Недействующий

     

Проект N 285271-4  


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"
в связи с необходимостью обеспечения единого образовательного
пространства Российской Федерации

Статья 1


Внести в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 30, ст. 3111) следующие изменения:

1) статью 4 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

"5) обеспечение единого образовательного пространства Российской Федерации.";

2) в статье 14:

а) дополнить пунктом 2_1 следующего содержания:

"2_1. Содержание образования устанавливает требования, которым должны соответствовать образовательные программы.

Содержание соответствующего компонента начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования определяется законом. ";

б) пункт 5 дополнить абзацами следующего содержания:

"Правительство Российской Федерации разрабатывает и не реже одного раза в пять лет вносит проект федерального закона о содержании федерального компонента начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и не реже одного раза в пять лет вносит проект закона субъекта Российской Федерации о содержании регионального компонента начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.";

в) дополнить пунктами 5_1 - 5_3 следующего содержания:

5_1. Стабильные учебные программы - это разработанные на основе закона о содержании образования учебные программы для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Стабильные учебные программы, содержащие федеральный компонент образования соответствующего уровня, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Стабильные учебные программы, содержащие региональный компонент образования соответствующего уровня, утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

5_2. Стабильные учебники - это учебники, разработанные на основе стабильных учебных программ.

Стабильные учебники, отражающие федеральный компонент образования соответствующего уровня, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Стабильные учебники, отражающие региональный компонент образования соответствующего уровня, утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

5_3. В экспериментальных школах возможно обучение на основе экспериментального образования, не соответствующего установленному законом содержанию образования.

Максимально  возможное число экспериментальных школ, программ и учебников в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. "

Статья 2


Настоящий Федеральный закон вступает в силу 1 июля 2006 года.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в связи с необходимостью обеспечения единого образовательного пространства Российской Федерации"


Проект закона направлен на законодательное закрепление единого образовательного пространства Российской  Федерации, вводит понятия содержания образования, стабильных учебных программ и стабильных учебников.

Содержание начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования определяется соответственно федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.

Стабильные учебные программы и стабильные учебники по соответствующим компонентам содержания образования предлагается утверждать Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Вводится понятие экспериментальных школ, программ, учебников.


Правительство
Российской Федерации
26 июля 2006 г. N 2745п-П44

Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации

На N 2.12-17/292 от 13 апреля 2006 г.


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 285271-4 "О внесении изменений в Закон
Российской Федерации "Об образовании" в связи с необходимостью обеспечения
единого образовательного пространства Российской Федерации"
, внесенный
депутатами Государственной Думы Б.А.Виноградовым, Д.О.Рогозиным,
 А.М.Бабаковым, А.Н.Савельевым, Т.В.Плетневой


В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект представленного федерального закона.

Законопроектом предлагается обеспечить единое образовательное пространство путем определения содержания федерального и регионального компонентов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования законами, разрабатываемыми соответственно Правительством Российской Федерации и высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации не реже одного раза в пять лет. Кроме того, вводятся понятия "стабильные учебные программы", "стабильные учебники" и "экспериментальные школы".

Согласно законопроекту, содержание образования устанавливает требования, которым должны соответствовать образовательные программы.

Предлагаемые изменения противоречат статье 7 Закона Российской Федерации "Об образовании", согласно которой Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников, а утверждение государственных образовательных стандартов происходит не реже одного раза в десять лет.

Отнесение к компетенции Правительства Российской Федерации полномочия по утверждению "стабильных учебных программ" и "стабильных учебников" не согласуется со статьей 14 Закона Российской Федерации "Об образовании", которой предусмотрено, что образовательные программы разрабатываются, принимаются и реализуются образовательным учреждением самостоятельно, а государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.

Также неясно, имеются ли различия между используемым в законопроекте понятием "учебная программа" и содержащимся в Законе понятием "образовательная программа".

Законопроектом предусматривается возможность обучения в экспериментальных школах на основе экспериментального образования, не соответствующего установленному законом содержанию образования.

Необходимо отметить, что обучение не может осуществляться на основе образования.

Кроме того, образовательные учреждения, реализующие образовательные программы, не соответствующие государственным образовательным стандартам, не смогут выдавать своим выпускникам документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.

Правительство Российской Федерации не поддерживает проект федерального закона.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
А.Жуков




Текст документа сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»