ФСМУ соответствующего профиля, обоснованного:

- данными медицинской документации больного;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»